9 декабря 2016, пятница

Полет нормальный: Как главный аэропорт страны Борисполь переживает инфраструктурную революцию

комментировать
Взлетное настроение: Генеральный директор аэропорта Борисполь Сергей Гомболевский полон решимости осуществить мечты пассажиров
Фото: Наталья Кравчук

Взлетное настроение: Генеральный директор аэропорта Борисполь Сергей Гомболевский полон решимости осуществить мечты пассажиров

Семь новых ресторанов, продуманная логистика для транзитных пассажиров, удобная парковка и новый терминал для лоукостеров. Это не аэропорт Мюнхена - таким в ближайшем будущем обещает стать главный аэропорт Украины Борисполь

Не забудьте поесть, в Борисполе будет дорого”,— такую надпись предприимчивый владелец какого‑то малоизвестного ресторана разместил на билборде на подъезде к аэропорту.

И это работает: вокруг аэропорта зарабатывают все — небольшие гостиницы, супермаркеты, бензозаправки. Но только не сам аэропорт Борисполь.

В ближайшее время руководство этого госпредприятия, являющегося главными воротами страны, решило исправить ситуацию.

В скором будущем в аэропорту появятся современные парковки, а также всевозможные современные новации, удобные для пассажиров и привлекательные для обслуживающих их авиакомпаний, откроются новые кафе, рестораны и магазины.

Стоимость революции в Борисполе — значительная часть прибыли аэропорта, которая по итогам года составит 160 млн грн.

Продукты системы

Последние шесть лет на территории главных воздушных ворот страны идет интенсивное строительство. В дополнение к построенному еще в советское время терминалу B возвели простой и понятный — такой можно увидеть в небольших европейских городах — терминал F.

“В 2008 году терминал B трещал по швам, там нечем было дышать,— вспоминает недавнее прошлое первый заместитель гендиректора аэропорта Борис Шахсуваров.—Чтобы устранить проблему, было решено построить простой и технологичный терминал F”.

Новый терминал обошелся сравнительно недорого и, по словам Шахсуварова, уже окупился. Гендиректор считает, что его Борисполю с головой хватило бы — если бы не Евро-2012, когда страна ждала в гости десятки футбольных клубов и сотни тысяч их болельщиков.

Борисполю с головой хватило бы терминала F - Борис Шахсуваров, первый заместитель гендиректора Борисполя

Тогда начали возводить терминал D, особую роль в строительстве которого сыграл бывший министр инфраструктуры Борис Колесников.

В 2011 году он рассчитывал, что пассажиропоток будет значительно больше, чем сегодня.

По первоначальному замыслу терминал D должен был обслуживать до 10 млн пассажиров в год, а в перспективе — все 15 млн. При этом F должны были отдать лоукостам.

В 2011 году Колесников назначил руководить аэропортом Антона Волова, а прежние менеджеры Борисполя — Борис Шахсуваров и его Сергей Гомболевский — были вынуждены уйти.

Спешка, с которой Колесников готовился к Евро-2012, вскоре сыграла и против него самого. Он ушел в отставку — как и его гендиректор. После этого Счетная палата заявила, что на реконструкцию аэропорта было неэффективно потрачено 3,7 млрд грн. А загруженность аэропорта после Евро-2012 составляла всего 32 %.


Продуктовая экспансия: Заведения общепита значительно увеличат свою площадь в терминале D / Наталья Кравчук
Продуктовая экспансия: Заведения общепита значительно увеличат свою площадь в терминале D / Наталья Кравчук


“Инвестиции оказались экономически необоснованными, проводились с нарушением законодательства”,— заявляли в палате.

Колесников парировал: “Все аэропорты Турции и ОАЭ построены “на вырост”. А члены Счетной палаты просто не имеют достаточной квалификации”.



Сегодня проблему излишних мощностей, а также наполнения их необходимыми атрибутами среднестатистических европейских аэропортов — ресторанами, кафе, магазинами duty free — вновь решают Гомболевский и Шахсуваров, вернувшиеся в Борисполь вскоре после победы Майдана.

Прикладная футурология

Главный аэропорт страны сегодня часто называют идеальным местом для заработка ГАИ.

Пролетая от метро Бориспольская до аэропорта минут за 5–7, еще не отойдя от быстрой езды, водители въезжают на эстакаду, которая ведет к входу на второй этаж терминала D. И тут понимают, что проехать к паркингу уже не получится. Нужно разворачиваться.

Многие бросают автомобили прямо за входом. По возвращении их уже ждет бригада ГАИ.

Решить эту проблему руководители Борисполя хотели за счет строительства возле терминала многоуровневого паркинга более чем на 2 тыс. мест. Строительство должно было завершиться к Евро-2012. Но все закончилось возведением бетонного каркаса, глядя на который кажется, что на его завершение уйдут годы.

Сергей Гомболевский убеждает, что это не так и заработает он к лету 2015 года. Паркинг планируется построить с переходом прямо на четвертый этаж, а также c подъемниками. Ранее сообщалось, что стоимость парковки здесь будет 60–100 грн в сутки, хотя девальвация гривны, видимо, может внести свои коррективы.

“Хочешь написать что‑то хорошее о Борисполе? — спрашивает НВ Леонид Антоненко, юрист киевской юрфирмы SayenkoKharenko.— Напиши, что единственное, что меня впечатляет в аэропорту сейчас, это скорость, с которой я проходил пограничный и таможенный контроль”.

Все, по его словам, проходит намного быстрее, чем в других странах. Виноват в этом упавший на 8 % пассажиропоток или просто хорошо работают пограничники, сказать сложно.

Правда, и с последними не все так просто. Гражданин Литвы, эксперт авиарынка Александр Ланецкий из компании Friendly Avia Support, говорит, что персоналу аэропорта не достает дружелюбия.

“За все то время, что я пользуюсь услугами Борисполя, таможенники и пограничники были приветливы только при президенте Викторе Януковиче — во время проведения Евро-2012,— говорит Ланецкий.— Не знаю, что с ними тогда сделали. Но они были дружелюбными практически везде”.

Впрочем, Ланецкий предполагает, что украинские пограничницы не готовы лишний раз улыбнуться потому, что сейчас в Украине идет война. “Хотя война идет и в Израиле, да и в Турции неспокойно,— продолжает рассуждать он.— Но там пошутят, улыбнутся и пожелают хорошего пути”.

Значительно больше, чем сервис, пассажиров удручает общепит. Спустя два года после строительства в терминале F практически негде поесть, признаются многие из них, а стоимость элементарного завтрака в аэропорту почти такая же, как в Европе. Да и выбор скуден.

“Проблема, я надеюсь, решится в ближайшие несколько месяцев”,— обещает Шахсуваров. По его словам, уже пройдены все необходимые процедуры. В режимной зоне, за полосой пограничного и таможенного контроля, появятся два ресторана и три кафе.

В общедоступной зоне к существующим точкам добавятся еще две. Это будут иностранные брендовые рестораны.

Одна из существующих сейчас точек Meeting Point расширится до 350 кв. м.

На вопрос, можно ли будет пообедать за 30–40 грн, Шахсуваров однозначного ответа не дает.

“Я бы хотел, чтобы так было, но нужно понимать, что гривна падает”,— говорит он.

В Борисполе объясняют, что аэропорт не влияет на ценовую политику операторов. А если не будет достаточной конкуренции, то и стимула для снижения цен не будет. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что в Борисполе появится итальянская кухня.

“Все любят итальянскую кухню”,— уверенно говорит Гомболевский. Кроме того, в планах и американская, а также надежда на то, что цены на воду и снеки в аэропорту будут не выше киевских.


Последние штрихи: Новую зону обслуживания внутренних рейсов строители обещают завершить через пару недель / Наталья Кравчук
Последние штрихи: Новую зону обслуживания внутренних рейсов строители обещают завершить через пару недель / Наталья Кравчук


Небесные расклады

“Мы возлагаем большие надежды на то, что аэропорт сможет увеличить неавиационные доходы”,— говорит первый заместитель министра инфраструктуры Петр Пинкас. Однако главное задание, которое стоит перед руководством Борисполя,— решить проблему транзитных пассажиров.

Мы ожидаем, что аэропорт увеличит неавиационный доход - Петр Пинкас, первый заместитель министра инфраструктуры

Юрий Мирошников, президент крупнейшей отечественной авиакомпании Международные авиалинии Украины (МАУ), являющейся базовым перевозчиком Борисполя, говорит, что с нетерпением ждет, когда аэропорт закончит строительство инфраструктуры для внутренних перевозок в терминале D.

“Видели стройку, которая идет слева, если стоять лицом к терминалу? Это для нас”,— говорит он.

По словам Мирошникова, к следующему лету инфраструктура аэропорта будет полностью соответствовать стратегии МАУ как сетевого перевозчика — и внутренние, и внешние рейсы будут отправляться из одного терминала.

Мечта МАУ скоро начнет исполняться. Строительство зоны для внутренних пассажиров откроется к концу октября, раскрывает планы Гомболевский. И тогда в терминал D перейдет не только МАУ, но и все локальные перевозчики. А терминал B оставят под чартерные рейсы.

Осмотр этого объекта сейчас, за полтора месяца до времени Ч, вызывает сомнения в оптимизме гендиректора.

Огромное помещение почти пусто. Кое-где еще нет мраморных плит, как нет ни табло, ни оборудования. А подъезды к входу для подвоза пассажиров автобусами и вовсе без асфальтного покрытия, заставлены стройматериалами. Тут не спеша прогуливаются рабочие.

“Не переживайте, я уже один раз проспорил, что они не успеют построить терминал D,— улыбается Гомболевский.— И проиграл”.

Он увлеченно рассказывает о том, что к 31 октября там будет установлена компьютеризированная система обработки багажа стоимостью €2 млн. Система позволит не беспокоиться о прохождении таможенного контроля при пересадке.

“Все ничего, но самое главное, что раздражает в Борисполе,— это таксисты”,— говорит Антоненко о водителях на автомобилях без опознавательных знаков, которые настойчиво предлагают довезти до Киева, как только ты проходишь таможенный контроль.

В этом вопросе Гомболевский признает свое фиаско: мол, с этим мало что можно сделать. Хотя план по решению этой проблемы у него имеется: необходимо законодательно урегулировать работу таксистов. “А запретить им работать мы не имеем права”,— говорит он.

Однажды аэропорт уже пытался создать собственную службу Sky Taxi, закупив 110 корейских авто. В результате получил 28 млн грн убытков. Сейчас все Sky Taxi планируют передать в аренду. Кому — будет решаться на конкурсной основе и в самом ближайшем будущем.

В ожидании понижения

Пассажиры могут рассчитывать и на то, что у них появится больше возможностей купить дешевые авиабилеты. Борис Шахсуваров говорит, что лоукостер Wizz Air ведет переговоры с аэропортом об открытии новых рейсов. Речь о том, чтобы Wizz Air полностью перешел из небольшого столичного аэропорта Киев (Жуляны) в Борисполь, не идет.

В то же время в компании понимают, что развивать транзитные пассажиропотоки можно только в крупном аэропорту, то есть в Борисполе.

О том, чтобы конкурировать с бюджетными авиалиниями, то есть пересмотре ценовой политики, задумываются и в МАУ. “Мы всегда останемся сетевым перевозчиком. Но у нас могут появиться элементы лоукоста”,— говорит Мирошников.

Чтобы удешевить билеты, компания уже сейчас стала предлагать платное питание. Среди прочего кормит пассажиров вермишелью Мивина.

“Мы хотели отказаться от нее,— поясняет Мирошников.— Я говорил, что это как‑то не солидно. Но бортпроводники говорят: пассажиры ее берут”. Также в компании обсуждают удешевление билетов за счет того, что на борту будет больше мест экономкласса.

Впрочем, кардинально ситуация с ценами на билеты может измениться только с приходом настоящих лоукостов. Под них в Борисполе планируют отдать терминал F.

Аэропорт уже вел переговоры с представителями некоторых бюджетных авиалиний.

К примеру, в ирландской компании Ryanair, считающейся крупнейшим бюджетным авиаперевозчиком Европы, утверждают, что могли бы обеспечить грузопоток в 1 млн человек, но при выполнении трех условий: если начнут действовать европейские правила, записанные в договоре Об открытом небе, который пока не ратифицирован Украиной; если у Украины будет безвизовый режим со странами Евросоюза; если аэропорты создадут условия для таких компаний и начнут проводить гибкую тарифную политику.

Впрочем, планы Борисполя некоторые специалисты оценивают неоднозначно. В их целесообразности сомневается и руководитель направления реформ транспорта Центра реформ при президенте Украины Александр Кава. “Новации не станут стимулом для роста пассажиропотока”,— категоричен он.

Однако в Борисполе находят аргументы для защиты: например, в аэропорту заявляют, что не станут тратить на новации бюджетные деньги.

Аэропорт является коммерческим предприятием, а его чистая прибыль по окончании года должна составить порядка 160 млн грн. Из этой суммы 30 % будет перечислено в бюджет.

Остальное аэропорт может использовать для собственного развития, что по нынешним временам хорошие деньги.

Материал опубликован в №17 журнала Новое Время от 5 сентября 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: