15 декабря 2017, пятница

Оранжевые человечки и нечеловеческое эхо - ночная жизнь киевского метро

Оранжевые человечки и нечеловеческое эхо - ночная жизнь киевского метро
Артем Комолов
Стрелки часов переваливают за час ночи. Уезжает последний поезд в киевском метро. Работники Киевского метрополитена закрывают двери подземки изнутри. Если вы думаете, что потом, ночью, в метро становится тихо и малолюдно, вы ошибаетесь

В штате КП Киевский метрополитен работает 7,5 тыс. сотрудников. Около 1,5 тыс. из них работают ночью. Делать есть что: в темное время суток, когда пассажиров нет, тут прибирают станции, делают ремонт, меняют рельсы, шпалы, освещение. Успеть со всем этим нужно до 4-х утра, за час до того, как тут поедет первый утренний поезд.

В одну из таких рабочих ночей НВ спустилось на станцию Политехнический институт, чтобы посмотреть, как работники меняют рельсы. Перед тем, как пустить на закрытую платформу, проводят небольшой инструктаж. Затем просят расписаться в специальном журнале и раздают оранжевые жилетки. В этот момент по станции бродят работники с лестницей-стремянкой, на замершем эскалаторе женщина протирает тряпкой поручни.


Фото: Артем Комолов
Фото: Артем Комолов


Работники дают отмашку, когда с контактного рельса снимается напряжение. Это значит, что можно спускаться в тоннель. Сделать это можно по узенькой лестничке в конце платформы – той самой, где обычно висят таблички, что вход посторонним запрещен.

- Идти можно только по правую сторону. Смотреть под ноги. Ни на что лишнее не наступать, - дает указания замначальник КП Киевский метроролитен Игорь Сушко – высокий мужчина за 50 с седыми усами. Он ведет за собой в тоннель, периодически проверяя, не нарушают ли его инструкции. Когда нарушают – ругается.


Многие рабочие в метро трудятся ночью. Фото: Артем Комолов
Многие рабочие в метро трудятся ночью. Фото: Артем Комолов


С правой стороны разрешают идти потому, что с левой проходит тот самый контактный рельс – он темно-жёлтого цвета. Хоть напряжение и выключено, лишний раз прыгать по той стороне небезопасно. Под ногами могут попадаться узлы из проводов или так называемые «колена» - промежуточные рельсовые скрепления.

Вдоль тоннеля горят лампочки, кое-где – влажно. В стене видим несколько ходов, скрытых за темными старыми металлическими решетками. Над каждым входом набита буква «М» как значок метрополитена. Это технические входы, объясняет Сушко. Потом наклоняется и показывает на рельсы под ногами.

- Вот, например, эта рельса 2003-го года. А эта – 2008-го. Их сейчас и меняем на новые, - объясняет Сушко.


Слева - контактный рельс. Фото: Артем Комолов
Слева - контактный рельс. Фото: Артем Комолов


По его словам, рельсы, которые использует столичный метрополитен, в Украине производятся только на одном заводе – в Мариуполе. Ввиду нынешней обстановки доставлять их оттуда не очень легко – часть пути поезда преодолевают по оккупированным территориям.

Мы продвигаемся вглубь тоннеля. Вдалеке слышатся громкие мужские голоса. С десяток работников, одетых в оранжевые жилетки, снимают старые рельсы. Делают они это с помощью специальных ломов: поддевают ими рельсу по всей ее длине, а потом, с дружным выкриком: «Уох!» подковыривают и снимают. Перед собой катят специальную тележку, на которой перевозят свои инструменты. Тут стоит и бутылка воды.


Фото: Артем Комолов
Фото: Артем Комолов


- Есть специальные стандарты, по которым эти рельсы проверяются. Повреждения могут быть как видимые, так и нет – какие-то микротрещины. В ночь выходит спецмашина, которая разбрасывает по центру между двумя рельсами новый рельс, - рассказывает пресс-секретарь Киевского метрополитена Наталка Макогон, которая идет по тоннелю с нами.

Уже на следующую ночь, говорит она, рабочие выходят в тоннель, чтобы начать менять рельсы на «помеченных» местах. Сначала контактный рельс поднимают, выкручивают, вместо него вставляют новый. Старые складывают в середину. На третью ночь проедет специальная машина, подберет их и вывезет.

Работа здесь – не для слабонервных. Во-первых, работать нужно только ночью, а отдыхать – днем. Во-вторых, шумно. По тоннелю идет звонкое эхо, и звук от падающего на металлическую рельсу такого же металлического инструмента усиливается в десяток раз.


Технический выход из тоннеля. Фото: Артем Комолов
Фото: Артем Комолов


На одной из стен видим торчащую кривую серую стрелку – такие рисуют на электрощитовых, там, где пишут «Не влезай – убьет». Рядом – указатель в виде такой же, но ровной стрелке. На ней написано «Телефон».

Когда заходим еще дальше, звук становится очень громким: работники распиливают рельсу специальной пилой. Повсюду летят искры, пахнет металлической пылью.

- Смертных случаев у нас не бывало здесь. Но производственные травмы были, конечно, - рассказывает Макогон.

- Опасно конечно, ну а что делать, - вторит ей один из рабочих, который представился Дмитрием. – Где-то с часу здесь, и без двадцати пять утра нас уже точно не должно быть.


Рабочие распиливают участки рельс, которые требуют замены. Фото: Артем Комолов
Рабочие распиливают участки рельс, которые требуют замены. Фото: Артем Комолов


Погуляв немного по тоннелю, возвращаемся назад на платформу. Сотрудница метрополитена, женщина в форменной синей юбке и голубой рубашке с коротким рукавом, требует сдать назад жилеты. Тем временем мы пытаемся расспросить Сушко про метро как объект гражданской обороны.

- Я вам про это не расскажу, тем более, в такой ситуации, как сейчас, - отнекивается он и делает пару шагов назад, как бы не желая продолжать разговор.

А вот Макогон все же немного рассказывает. Одно только метро не способно вместить всех жителей столицы, говорит она. Но для тех, кто не влезет туда в случае какой-нибудь катастрофы, есть и другие бомбоубежища – например, в зданиях крупных советских заводов. Таких, как Артем или Ленинская кузня. Специально оборудованная система вентиляции и канализаций позволит людям какое-то время находиться внутри. Однако лучше, конечно, надеяться, что в ближайшее время нам не придется всем этим воспользоваться.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: