31 мая 2016, вторник

Нефтетрейдеры не дают бензину дешеветь

Цены не бензин в Украине остаются высокими несмотря на обвал нефтяных котировок

Цены не бензин в Украине остаются высокими несмотря на обвал нефтяных котировок

Топливо на украинских АЗС дешевеет не так значительно, как могло бы. Нефтетрейдеры объясняют это девальвацией гривни и возросшими налогами, но влияние этих факторов преувеличено

Для снижения цен на украинских АЗС есть все основания. По данным агентства  Platt’s, стоимость самого популярного бензина А-95 на европейском рынке с августа 2015 года к началу этого снизилась более чем на 30%. А дизельного топлива более чем на 38%. То есть настолько упали цены, по которым украинские трейдеры закупают топливо.

Впрочем, украинские потребители практически не ощутили этого обвала. По данным консалтинговой компании UPECO, за это же время 95-й бензин на отечественных АЗС подешевел всего на 5% или на 1 грн/л. А дизельное топливо на 13% – на 2,5 грн/л. Сейчас средняя цена литра А-95 на украинских АЗС составляет 19,37 грн, а ДТ – 16,73 грн.

При цене нефти $100-120 за баррель колебания цен на нефть сопровождались адекватным оперативным изменением котировок на нефтепродукты. Сегодня эта связка нарушена

Но особенно остро высокая цена на стелах заправок стала заметна в последнее время. В начале недели премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что не понимает, почему трейдеры не снизили розничные цены вслед за падением нефтяных котировок. Напомним, что баррель нефти марки Brent за 2015 год подешевел с $50 до $35. А с начала этого года еще на $5.

Премьера поддержал и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин. Он заявил, что цена топлива на АЗС сегодня как минимум на 1 грн выше, чем могла бы быть.

Участники рынка полагают, что министры просто не до конца владеют информацией. Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн говорит, что раньше, когда цена нефти была $100-120 за баррель, колебания цен на нефть сопровождались адекватным оперативным изменением котировок на нефтепродукты. Сегодня эта связка нарушена.

По словам руководителя департамента маркетинга сети ОККО Васыля Дмытрива, на стоимость топлива больше влияет курс национальной валюты, который за год упал с 16 грн/$, до 24 грн/$.  

Но даже это не помешало компании в конце 2015 года снизить стоимость 95-го на 50 коп за литр. "Исходя из декабрьских поставок, можно было ожидать снижения цен и в начале января. Но, к сожалению, падение мировых цен на нефтепродукты оказалось незаметным из-за роста налоговой нагрузки", – говорит Дмытрив. По его словам, с нового года трейдеры платят в бюджет в среднем на 70 копеек с литра больше, чем в прошлом году.

Cитуация будет играть на руку потребителям. Cейчас рассматриваются два сценария изменения котировок на нефть: в ближайшее время стабилизируются на уровне $25-30 за баррель или достигнут дна – $10  

Впрочем, аналитик UPECO Александр Сиренко считает, что трейдеры могли бы быть более щедрыми и дальновидными. Можно было бы понизить цены раньше – в ноябре-декабре прошлого года. Может быть, не на столько, сколько сегодня просит правительство. Но если бы это произошло, не нужно было бы решать проблемы с правительством.

Также аналитик отмечает, что цена в мелком опте на дизтопливо в декабре 2015 года была порядка 12 грн/л. И розничная цена в 18,50 грн/л на этом фоне вызывает вопросы к трейдерам. "Что это за бизнес с 30%-й маржой", – удивляется Сиренко.

В дальнейшем ситуация на рынке нефтепродуктов будет играть на руку потребителям. По словам заместителя директора Научно-технического центра Психея Геннадия Рябцева, сейчас рассматриваются два сценария изменения котировок на нефть. Согласно первому они в ближайшее время стабилизируются на уровне $25-30 за баррель.

"Или, как прогнозируют крупнейшие мировые инвестбанки, достигнут дна – $10 за баррель, – добавляет старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. – Но это экстремальные прогнозы".

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости