9 декабря 2016, пятница

Неудовлетворительно. Коалицианты за год выполнили обещания всего на треть. Инфографика

Кто — председатель Верховной Рады, Президент или премьер-министр — возьмет на себя ответственность за проведение реформ

Кто — председатель Верховной Рады, Президент или премьер-министр — возьмет на себя ответственность за проведение реформ

НВ оценило, как реализовали Коалиционное соглашение провластные силы и насколько эффективно они выполнили взятые ровно 12 месяцев назад обязательства

В условиях экономической разрухи и эскалации военных действий на востоке Украины в прошлом году украинцы провели президентские и парламентские внеочередные выборы. 27 ноября 2014 года руководители пяти партий, которым страна доверила проведение жизненно необходимых реформ, парафировали Коалиционное соглашение (КС).

Документ под названием Европейская Украина, а именно так окрестили Соглашение, был подписан главами депутатских фракций Александром Турчиновым (Народный фронт), Юрием Луценко (Блок Петра Порошенко), Олегом Березюком (Самопоміч), Олегом Ляшко (Радикальная партия) и Юлией Тимошенко (Батьківщина).

Соглашение было призвано задекларировать основную стратегию и будущие шаги новоизбранной власти. Именно оно легло в основу Стратегии Украины 2020 и реформ, которые сейчас, вопреки сопротивлению старой системы, проходят в стране. Пакт декларирует 17 основных направлений реформ. Это 513 обязательств, из которых 290 в экономической сфере. Все они должны быть воплощены в течение 2015-2019 годов.

Оценить реальное воплощение взятых обязательств и своевременность их выполнения парламентом, правительством, Администрацией Президента и исполнительными органами, опираясь лишь на текст Соглашения, чрезвычайно сложно. На сегодня правящая коалиция, по наблюдениям опрошенных НВ экспертов, часто сама не в состоянии оценить реальное состояние задач, и не ведет единого учета. Более того, местами среди депутатов звучат призывы не поощрять визуализацию состояния выполнения задач Коалиционного соглашения.

К тому же около 42% из перечисленных в КС пунктов не имеют конкретного срока исполнения и требуют уточнения членами коалиции. В экономической сфере задач со статусом "бессрочного реформирования", так необходимых стране, экономика которой находится в рецессии еще со второй половины 2012 года, 31%.

В распоряжении НВ все же оказался внутренний отчет о фактическом состоянии плана выполнения задач Соглашения, который курсирует между политическими фракциями. Опираясь на него, открытые данные Национального совета реформ, а также оценки экспертов, НВ сформировало общую картину эффективности работы законодательной и исполнительной власти за прошедший год.

"В целом в процессе выполнения находятся практически все обязательства. На сегодняшний день выполнено 65 обязательств Коалиционного соглашения, или 34,6% [из запланированных на текущий год]. На 4 квартал 2015 запланировано выполнение 115 заданий, из них выполнено полностью 13. Из задач, по которым не установлен срок исполнения, выполнено 31 обязательство", - говорится в неафишируемом отчете.
Полностью выполнено в обусловленный срок только 20 из 143 задач, запланированных на период с четвертого квартала 2014 до третьего квартала 2015 года. Еще 14 выполнены досрочно. В числе основных не исполненных в течение четвертого квартала 2014-го позиций остается принятие новой редакции закона О государственной службе. За законопроект во втором чтении должны были проголосовать в Верховной Раде вчера, 26 ноября, однако перенесли на 1 декабря, вторник.
Фактически, государственная служба - это первая реформа, которой должны были заняться все провластные структуры - изменить миссию, принципы и методы своей работы, чтобы в дальнейшем внедрение всех последующих реформ было быстрым и качественным. На практике же - это именно та реформа, которой нет. Прогресс выполнения задач в этой сфере один из самых низких - только 33%, по данным Нацсовета реформ. На 100% реформа не укладывается в график выполнения.
Из 11 задач, которые нужно было выполнить за первый год действия КС, реформаторы вовремя успели только разработать соответствующий законопроект и принять концепцию реформирования государственного управления. При этом не провели анализ и реорганизацию структуры органов власти. По состоянию на сегодня не ввели механизм финансирования госорганов.
"Мы, народ Украины, нанимая людей на службу обществу, должны установить мотивацию людей, которые идут на госслужбу, оплату их работы, их социальные гарантии, требования и ответственность. К сожалению, мы имеем полный дисбаланс: мало платим им, закрываем глаза на то, что они делают, и делают некачественно. В результате имеем управление, которое находится на уровне прошлого века", - говорит НВ исполнительный директор общественной организации Международный центр реформ Александр Носаль.
Чтобы найти баланс между обеспечением достойного существования госслужащих и их обогащением за счет государства, необходимо определиться с функциями, которые должно выполнять государство, существенно сократить их количество, ввести автоматизацию государственных услуг. Это, соответственно, приведет к масштабному сокращению штата работников и расходов бюджета на их содержание, а также повышению эффективности их работы.
"Нужно существенно сократить бюрократию, государство должно быть сильным в ограниченном количестве функций: внешняя политика, оборона и безопасность, налоги и финансово-валютное регулирование. Все остальное можно отдавать в руки частных структур, на аутсорсинг или варианты совместного частно-государственного партнерства", - отмечает Носаль.

Реформа в сфере энергонезависимости продвигается медленнее всего - лишь на 31% выполнены задания, необходимые для реформирования отрасли

Также еще в прошлом году планировалось осуществить мероприятия для обеспечения на уровне закона независимого статуса регулятора в сфере энергетики. В соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета, еще 25 марта 2015 на заседании Правительства был одобрен законопроект О государственном регулировании в сфере энергетики и отправлен на доработку регулятору.

"Мы свою роль по разработке закона, его согласованию с энергетическим сообществом и Кабинетом министров, и его подачей в Верховную Раду выполнили. После чего мы выполняем такую воспитательную функцию, объясняя депутатам в чем [заключаются] основные концепции, снова переписываем одно и то же. Зависит принятие закона от согласия в Верховной Раде", - комментирует Дмитрий Вовк, председатель Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

Реформа в сфере энергонезависимости, по данным Нацсовета реформ, является медленной - на 31% выполнены задания, необходимые для реформирования отрасли. В частности, еще в конце прошлого года власти должны были принять законопроект о рынке природного газа и воплотить соответствующие организационные меры по обеспечению отделения транспортировки и распределения природного газа от других видов деятельности.

"Здесь речь идет о разделении функций НАК Нафтогаз Украины с выделением отдельных видов деятельности для того, чтобы избежать вопроса субсидирования [отдельных отраслей и предприятий] и, соответственно, влияния различных подразделений Нафтогаза на рынок. То есть необходимо, чтобы добыча, транспортировка и поставки осуществлялись независимыми субъектами, которые не смогут скооперироваться и оказать негативное влияние на конкуренцию", - объясняет старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква.

Также власть не снизила рентные ставки на добычу газа, что должно было произойти еще 1 октября 2015 года. А также создать условия для привлечения квалифицированных инвесторов к управлению активами газотранспортной системы и подземных хранилищ газа, которые будут предусматривать 100% сохранность имущества.

Во втором квартале текущего года должен был быть принят закон о поддержке угольной отрасли, внедрена биржевая форма электронной торговли по энергетическому углю для определения объективной рыночной цены с целью обеспечения самоокупаемости добычи угля и сокращение до 2020 года государственной поддержки.

К достижениям в этой реформе можно отнести диверсификацию маршрутов энергоснабжения и поставок для атомных электростанций, и, соответственно, снижение зависимости от российского газа, прекращение строительства энергоблоков Хмельницкой АЭС совместно со страной-агрессором. Осуществляется поэтапное повышение тарифов на газ и электроэнергию, в соответствии с обязательствами Украины перед МВФ. И, конечно, разработан целый ряд законопроектов, концепций, отчетов по эффективному функционированию топливно-энергетического комплекса страны.

Налоговая год передержала 40-тысячный штат своих работников. Сокращение перенесено на первый квартал 2016-го

Еще в первом квартале 2015 планировалось существенное уменьшение численности Государственной фискальной службы (ГФС). В начале текущего года ГФС насчитывала 58.800 работников, включая 11.000 таможенников. Начнут процесс оптимизации, как анонсировал председатель ГФС Роман Насиров, только в первом квартале 2016 года. "С 1 января 2016 года в ГФС проведут сокращение численности работников на 30%. Из 58.000 работников, которые у нас есть сейчас, останется 41.000", - сообщил он.

В целом реформа налогообложения экспертами из Нацсовета реформ оценивается положительно - прогресс в выполнении запланированных задач оценивается в 69%. Были созданы, обсуждены и приняты все запланированные концепции, планы и законопроекты по реформированию налогового кодекса и ГФС, усовершенствовано законодательство по контролю за трансфертным ценообразованием и стратегия избежания двойного налогообложения.

И единственное, что не смогла вовремя и в полном объеме воплотить действующая власть - это реально сократить количество и объем налоговой отчетности для сокращения затрат времени и средств налогоплательщиков в процессе начисления и уплаты налогов путем сокращения, и обеспечить беспрепятственную дистанционную отчетность об уплате налогов.

И, конечно, Минфин должен был подать проект нового Налогового кодекса еще в сентябре текущего года. А пока ситуация такова, что неизвестна даже окончательная модель налогообложения, по которой украинцы должны начать жить уже фактически через месяц.

"Поэтому сейчас бизнес, несмотря на то, что мы находимся перед началом следующего календарного года, а для компаний это новый финансовый год, склоняется к тому, что, новые ставки или новые условия для налоговой системы можно было бы принять, но внедрять в жизнь их можно точно не с 1 января 2016 года. Чтобы они выполнялись бизнесом, который связан со своими штаб-квартирами или имеет разветвленную сеть бизнес-активности, и для которого очень важен процесс бизнес-планирования, введение новых ставок возможно через полгода после того, как новый кодекс будет принят, или даже с 1 января 2017 года", - отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Еще в начале года парламент и Кабмин должны были приступить к созданию Национальной комиссии по регулированию транспорта. Мининфраструктуры разработало соответствующий проект закона, и он, как и большинство новых регуляторных актов, завис в Верховной Раде на стадии обсуждения. Указанным законопроектом также предусмотрена постепенная ликвидация перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками, и внедрение механизмов компенсации убытков перевозчикам от осуществления пассажирских перевозок по тарифам, которые ниже, чем экономически обоснованные.

Не принят и новый закон о железнодорожном транспорте, который предусматривает сохранение монополии государства в отношении владения объектами железнодорожного транспорта и локомотивами, создание конкурентного рынка перевозчиков, обеспечение равного доступа всех субъектов хозяйствования к объектам инфраструктуры. "Законопроект дорабатывается совместно с европейскими экспертами для приведения в соответствие с положениями актов законодательства ЕС в сфере железнодорожного транспорта, имплементация которых предусмотрена Соглашением об ассоциации Украины и ЕС", - отмечается в Отчете о КС.

В третьем квартале 2015 года должен был быть принят также закон об осуществлении внутренних перевозок речным транспортом. Им предусмотрено и установление правил управления портовой инфраструктурой, порядок осуществления коммерческой деятельности в речных портах, подходы к закреплению объектов портовой инфраструктуры в государственной собственности или их приватизации.

"Непростая ситуация в сфере инфраструктуры, ведь много интересов там пересекается, интересов со стороны бизнеса, государственных интересов. И иногда можно понять министра [инфраструктуры Андрея Пивоварского], ведь он вынужден балансировать все эти вещи и выходить из унифицированной позиции. Но иногда общественный интерес идет вразрез с тем, что могут хотеть определенные бизнес группы", - объясняет задержки в принятии законопроектов Деревянко.

С другой стороны, по ее словам, над законопроектом, который касается железнодорожного транспорта, еще нужно хорошо работать. "Мы изложили свои замечания Мининфраструктуре. Но там представлена не только позиция наша и серьезных бизнес групп, но и представлены интересы группы СКМ. Поэтому эта дискуссия продолжается, и будет продолжена, надеемся, не дольше, чем до конца этого года", - говорит представитель бизнес ассоциации.

В 76% оценивает Национальный совет реформ продвижение задач, направленных на децентрализацию местного самоуправления и территориальной организации власти. В частности, в каждой области открыты Офисы реформ за счет помощи доноров, при содействии которых были разработаны Перспективные планы формирования территорий общин. Внедрена онлайн-платформа Государственного фонда регионального развития, что позволит проводить отбор инвестиционных проектов на основе открытого конкурса.
Приняты изменения в Бюджетный и налоговый кодексы, в рамках чего органам местного самоуправления переданы дополнительные бюджетные полномочия и источники доходов для их реализации.
С другой стороны, в течение третьего квартала 2015 года планировалось законодательное обеспечение повышения уровня финансирования местных бюджетов, которое исполнено не было. В частности, в муниципалитеты предполагалось направить поступления от налога на доходы физлиц (НДФЛ), собранные на местах. Или, например, право заключения соглашений между хозяйствами и органами местного самоуправления для финансирования развития сельской местности с учетом соответствующих средств в составе фиксированного сельскохозяйственного налога.
Финансовая децентрализация пока даже более важная задача, чем территориальная или функциональная стороны децентрализации как таковой, уверен Носаль. "Чем лучше работает регион, создает благоприятные условия для ведения бизнеса и привлечения инвестиций, тем больше у него должно оставаться в распоряжении средств. Это должна быть система мотивации руководителей регионов, даже с точки зрения заработной платы госчиновников, которая должна зависеть от показателей социально-экономического развития региона", - говорит он.
Результатами финансовой децентрализации за январь-сентябрь 2015-го стал рост доходов местных бюджетов на 40,7% - это 70,9 млрд грн, против 50,4 млрд грн годом ранее. Кроме этого создано 159 объединенных территориальных общин, объединивших почти 800 сельских, поселковых и городских советов. Едва ли не впервые разработаны и утверждены Перспективные планы развития областей.
Хотя в целом, как отмечается во внутреннем Отчете о выполнении плана Коалиционного соглашения, децентрализация происходит медленными темпами и с нарушениями установленных сроков. Дальнейшая комплексная работа по внедрению реформы должна осуществляться уже в контексте изменений в Конституцию Украины. В частности, в части передачи полномочий органов исполнительной власти органам местного самоуправления.

реамбула до Коаліційної угоди
Преамбула к Коалиционному соглашению



На этом Отчет по внедрению норм коалиционного соглашения заканчивается. Если же обратиться к отчету Национального совета реформ, можно сделать вывод, что не укладываются в сроки выполнения, кроме реформы госуправления, и реформа здравоохранения.

Здесь в целом выполнена половина запланированного (55%). Например, приняты законы, которые позволяют использовать механизм государственных закупок лекарств и медизделий через международные организации. Также Украина присоединилась к Глобальной инициативе по безопасности и здравоохранению, что является этапом выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС. Одновременно не укладываются в срок такие инициативы как переход на финансирование на основе подушевого норматива, не произошло существенного прогресса в дерегуляции фармацевтического рынка.

Очень медленно продвигается реформа по обновлению власти и антикоррупционная реформа. Например, не проведены все мероприятия по созданию антикоррупционной прокуратуры, не была введена в действие новая система финансового контроля активов и доходов государственных служащих, не внесен законопроект о порядке проверки лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций.

Эксперты соглашаются, что на пути проведения реформ стоит нежелание участников процесса договариваться. Усадить за стол переговоров представителей разных фракций, различных госорганов и ветвей власти чрезвычайно сложно, еще сложнее прийти к компромиссу. "Я сторонник компромиссов, всегда стараюсь посадить [различные] группы договариваться - если не договорятся, то ничего и не будет. Мы это видим в любом законопроекте. По вариантам, когда разные группы выходят на медийную площадку и договариваются с помощью медиа, я еще не видел эффективных результатов, - говорит заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. - [Кроме сложности поиска компромисса] есть еще личное эго, которое я вижу в разных [людях], которого больше, чем желания изменить страну". Это, по его словам, часто вызывает апатию и приводит к "опусканию рук" у тех, кто действительно протягивает реформы.

"В зрелом обществе необходимость сотрудничества в парламенте и с Кабмином напрашивается сама собой. Ведь, с одной стороны, парламентарии должны утверждать нормы, которые предлагает правительство, а с другой - Кабмин несет ответственность за выполнение плана и за отсутствие дисбалансов в макроэкономической ситуации. Поэтому я за здоровое сотрудничество", - высказывает мнение бизнес-сообщества Деревянко.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: