8 декабря 2016, четверг

Я мечтаю снять фильм о Прокофьеве, который вырос в Донбассе - украинский дирижер

комментировать
У Кирилла Карабица много идей, которые он хотел бы реализовать в Украине
Фото: Александр Медведев

У Кирилла Карабица много идей, которые он хотел бы реализовать в Украине

У человека, ощущающего гордость за свою культуру, совершенно другое отношение к себе и стране, считает знаменитый музыкант Кирилл Карабиц

С Кириллом Карабицем, украинским дирижером с мировым именем, мы встречаемся в один из его приездов в Киев. Последний раз он был тут в феврале, в разгар революции.

— Давно у меня не было такого перерыва между приездами,— признается он.



Длительное отсутствие на родине Карабиц объясняет рабочим графиком. Помимо позиции главного дирижера одного из старейших и наиболее уважаемых оркестров Великобритании — Борнмутского симфонического, он гастролировал по Европе с молодежным I, Culture Orchestra.

Для обеда Карабиц выбирает французский ресторан Citronelle, который находится напротив Национальной оперы. Хотя дирижер давно живет в Париже, его трудовая книжка до сих пор лежит именно в Оперном.

Я прошу посоветовать что‑нибудь очень французское, и тут оказывается, что, живя в Париже, Карабиц экспертом по французской кухне себя не считает. Дирижер долго читает меню и в итоге заказывает овощной крем-суп с фуа-гра и, следуя совету официантки, салат с копченым лососем, авокадо и трюфельным соусом. Я выбираю салат с четырьмя видами томатов, моцареллой и базиликово-медовым соусом.

Мы говорим об успешных европейских оркестрах — это тема профессиональных интересов моего собеседника. Он мечтает о том, чтобы большой успех пришел и к отечественным оркестрам. По мнению Карабица, в Украине есть интерес к классической музыке. Дело за малым — научиться презентовать классическую музыку на новом, доступном и понятном людям уровне.

Любой связанный с музыкой проект должен иметь стратегию развития

— Нужно, чтобы человек, приходя на концерт, получал нечто, что соответствует стандартам сегодняшнего дня,— делится своими размышлениями дирижер.

Карабиц убежден, что любой связанный с музыкой проект, к примеру филармония, должен иметь стратегию развития.

— Необходимо понимание, для чего проводятся концерты, как они улучшают общество. Тогда филармония начинает задумываться, как выстраивать свою работу, чтобы привлечь публику.

На примере Борнмутского оркестра Карабиц рассказывает, что, вопреки мифу, в Великобритании на культуру выделяются небольшие бюджетные средства. Госфинансирование составляет не более трети бюджета оркестра. Остальное — спонсорская поддержка и деньги, которые оркестр зарабатывает выступлениями.



Дирижер говорит, что сам он, планируя концерты, всегда понимает, перед какой публикой выступает, и в зависимости от этого ставит перед собой цели и задачи.

Несколько неожиданно слышать от музыканта призывы к системности. Но в процессе разговора Карабиц полностью развенчивает миф о том, что дирижер — это человек, живущий в своем особенном мире. Напротив, он доказывает, что в первую очередь это эффективный менеджер, который профессионально руководит коллективом из сотни творческих людей.

То, что жизнь Кирилла Карабица будет связана с музыкой, было во многом предопределено. Он родился в семье музыковеда Марьяны Копицы и известного украинского композитора Ивана Карабица, писавшего не только академическую музыку для оркестров и хоров, но и более легкую — для кино.

Я интересуюсь, почему он решил стать дирижером, а не композитором, как его отец.

— В какой‑то момент меня сильно увлек оркестр. Дирижер сам не производит звуки, но при этом в звучании может поменять многое.

Учебу в Киевской консерватории, где он посещал одновременно два факультета — симфонического и хорового дирижирования, он вспоминает как яркий опыт. Затем он учился в Венском университете музыки. “Я хотел развиваться и понимал, что в Украине мои перспективы будут ограниченны”,— объясняет он.

Опыт и знания, полученные в Вене, позволили ему сделать успешную международную карьеру. Во время учебы он выиграл конкурс на позицию ассистента дирижера Будапештского фестивального оркестра, а впоследствии — второго дирижера Филармонического оркестра Radio France. Именно эту работу теперь он называет поворотным пунктом своей карьеры.

Вскоре Карабиц подписал трехлетний контракт с Борнмутским симфоническим оркестром, став его главным дирижером.

— Мне очень нравится этот оркестр. Мы как‑то сразу нашли взаимопонимание с музыкантами.

Симпатия оказалась взаимной: украинец так приглянулся англичанам, что они продлили контракт до 2016 года. А в прошлом году Карабиц получил премию Королевского филармонического общества — высшую награду для исполнителей классической музыки в Великобритании.

— Почему вы не переезжаете жить в Англию? — интересуюсь я.

— Там, конечно, очень красиво. Борнмут — это юг Англии. Но мне с моим образом жизни и постоянными разъездами было бы сложно там жить.

В Англии привычку ходить на концерты классической музыки воспитывают с детства

Жизнь Карабица организована таким образом, что, живя в Париже, десять концертов в год он должен отыграть с Борнмутским оркестром, а в остальное время выступает с концертами по всему миру. Для этого Париж удобен географически — оттуда легко добраться в любую точку Европы.

Мы обедаем и разговариваем уже более часа, и я предлагаю заказать десерт. От сладкого дирижер отказывается, но просит принести чай с клюквой и мятой.

Я спрашиваю, как неподготовленному слушателю без музыкального образования научиться воспринимать классическую музыку. У Карабица один рецепт: просто слушать.



По его словам, в Англии привычку ходить на концерты классической музыки воспитывают с детства, в том числе с помощью специальных детских концертов.

— В оркестре видят зерно, из которого можно извлечь выгоду для общества. Например, воспитание национального достоинства. У человека, ощущающего причастность к своей культуре, гордость за нее, совершенно другое отношение к себе и стране.

Он с воодушевлением начинает говорить об идеях, которые хотел бы реализовать в Украине. Например, снять документальный фильм о композиторе Сергее Прокофьеве, который провел свое детство в Донецкой области. Еще одна идея Карабица — сформировать молодежный оркестр.

— Сейчас моя карьера начинает работать на меня. И хотелось бы, используя это, немного улучшить мир и сделать что‑то для своей страны. Поэтому я люблю работать с молодыми музыкантами, делиться опытом.



В молодежном оркестре I, Culture Оrchestra сейчас играют музыканты из семи стран — Польши, Украины, Грузии, Беларуси, Азербайджана, Армении и Молдовы. Музыкантов ежегодно выбирают на конкурсной основе. Сотрудничество с оркестром Карабиц начал в 2013 году, и оно оказалось настолько успешным, что, отыграв два сезона, украинец получил приглашение и на 2015 год.

— Сейчас даже идет разговор о какой‑то более постоянной позиции в этом оркестре [29 сентября Карабица назначили художественным руководителем I, Culture Оrchestra],— говорит дирижер.— Мне близка тема продвижения неизвестной музыки стран Восточной Европы. У меня готовы для этого оркестра идеи, концепция, понимание, как он должен функционировать. Все это уже есть у меня в голове.

Время, отведенное на обед, подходит к концу — у дирижера запланирована следующая встреча. Допивая чай, Карабиц вспоминает революцию, которую застал во время своего предыдущего визита в Киев. Его киевская квартира находится на улице Пушкинской, в самом центре Киева. “Все происходило прямо на моих глазах”,— вспоминает он.

Увиденное произвело на дирижера большое впечатление, и теперь он неотрывно следит за новостями из Украины.

— Страна требует перезагрузки, и это, в принципе, уже произошло — назад мы не вернемся,— с уверенностью говорит он.— Это время, когда многое поставлено на карту. Хочется, конечно, пройти его скорее, но не получится. Это путь, который нельзя сократить, его нужно прожить.

Напоследок Карабиц подчеркивает, что, хоть и живет во Франции, покинувшим родину себя не чувствует и сильно скучает по Украине.

— Это очень непростое состояние души,— говорит он.— Многие люди, уехав, решают, что у них начался новый этап жизни. А я все время пытаюсь эти этапы объединить. И это, наверное, одна из самых трудных задач, которые когда‑либо передо мной ставила жизнь.

Материал опубликован в №21 журнала Новое Время от 3 октября 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: