9 декабря 2016, пятница

Получите распишитесь. Основатель Новой пошты рассказал, как превратить $6 тыс. в успешную компанию

Получите распишитесь. Основатель Новой пошты рассказал, как превратить $6 тыс. в успешную компанию
Имея всего несколько тысяч долларов, быший инженер Вячеслав Климов построил успешную компанию общенационального масштаба с оборотом 2 млрд грн в год и 18 тысяч сотрудников

Бывшему авиаконструктору Вячеславу Климову больше не снятся самолеты, их место прочно заняли посылки. Когда‑то он был инженером авиастроительного предприятия Антонов, где работал в строгих условиях бывшего советского завода — даже для того, чтобы выйти в обед за территорию предприятия выпить кофе с товарищем, приходилось брать разрешение у начальника. Хотя наряду с неудобствами у него были стабильная работа, уважение коллег и предсказуемая карьера.

Все это Климов обменял на собственный бизнес — сервис экспресс-доставки общенационального масштаба Нова пошта. Сегодня это одна из самых динамично развивающихся отечественных компаний: из небольшого стартапа, которым она была в начале 2000‑х, Нова пошта выросла в разветвленную структуру с оборотом в 2 млрд грн в год и штатом в 18 тыс. человек. Компания предоставляет логистические, финансовые, почтовые услуги и стала практически неотъемлемым атрибутом торговли в интернете. В стране нелегко найти интернет-магазин, который не пользуется этим сервисом.

Поговорить о бизнесе Климов предложил без отрыва от производства — в своем новом офисе в бизнес-центре Евразия на Столичном шоссе в Киеве, куда компания переехала совсем недавно. Ультрасовременная офисная обстановка не вытеснила дух Новой пошты: журналиста НВ не покидало чувство, что интервью проходит в одном из отделений компании — тот же стиль, те же цвета, та же деловитая суетливость сотрудников.

 

Пять вопросов Вячеславу Климову:

— Ваше самое большое достижение? 
— То, что украинцы любят Новую пошту и доверяют ей.

— Самый большой провал? 
— Масштабных провалов не припомню, а к ошибкам я отношусь философски. Каждая из них — это попытка найти правильное решение.

— На чем вы передвигаетесь по городу? 
— На автомобиле Audi A8 L.

— Какая книга из последних прочитанных произвела на вас наибольшее впечатление и почему? 
— Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю Бориса Джонсона. Мне импонирует один из главных принципов Черчилля — никогда не сдаваться.

— Кому бы вы не подали руки? 
— Вору и предателю.

 

— Ваша компания недавно изменила свой имидж, провела ребрендинг. Вы, как акционер, который потратил на это деньги, довольны результатом?

— С ребрендингом произошла абсолютно удивительная история. Буквально на следующий день после того, как логотип изменился, мы проснулись другими людьми. Компания стала иной — современней и ближе к потребителю. Но исследований мы не проводили. Могу только сказать, что в год ребрендинга мы выросли на 50 %, и я не жалею ни об одной потраченной гривне.

— Кроме этого, вы проводите сейчас реструктуризацию, назначили нового главного исполнительного директора. Что у вас произошло?

— Сейчас в результате этой реструктуризации собственники окончательно ушли от операционного руководства, но остались в активнейшем управлении компанией. Мы формируем видение, участвуем в формулировке стратегии. Если угодно, нашу нынешнюю профессию можно назвать мечтатели.

— Вы могли бы уточнить, о ком говорите? Кто сейчас является акционерами? Я знаю три имени. Они остаются?

— Да, они остаются акционерами. Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов — это основные акционеры компании. Инна Поперешнюк — это миноритарный акционер компании и один из ее сооснователей.
 
 
ДЕЛО В КОРОБКАХ: 
Недавно Вячеслав Климов провел ребрендинг Новой пошты 
и утверждает, что вслед за этим его компания выросла на 50%
 

 
— Можете уточнить конкретные доли?

— Я могу уточнить, что Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов являются мажоритарными акционерами — они владеют контрольным пакетом.

— Вернемся к вашей нынешней функции в компании. Если вы мечтатели, то о чем мечтаете?

— Мы хотим сделать лучшую экспресс-доставку в Украине. Мы хотим создать лучшую сервисную компанию в Украине. Мы хотим организовать инфраструктуру, которая очень дружелюбно и легко позволит развиваться украинскому бизнесу и коммуницировать гражданам Украины и со всем миром, и со своими близкими внутри страны.

— А на что это похоже? На FedEx (международная курьерская служба доставки)? В мире уже существует такой сервис?

— Я думаю, мы хотим стать неким миксом экспресс-доставки и компании, которая будет предоставлять решения для своих клиентов. Если клиенту хочется что‑то купить, появляется Нова пошта. Если клиенту хочется что‑то отправить — появляется Нова пошта. И мы должны это делать легко, доброжелательно. В моем представлении лучшая экспресс-доставка — это та, которую никто не заметил. Мы к этому стремимся.

— В Украине уже год работает связь 3G. Как это повлияло на ваш бизнес? Увеличились ли ваши доходы, обороты?

— Я думаю, что прежде всего связь есть в бурном росте сегмента е-commerce [электронной коммерции]. Поскольку е-commerce — это один из наших ключевых сегментов. Я, наверное, не знаю интернет-магазина в Украине, который бы не сотрудничал с Новой поштой. Сейчас для нас сегмент е-commerce — наиболее быстрорастущий. По моим оценкам, он может расти в среднем на 40–50 % в год. В то же время наши крупнейшие клиенты могут демонстрировать рост в 100 % за год.

— Давайте проведем небольшой экскурс в историю вашей компании. Есть общеизвестная история о том, будто все началось с того, что вы сидели, пили чай и думали о том, как доставить коробку конфет автобусом в другой город. Так и было?

— История любой компании обрастает какими‑то мифами. Конфеты были, а чая — нет. Но то, что мой партнер Владимир Поперешнюк, работая в собственном кондитерском бизнесе, столкнулся с проблемой доставки своей продукции,— это факт. Решения этой проблемы в начале 2000‑х не было. И у него зародилась идея создать такой бизнес. Он поделился ей со мной.

— И вы начали, вложив смешные деньги?

— Если не ошибаюсь, 6 или 7 тысяч долларов, которые на самом деле не являлись инвестициями, а, по сути, были предоплатой за наши будущие услуги.

— А был такой момент, когда вы работали-работали и вдруг поняли, что дальше не можете, хочется бросить, но не бросили?

— Я помню несколько критических моментов. Например, через три недели после начала работы у нас по‑прежнему не было ни одного заказа. Потом, через четыре-пять месяцев после начала работы наши близкие, не наблюдая особого роста, предложили нам возвращаться к реальной, на их взгляд, деятельности и заканчивать с этим стартапом. Я думаю, что в жизни любого бизнесмена есть какие‑то критические точки, когда хочется бросить.

— Почему не бросили?

— Мы упрямые. Любим работать, любим спорт. Я и мой партнер занимались и по‑прежнему занимаемся боксом. Мы бегаем, ведем достаточно активный образ жизни, и, наверное, оттуда один из наших принципов — не сдаваться.

— А когда вы впервые почувствовали, что заработали настоящие деньги? Ощутили себя состоятельными?

— Я думаю, это произошло где‑то лет через восемь-девять после начала работы. Мы впервые ощутили, что это деньги, которые заметны. Правда, я должен отметить, что мы по‑прежнему основные средства, которые зарабатываем, реинвестируем обратно в компанию.

— Насколько я понимаю, вы развивались где‑то до 2010–2011 года, а потом решили, что нужно работать по‑другому?

— Я думаю, что переломным моментом послужил кризис 2008-го. Наша реакция на то, что произошло осенью 2008 года, была очень бойцовской, на мой взгляд. Мы решили идти в атаку. Если в других индустриях многие игроки пережидали кризис, резко сократили затраты на маркетинг, на развитие — мы действовали наоборот. Резко начали наращивать затраты на маркетинг, развивать сеть, искать новых клиентов, понимая, что их теперь не так уж много. 

— А вам тогда говорили, что вы сумасшедшие и глупо поступаете?

— Помните замечательный фильм Формула любви? В нем граф Калиостро говорит о том, что он очень любит погоню, потому что погоня не оставляет времени думать. По­этому с нами никто не разговаривал. Нашу позицию никто не осуждал и не обсуждал. Дискуссии не было. Речь шла только о выживании.

— И в какой‑то момент у вас появилась идея заняться сегментом электронной коммерции. Как она возникла?

— На самом деле эта идея была реакцией на кризис. Мы понимали, что у клиента стало меньше денег, но это не отменяет его желания подарить что‑то близким или приобрести что‑то новое себе. Он будет искать способ сделать это дешевле и пойдет из обычной розницы в интернет-магазины. Мы приняли решение, что должны быть лучшим выбором для интернет-магазинов. Наши менеджеры формировали списки онлайн-магазинов, выискивали их в интернете независимо от размера этих компаний. Они целенаправленно шли в интернет-магазины. И эта стратегия дала результат — уже в 2010 году, мы, по сути, работали с большинством интернет-магазинов.

— Хороший бизнес. А рентабельность?

— Это нелегкие деньги. Безусловно, если говорить о рентабельности и сравнивать с телекомом, то это несравнимые вещи. Это тяжкий труд. Потому что, по сути, мы зарабатываем одну гривню или одну копейку на миллионе трансакций. Это сложный заработок.

 

 

Материал опубликован в НВ №12 от 31 марта 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: