6 декабря 2016, вторник

Украина выходит на тропу информвойны: как телеканал Ukraine Today намерен победить Russia Today

Два в одном: Александр Ткаченко, генеральный директор 1+1 медиа, сидит в студии ТСН, которая легким движением инженеров превращается в студию UT
Фото: Наталья Кравчук

Два в одном: Александр Ткаченко, генеральный директор 1+1 медиа, сидит в студии ТСН, которая легким движением инженеров превращается в студию UT

С появлением UT Украина стала первой в мире страной, где “иновещанием” занялось не государство, а частный бизнес

Первый рабочий день международного телеканала Ukraine Today (UT) в воскресенье 24 августа совпал сразу же с двумя парадами. Первый прошел в Киеве по случаю Дня независимости Украины. Второй — в Донецке, по случаю его порабощения.

Татьяна Пушнова, генпродюссер UT, внимательно просматривает видеоматериал, на котором боевики ДНР конвоируют военнопленных по центральной улице столицы Донбасса. На второй минуте не выдерживает, выключает: “Все, не могу на это смотреть”.

А придется. Такая у нее работа — родину защищать. Речь идет об информационной защите.

Ради нее на базе 1+1 медиа создан первый украинский телеканал круглосуточного англоязычного вещания, впереди — создание немецкоязычной и русской редакции.

Цель проекта — обеспечить международное сообщество информацией о жизни, политике, экономике, о людях и нелюдях, действующих и бездействующих в самом крупном восточноевропейском государстве.

Впрочем, удержать внимание западного зрителя одними лишь украинскими новостями будет сложно. Поэтому в эфире UT также идут новости из так называемого дальнего и ближнего зарубежья.

Причем, на взгляд Александра Ткаченко, генерального директора 1+1 медиа, Польша — это ближнее, а, например, Казахстан — дальнее. “Мы рассчитываем, что зазвучит не только голос Украины, но и всей Восточной Европы”,— заверяет он.

В сентябре менеджмент приступает к международной раскрутке телеканала, а также к переговорам с крупными кабельными операторами Великобритании, Германии, Польши и т. д.

Ткаченко прогнозирует, что в ближайшие два месяца UT разойдется по телевизорам Западной Европы, а в следующем году откроет Америку.

Уже сейчас сигнал канала принимает один из самых мощных на континенте спутников Hot Bird, которым управляет французская компания Eutelsat. Зона покрытия — Европа, Северная Африка, Ближний Восток.

Британец Винсент Манди, журналист UT, надеется, что многие из его земляков включат украинский телеканал в свое ежедневное информационное меню.

“Проблемы Украины — это проблемы любой европейской страны. В глобальном мире мы уже не рассматриваем отдельную страну как изолированное государство”,— говорит он.


Рабочий момент: / Наталья Кравчук
Рабочий момент: Винсент Манди, фотограф по образованию, профессионально, без запинки начитывает текст сюжета / Наталья Кравчук


Говорит и показывает

UT — уникальное явление в практике международного вещания. Это первый проект, который создается исключительно на средства частного бизнеса, в данном случае миллиардера Игоря Коломойского.

Арабский канал Аль-Джазира, французский TV5 Monde, немецкий DW, европейский Euronews, Голос Америки, Russia Today (RT) — все они в разных пропорциях являются правительственными проектами. Их цель — заявить о своем месте в глобальном мире, донести до жителей земли свои взгляды на современность, влиять на международную повестку дня.

UT такие задачи еще не по плечу, да и не по карману. В подтверждение этого Ткаченко говорит, что годовой бюджет RT — $320–350 млн. В этом году будет увеличен и он. Кремль добавил к общей смете $50 млн для запуска франкоязычной версии своего телеканала.

В 2015‑м также планируется запустить вещание RT для немцев. Офис в Берлине расширяется. Угнаться за кошельком Газпрома нереально.

Каков размер вливаний в украинский телеканал, гендиректор 1+1 медиа сообщать отказывается. Он раскошелился лишь на тонкий намек — пока что немногим менее $10 млн.

Большая часть этих средств ушла на оплату услуг спутника, дистрибуцию в Европе и продвижение бренда. “Мы изначально говорим: мы не Russia Today.

И амбиций у нас таких нет”,— уточняет Ткаченко. При этом он отмечает, что схожесть имен телеканалов поспособствует узнаваемости бренда. “Можно же использовать потраченные безумные деньги в своих интересах”,— иронизирует он.

Будут отличаться украинский и российский проекты и по уровню зарплат. По словам российского журналиста Евгения Киселева, телеведущего телеканала Интер, начинающий корреспондент на RT может претендовать на зарплату в $5–6 тыс. На UT предлагают впятеро ниже.

Шеф-редактор UT Питер Дикенсон считает, что нет смысла соревноваться с российским международным вещанием, и не столько по причине разницы в бюджетах, сколько из‑за различия в целях.

“Их политика в основном заключается в том, чтобы показывать, как плох Запад,— поясняет британский журналист.— Россия может и хочет позиционировать себя как альтернативный мировой голос”.

В свежей статье на сайте The Wall Street Journal нынешнее расширение вещания RT на немецкоязычную и франкоговорящую Европу объясняется желанием Москвы вбить клин между Европой и США.

Конфликт в Украине — это точка опоры, через которую Кремль и хочет перевернуть весь мир. “Мы просто хотим покончить с доминированием так называемых англосаксонских СМИ”,— объяснил ближайшие задачи глава нового информационного агентства Россия сегодня Дмитрий Киселев.

UT ни с кем покончить не собирается, да и, как честно признается Дикенсон, не способно этого сделать. Зато хочет побороться за западную аудиторию.

“Это те, кто 10 лет назад начинал смотреть Аль-Джазира,— поясняет Дикенсон.— И в том числе это те, кто смотрит Russia Today и хочет видеть какую‑то другую точку зрения”.


Зеркало ТВ: / Наталья Кравчук
Зеркало ТВ:  Питер Дикенсон, шеф-редактор UT, любуется сюжетом ВВС, в котором он рассказывает о стратегии нового телеканала / Наталья Кравчук


Украинка Ирина Верити живет сейчас в Вашингтоне, она 20 лет работает в сфере украинско-американских стратегических коммуникаций и взаимоотношений с правительственными организациями.

Она утверждает, что у американцев отсутствует представление о том, что на их страну что‑то может существенно влиять. Америка омывается двумя океанами, и соседи у нее прогнозированные.

“А вот если цены на газ с утра изменились, и это случилось из‑за событий в Украине — это суперважно,— заверяет Верити.— В такие моменты для того, чтобы быстро обеспечить четкой информацией, должен быть канал с хорошей репутацией”.

Вот за эту аудиторию в ЕС и США начинается борьба Давида с Голиафом. Гендиректор 1+1 медиа озвучивает свою программу-минимум так: честный рассказ для англоязычной, затем немецко- и русскоязычной аудитории о событиях в Украине. Задача облегчается тем, что в распоряжении UT техническая и информационная база ТСН.

Позже будет разбросана по миру своя корреспондентская сеть. “Рассчитываем на материалы с Запада, которые будут рассказывать, какие крайне левые и крайне правые партии поддерживают Россию и почему это происходит,— дополняет Ткаченко.— Достаточно широкий круг экспертов будет работать для нас в Европе”.

Но это в будущем, пока же UT стартовал в формате, приближенном Euronews. Новостные блоки, в эфире нет ни ведущих, ни студий с экспертами, ни ток-шоу.

Все потому, что ключевая задача — как можно быстрее запустить свое международное вещание, пока события в Украине вызывают общественный интерес у англоязычной аудитории.

“Государство хотело объединить УТР, Первый национальный и БТБ (там есть хорошая техническая база) и сделать государственный международный канал,— рассказывает Наталия Лигачева, главный редактор портала Телекритика.— Но это долго, и средств нет”.

Голос Украины

— Вы бы смотрели, например, телеканал Киргизия Today? — спрашивает НВ у менеджера по внешним коммуникациям группы компаний 1+1 Галины Грубляк.

— Вряд ли.

— Почему же вы решили, что США или Западная Европа захотят смотреть Ukraine Today?

Это ключевой вопрос, над которым сейчас размышляет менеджмент, редакция, причастные и непричастные к судьбе первого “иновещательного” телеканала страны.

“Украина пребудет в центре внимания мировых и региональных СМИ не очень долго,— утверждает профессиональный дипломат, а ныне председатель правления фонда Майдан иностранных дел Богдан Яременко.— Дальше или война закончится, или к теме привыкнут”.

Бывший генконсул Украины в Турции говорит, чтобы найти свою аудиторию, UT должен позиционировать себя не как украинский, а как региональный канал, чьи новости освещают события в Средней Азии, на Кавказе, в Балтии.

Берлинский спортивный журналист Стефан Фибриг не типичный немец. Он интересуется информацией из Украины гораздо больше, чем его соотечественники. Просмотрев новости на UT он сказал, что такой канал будет в Германии иметь успех, если заговорит на немецком.

И еще: “Они будут интересны, если будут вещать о событиях в Украине или о том, что касается Украины. Для международного освещения событий уже есть другие каналы, которые делают это лучше,— BBC, CNN, Аль-Джазира.— И у них для этого есть больше денег”.

В этом круговороте мнений концепция вещания UT за четыре месяца подготовки эфира претерпела сотню изменений и в конце концов остановилась на варианте разнообразить украинские новости контентом коллег из Польши, Румынии, Прибалтики, Турции.

“Те страны, которым посчастливилось жить рядом с нынешней Россией,— иронично замечает Ткаченко.— Кто ощущает ее легкое дыхание. Им есть что сказать. Такого предложения на рынке не существует”.


Наталья Кравчук
Гендиректор 1+1 медиа озвучивает свою программу-минимум так: честный рассказ для англоязычной, затем немецко- и русскоязычной аудитории о событиях в Украине / Наталья Кравчук


На каждое предложение нужен спрос и техническая возможность его удовлетворить. Яременко рассказывает, что, например, в Британии невероятно сложно попасть в кабельные сети. Иметь собственную спутниковую тарелку необычайно дорого и бюрократически сложно.

Некоторое время назад МИД уже поручал ему найти выход, точнее вход в кабельные сети Британии, говорит дипломат: “…или ICTV, или “плюсам”, не помню”.

“Я попробовал в лоб атаковать этим вопросом оператора Sky в Британии,— продолжает Яременко.— Но там ответили, что в ближайшее время все наши пакеты полны, пересматривать их, если не будет массовых обращений зрителей, мы не будем”.

Чтобы добиться пусть не массовых, но хоть каких‑нибудь обращений, Ткаченко и его молодая команда готовят на осень маркетинговую кампанию. “Это будет классическое роуд-шоу в ряде стран и оригинальные проявления, которые мы храним в секрете,— интригует Ткаченко.— Можете мне поверить, они будут очень неожиданные”.

Сам же проект на телеканале называют альтруистичным, так как отбить вложенные средства вряд ли удастся. Во всяком случае, рекламы на UT нет, спонсорская поддержка — разве что на бумаге, деньги от подписчиков — мечта.

“У нас, безусловно, остро стоит вопрос денег,— признается топ-менеджер 1+1 медиа.— Но в краткосрочной перспективе не вопрос, сколько заработаем, а вопрос, как сделать так, чтобы деньги были потрачены эффективно”.

Отдел кадров

Еще до выхода в эфир UT на почту к Дикенсону и на его личную страничку в соцсетях приходят десятки писем с разных стран мира с предложением сотрудничества — то в качестве корреспондента, то в области перевода текстов, например, на русский. За рубежом большая русскоязычная аудитория.

Несколько человек изъявили желание переехать из Канады в Украину для работы на UT. Они согласны на скромное как по североамериканским меркам жалование. Примерно 10 профессиональных телевизионщиков из России тоже дали знать, что готовы к переезду.

Ткаченко просил пока что не разглашать, кто это, “чтобы у ребят не было там проблем”.

Дикенсон говорит, что концепция такова: за кадром, а позднее и в кадре работают только носители английского языка. Могут быть и украинцы с блестящим знанием английского. Прожившие в англоязычной среде лет 15.

Сейчас на UT работает команда журналистов из Британии, Ирландии, Канады и США. Почти все они уже несколько лет живут в Украине. Винсент Манди, например, здесь провел в общей сложности три года, и он практически не говорит по‑русски или по‑украински, а Дикенсон здесь уже 16 лет. У него хороший русский язык — правда, с заметным акцентом.

Нанимать на работу на международный канал медиаэкспатов — это не украинское ноу-хау. Набивший оскомину Russia Today во всех своих корпунктах, да и в московской редакции также использует западных журналистов.

— Как ваши земляки относятся к тому, чтобы заниматься нечистоплотной пропагандой, как это случается на RT?

— Это люди, которые не имеют никакого отношения к бывшему Советскому Союзу или Восточной Европе,— рассказывает Дикенсон.— Для них это не является грязной работой. Им пофиг. Когда убивали украинцев, - ничего. Когда сбили малазийский лайнер и погибли англичане, они сказали, нет, я не могу. Он проработал пять лет, а теперь уходит, потому что не можешь спокойно сидеть в лондонском кафе.

Чтобы не наступить на те же русские грабли, Пушнова обещает блюсти чистоту жанра. “Мы будем развивать корреспондентскую сеть,— рисует новые горизонты генпродюссер UT.— Например, корпункт в Вашингтоне. Это будет конкретный человек, представляющий интересы канала”.

Никакой пропаганды, исключительно стандарты западной журналистики. Так, конечно, говорят все. И все понимают, что совсем без пропаганды, вероятно, не получится, намекает Лигачева.

“Американцы считают, что государство может заниматься пропагандой только в формате “иновещания”,— приводит она пример, на который равняется мир.— А внутри страны оно должно быть отделено от идеологии, СМИ, культуры. По этому принципу и создан был Голос Америки”.

И все же британец Винсент Манди обещает, что уж он точно никогда не будет заниматься пропагандой. Сказанное закрепляет противоположным, объясняя причину своего приезда в Киев так: “Украина — это лучшая страна в Европе. И это не пропаганда”.

Материал опубликован в №16 журнала Новое Время от 29 августа 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: