4 декабря 2016, воскресенье

На волне патриотизма украинские модные бренды нарастили продажи в разы

комментировать
Анастасия Дзюба (слева) и Анна Коваленко (справа) создали бренд MustHave, продажи которого уверенно растут
Фото: Наталья Кравчук, НВ

Анастасия Дзюба (слева) и Анна Коваленко (справа) создали бренд MustHave, продажи которого уверенно растут

Украинские модные бренды нарастили продажи в два-три раза. Спрос подстегивает мода на национальное и то, что отечественная одежда стоит вдвое дешевле продукции западных производителей

В магазине украинского модного бренда MustHave суета — помещение собираются увеличить и подремонтировать. Совладелица компании Анастасия Дзюба дает указания мастеру, который как раз оценивает объем предстоящих работ, и извиняющимся тоном обращается к вновь прибывшим посетительницам: “Вы не обращайте внимания, мы тут затеяли расширение”. Покупательницам все равно — они полностью поглощены платьями, блузками и юбками, яркими рядами развешанными по всему шоу-руму.

Девушки любят платья. Много платьев. Из этого принципа исходили Дзюба и Анна Коваленко, когда пять лет назад приняли решение создать собственный модный бренд. За это время крошечное производство, состоящее из двух швейных машинок и одного закроечного стола, превратилось в серьезное предприятие в 800 кв. м площадью и с сотней сотрудников.

Объемы производства, как и продажи, росли постоянно, уверяют в компании, но в сравнении с прошлым годом скачок был особенно значительным — продажи выросли в три раза. За год было продано примерно 25 тыс. предметов одежды, преимущественно платьев. “Сначала было сложно, люди не воспринимали украинский продукт. Думали: если украинское, то что‑то некачественное. Но теперь это в прошлом”,— говорит Коваленко.

Нынешних торговых площадей уже не хватает. Сейчас у компании всего два магазина — в Киеве. В ближайшее время в столице планируется открыть еще два, а затем — экспансия в Одессу, Харьков, Днепропетровск и Львов. “Мы постоянно расширяем объемы производства, потому что спрос превышает предложение. Заработав деньги, мы сразу покупаем новое оборудование, и так бесконечно”,— поясняет Дзюба.

Рост продаж украинских производителей одежды и обуви за последний год стал настоящим трендом, подтверждает Андрей Дрогобыцкий, генеральный директор шопинг-клуба Le Boutique. “Продажи выросли существенно — более чем в два раза в сравнении с 2013‑м, когда еще не было такой выраженной проукраинской тенденции и девальвации гривны. Люди с большой охотой покупают украинское”,— уверяет он.

Это подтверждают все опрошенные НВ представители национальных брендов, ориентированных на массовый рынок. Рост затронул как именитые марки, так и стартапы. У молодого бренда NUANCES продажи за год выросли в 2,5–3 раза, ателье обуви Kachоrovska, никогда не использовавшее внешнюю рекламу и привлекающее покупателей в основном через социальные сети, удвоило продажи. За их обувью под заказ выстраиваются многомесячные очереди. Отвечая на запрос потенциальных покупателей, ателье стало выпускать коллекции готовой продукции — раскупают и ее.

Дела идут в гору и у крупнейшего национального бренда мужской деловой одежды Arber, который присутствует на рынке уже более 20 лет. Наряду с постоянным расширением торговых площадей компания собирается удвоить производство в сравнении с докризисным 2013 годом и произвести в 2016‑м 1 млн единиц товара. “Тренд покупать украинскую одежду постоянный и будет только усиливаться,— уверен директор сети Arber Вадим Золотаревский.— Скептицизм к украинской одежде и интерес к иностранным маркам, которые к тому же здорово подорожали, проходит”. На этой волне, по его словам, появилось много интересных местных брендов, предлагающих современные модели с качественным пошивом.

Свій до свого по своє

Мода на украинское стало следствием общего роста патриотизма после событий на Майдане и в Донбассе. Впервые для представителей украинской элиты стало более престижно щеголять туалетами от отечественных производителей, а не именитых западных брендов. К примеру, одежду украинских компаний на официальные мероприятия охотно надевают и первая, и вторая леди — Марина Порошенко и Терезия Яценюк.

Впрочем, спрос на “свое” возник задолго до революции достоинства, вспоминает журналист и блогер Юлия Савостина. В феврале 2013 года она взялась за, как казалось тогда, безумный проект — пообещала год использовать продукцию только украинских производителей, делясь своими наблюдениями в блоге. “Нынешний всплеск спроса, разумеется, связан с последними политическими событиями в стране. Но еще когда я начинала писать блог, было заметно, как сильно была нереализована наша естественная потребность гордиться”,— поясняет журналистка.


Юлия Савостина вначале решила сама использовать только украинскую продукцию, а после превратила это в массовый тренд
Юлия Савостина вначале решила сама использовать только украинскую продукцию, а после превратила это в массовый тренд


Тема оказалась настолько востребованной, что к окончанию проекта Савостина открыла собственный магазин украинских товаров Купуй своє, написала книгу В поисках Made in Ukraine и организовала одноименный фестиваль-ярмарку украинских производителей, который вот уже год регулярно проводится в Киеве и оказался не менее популярным, чем ее блог. На протяжении двух дней, пока длится фестиваль, его посещает около 30 тыс. человек, чтобы увидеть продукцию пары сотен производителей. “Продажи за два дня фестиваля равняются объему продаж за две недели или даже месяц”,— говорит организатор.

Савостина признается — ее гардероб на две трети состоит из отечественных вещей, а обуви Made in Ukraine у нее и вовсе 80 %. И дело здесь не только в патриотизме, объясняет блогер,— украинская одежда зачастую качественнее и дешевле, чем импортная.

Кризис в помощь

В докризисные времена стоимость украинского платья, к примеру, составляла в среднем 800 грн, одежда демократичных западных брендов стоила столько же, а в сезон распродаж даже дешевле. Но сейчас ситуация изменилась кардинально — из‑за девальвации стоимость платья иностранного производства возросла до 2 тыс. грн, в то время как украинские бренды стараются удерживать цены на прежнем уровне или, в крайнем случае, не поднимать их выше 1 тыс. грн.

Но небольшое повышение цен все же неизбежно, ведь в Украине фактически отсутствуют качественные ткани для пошива красивой одежды, поэтому материалы и оборудование закупаются преимущественно за рубежом, в Турции или Италии, поясняют производители. “Мы покупаем итальянские ткани, фурнитуру. Так что рост евро отразился и на нас, и на ценнике”,— сетует Катерина Махнивская, соосновательница бренда NUANCES.

Зато импортные материалы и хорошая школа швейного дела на предприятиях дает украинским брендам дополнительные преимущества перед западными конкурентами. К примеру, в киевском обувном ателье Kachоrovska для изготовления обуви заказывают каблуки и колодки на европейских фабриках, которые обслуживают такие именитые бренды, как Prada и Miu Miu. “Это уже делает наш продукт европейским. Добавим к этому еще и украинскую цену, и мы получаем преимущество”,— хвастается собственница ателье Алина Очеретяная. По ее словам, продажи ателье выросли в два раза в сравнении с прошлым годом.

Люди с большой охотой покупают украинское, - Андрей Дрогобыцкий, гендиректор шопинг-клуба Le Boutique

Большое количество новых проектов порождает разнообразие на рынке украинской одежды — начиная от футболок с необычными принтами и сдержанного casual до одежды для йоги и платьев в стиле baby-doll.

Бизнес-аналитик Елена Емельяненко долгое время предпочитала одежду иностранного производства и даже специально заказывала вещи за границей, потому что в Украине такие бренды либо были совсем не представлены, либо стоили значительно дороже. В прошлом году она впервые приобрела вещь украинского производителя — это была шутливая футболка с принтом Степана Бандеры и котятами — и с тех пор стала убежденным потребителем украинской одежды. “Тут дело даже не в патриотизме,— размышляет она.— В последнее время в Украине действительно шьют одежду, которая отвечает моим представлениям об эстетике. Может быть, потому, что этим массово стали заниматься молодые люди, которые делают удобные, простые и в то же время красивые вещи”.

Производители импортной одежды массмаркета предпочитают ограничиваться типичными фасонами и не любят экспериментировать, говорит Татьяна Абрамова, директор бренда RITO, специализирующегося на трикотажной одежде. “Импортный производитель может годами использовать один и тот же привычный силуэт, если он когда‑то имел успех. У украинских производителей больше разнообразия”,— поясняет она.

Одежда для избранных

Несмотря на безусловный рост, легкая промышленность в стране продолжает пробуксовывать. Компаниям старой закалки не хватает мобильности, готовности работать с социальными сетями и развивать онлайн-продажи. А молодым проектам зачастую так и не удается превратить хобби в бизнес. “Не могу сказать, что у нас есть бренды в настоящем понимании этого слова: мало кто может объяснить, в чем уникальность его продукции,— считает Савостина.— А ведь только когда бренд переходит на стадию производства, реализации и философии, можно говорить, что он успешен”.

Конкуренция же остается высокой — иностранных товаров в Украине по‑прежнему много: доля импортной одежды на рынке составляет 85 %, обуви — 95 %. Национальные же бренды, хоть и дешевле западных, большинству украинцев все равно не по карману, говорят эксперты. “Нужно понимать, что очень узкий сегмент населения покупает брендовую одежду, и еще меньше тех, кто при этом предпочитает продукцию украинскую. Большинство в этой категории все же привыкли к заграничной одежде”,— поясняет Александр Жолудь, экономический эксперт Международного центра перспективных исследований.

Чтобы стать настоящим брендом, который приносит большие деньги, необходимо делать продукцию еще более доступной. На преимущественно импортных материалах экономить не удается, да и рабочая сила в Украине не такая уже и дешевая в сравнении с Китаем или Пакистаном.

Хромает также продвижение украинской продукции. “Бренд прежде всего должен быть узнаваемым. Иначе это не бренд. Рекламная кампания и раскрутка стоят больших денег”,— говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. Между тем украинской одежде и обуви зачастую не хватает узнаваемости даже за пределами Facebook.

Впрочем, Савостина в перспективах украинской одежды и обуви не сомневается. Прежде всего потому, что рынок не насыщен хорошей, доступной и к тому же украинской продукцией. “Мы очень талантливы, у нас очень мало нашего. А значит, перед нами огромные возможности”,— уверена создательница тренда Made in Ukraine.

Материал опубликован в НВ №29 от 14 августа 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: