11 декабря 2016, воскресенье

НВ: Взявшись менять Конституцию, Порошенко вызвал внутриполитический кризис

По проторенному пути: Пеитр Порошенко, как и почти все его предшественники, взялся менять Конституцию

По проторенному пути: Пеитр Порошенко, как и почти все его предшественники, взялся менять Конституцию

Взявшись менять Конституцию, Петр Порошенко вызвал первый в своей президентской истории внутриполитический кризис

Стоя на сцене во время одного из предвыборных митингов, Петр Порошенко обещал собравшимся: став президентом Украины, он не будет узурпировать власть и изменит Конституцию к лучшему.

К исполнению своего обещания он приступил спустя два месяца после избрания — в начале июля подал в Верховную раду (ВР) законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины.

Порошенко уверен: если Рада послушает его, это станет частью реализации мирного плана на востоке Украины.

Ключевое изменение, которое предлагает президент,— убрать институт глав областных и районных администраций. Сами облагосадминистрации (ОГА) тоже ликвидируют. Всю полноту власти в регионах получат исполкомы местных советов: именно они будут править на местах и распоряжаться бюджетом.

Но за исполкомами будет надзор. Место глав ОГА займут представители президента в регионах — так называемые префекты. Порошенко обещает, что эти чиновники не будут вмешиваться в вопросы оперативного управления территориями, назначать на должности людей, раздавать лицензии, делить деньги. И к ним, мол, не нужно будет ходить на поклон.

“Но каждый из них на вверенной территории будет следить, чтобы акты органов местного самоуправления соответствовали Конституции и законам, чтобы там никого не заносило на поворотах”,— пообещал с трибуны Рады президент, представляя свои новации.

Кажется, что глава государства ослабляет контроль за местными чиновниками. Но на самом деле укрепляет вертикаль своей власти. Согласно действующей Конституции образца 2004 года, глав ОГА президент назначает после того, как кандидатов на эти посты представит Кабмин.

В законопроекте же от Порошенко префекты — люди Банковой, назначаемые лично президентом и ему же подчиняющиеся. К тому же они фактически могут остановить любое решение местного исполкома.

Еще одно нововведение — предоставление специального статуса региональным языкам. Например, областные, городские, сельские, поселковые советы смогут в порядке, определенном законом, предоставлять особые привилегии русскому и другим языкам национальных меньшинств.

Изменения коснутся и кадровых назначений. Как и сейчас, кандидатуры на пост генпрокурора, глав СБУ и Нацбанка будет утверждать парламент по предложению президента. Но увольнять их Порошенко сможет без согласования с парламентом. Кроме этого, он просит себе права единолично назначать и увольнять главу Антимонопольного комитета.

Грядут перемены и в процедуре назначения премьера: если сейчас его кандидатуру на рассмотрение президента вносит коалиция, то в проекте Порошенко написано “назначать с учетом мнения коалиции”.

Свою порцию новаций получил и парламент. Так, депутаты, прошедшие в ВР по спискам какой‑либо партии, не обязаны будут входить во фракцию этой политсилы. Парламентская же коалиция должна быть сформирована на протяжении 30 дней и необязательно состоять из фракций или групп, как это происходит сейчас,— создавать ее смогут и отдельные избранники.

Новации показались парламентариям столь неоднозначными, что их не поддержали даже партнеры президента. Налицо первый внутриполитический кризис. Из-за АТО и других внешнеполитических сложностей он пока не слишком заметен, но это не значит, что он легко пройдет.

Без Рады

Накануне 3 июля — дня голосования за президентский проект Конституции — Порошенко несколько раз встречался в Администрации президента с лидерами парламентских фракций и групп, убеждая их проголосовать за предложенный им законопроект. В результате — безоговорочная поддержка лишь со стороны партнеров на президентских выборах — фракции УДАР.

Еще накануне голосования за законопроект депутаты от фракций Батькивщины и ВО Свобода говорили, что их не устраивает президентский проект. “Мы не увидели в этом документе вопросов, связанных со снятием неприкосновенности с депутатов, прокуроров и судей, а также президента. Не увидели вопроса об уменьшении состава Рады. Вместо этого — вопрос увеличения полномочий президента”,— сетует Сергей Власенко, нардеп Батькивщины, обещая подготовить альтернативный вариант конституционных изменений.

У Свободы претензии идеологического характера. Фракция Олега Тягныбока недовольна возможностью предоставления русскому языку специального статуса и отсутствием предложения запретить коммунистическую идеологию.

Также свободовцы не одобряют, что президент не предложил сократить численность депутатов до 300. Вице-спикер парламента Руслан Кошулинский, депутат ВО Свобода, рассказывает НВ, что их фракция также подготовит альтернативный документ. На его разработку понадобится, по его словам, около двух недель.

Нет взаимопонимания с президентом и у сопутствующих властям депутатов. Так, парламентская группа Суверенная европейская Украина Игоря Еремеева готова поддерживать инициативы Порошенко, но только в случае внесений изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы — чтобы передать на места не только полномочия, но и финансы.

“Нужно реформировать правоохранительную и судебную системы. На внесение всех изменений в Конституцию понадобится около полугода — каждая фракция за это время даст свое видение блоков документа”,— говорит представитель этой группы Виктор Бондарь.

В результате после представления проекта Порошенко большинство — 277 депутатов — проголосовали лишь за включение президентских предложений в повестку дня, даже не отправив их на необходимое в таком случае рассмотрение Конституционным судом (КС).

Сложилась патовая ситуация. ВР создала специальную комиссию, которая до 22 июля будет собирать и сводить воедино все предложения депутатов по новациям в основном законе. После все наработки надо будет согласовать с КС и Венецианской комиссией. Этот процесс, по мнению экспертов, может затянуться минимум до начала 2015 года. И тогда предложенные президентом изменения могут оказаться неактуальными.

Для Порошенко это первый случай конфронтации с Верховной радой и политическими соратниками. Он может попытаться переубедить строптивую Раду, попробовать обойти ее с помощью КС или всенародного референдума. Опыт его предшественников показывает, что действовать можно и так, и иначе. Но в любом случае это лишь усугубит конфликт с парламентом.

Идеальным вариантом для Порошенко стала бы поддержка его идей со стороны пропрезидентского большинства. Сейчас его, как оказалось, нет. Получить такую “коалицию” глава государства мог бы, проведя через ВР решение о досрочных выборах. На них у его партии шансы на победу самые большие. Однако пока Рада не дает добро на собственное переизбрание.

В итоге первая же проблема Порошенко может перерасти в масштабный кризис. Как глава государства попытается его избежать — пока не понятно.

Непостоянная Конституция

Как украинские президенты меняли под себя основной закон

Главным законотворцем Украины можно назвать президента Леонида Кучму. При нем страна получила в 1996 году настоящую Конституцию. И он же стал первым главой государства, который пытался изменить основной закон в свою пользу.

В 2000 году, стремясь получить управляемый парламент, второй президент инициировал всеукраинский референдум. На него вынесли четыре вопроса. Главные из них — нужен ли стране двухпалатный парламент и может ли президент распустить Раду, если в течение месяца не будет сформировано большинство или за три месяца депутаты не утвердят закон о госбюджете.

Утвердительный ответ давал Кучме безусловные рычаги влияния на Раду, ведь ее верхняя палата должна быть подконтрольной главе государства и, в свою очередь, контролировать все то, что примет нижняя.

Также украинцев спрашивали, стоит ли сократить численность депутатов с 450 до 300 и нужно ли лишать их неприкосновенности. На все вопросы граждане ответили утвердительно, но результаты их волеизъявления ВР не одобрила.

В 2004 году Леонид Кучма, срок полномочий которого уже истекал, попытался закрепиться во власти с помощью парламентских сил. И потому стал действовать в противоположном направлении — инициировал изменения в Конституции, превращающие страну из президентской в парламентско-президентскую республику.

В конце того же года на фоне первого Майдана и заявлений Кучмы, что он согласится на переголосование во втором туре президентских выборов лишь под свой проект, Рада одобрила подобные изменения. В итоге депутаты получили право формировать правительство, а срок полномочий Рады продлили с четырех до пяти лет.

Положения нового варианта основного закона начали действовать уже при президенте Викторе Ющенко, на второй год его каденции.

В 2007 году, столкнувшись с неуправляемостью ВР и неподконтрольным Кабмином, Ющенко попытался через Конституционный суд вернуть себе полномочия Кучмы. Но попытка закончилась провалом.

В 2010‑м за ту же проблему взялся новый глава государства — Виктор Янукович. Лидер регионалов не пошел в лоб, пытаясь протащить изменения через ВР, а системно подошел к вопросу: вначале подчинил себе КС, а после через него отменил реформу 2004 года. Суд решил, что перед голосованием депутаты не отправили документ на экспертизу в КС.

21 февраля 2014 года, после падения режима Януковича, депутаты восстановили Конституцию образца 2004 года. Парламентарии решили, что бывший президент нарушил закон, когда внес поправки в Конституцию без голосования в ВР.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: