19 января 2017, четверг

На Марс и далее. Илон Маск представил межпланетный корабль

комментировать
Проект Межпланетной транспортной системы позволит в течение 50-100 лет создать на Марсе колонию численностью около миллиона человек
Фото: Spacex.com

Проект Межпланетной транспортной системы позволит в течение 50-100 лет создать на Марсе колонию численностью около миллиона человек

Межпланетная транспортная система позволит людям освоить Солнечную систему и даст импульс созданию звездолетов

Зачем?

Миллиардер, изобретатель, основатель компании SpaceX Илон Маск вечером 27 сентября представил миру проект «Межпланетной транспортной системы» (МТС, название пока временное). По его замыслу, реализация этой идеи позволит в течение 50-100 лет создать на Марсе колонию численностью около миллиона человек. Число ее жителей выбрано не случайно: Маск полагает, что миллион – это минимальное число людей, способных поддерживать самостоятельную и независимую цивилизацию на другой планете, обеспечивая себя всем необходимым.

Собственно, смысл этой затеи, по его словам, состоит именно в построении колонии, которая смогла бы продолжить существование и в случае уничтожения человечества на Земле в результате какой-либо техногенной или естественной катастрофы. «Нам нужна резервная копия человечества», - поясняет бизнесмен.


Илон Маск во время презентации

Илон Маск во время презентации проекта «Межпланетной транспортной системы»


Как?

Итак, система, позволяющая отправлять на Марс сотни и тысячи людей, будет действительно огромной. На разгонном блоке (то есть ракете) 12 метров в диаметре установят корабль 17 метров в диаметре. Высота всей конструкции составит 122 метра (72 метра ракета и 50 метров корабль) – это примерно 40-этажный дом. Грузоподъемность составит 450 тонн (у американского «шаттла», для сравнения, 24 тонны).

Поднимать все это добро в космос будут 42(!) двигателя Raptor, установленные на разгонном блоке. Кстати, первые испытания этих двигателей уже с успехом прошли на полигоне в Техасе. На самом космическом корабле будет установлено девять таких двигателей.

Через 20 минут после старта корабля с космодрома во Флориде, он выйдет на орбиту Земли, а разгонный блок вернется своим ходом на космодром, где на него тут же установят топливный танкер примерно тех же размеров, что и корабль. Танкер также выйдет на орбиту, состыкуется с уже находящимся там кораблем и заправит его топливом. После этого танкер вернется на Землю для повторного использования, а корабль включит девять своих Рапторов и направится к Марсу. Полет займет три-пять месяцев (в зависимости от положения Земли и Марса относительно друг друга).


Фото: SpaceX via Twitter

Один из топливных баков будущего космического корабля. Фото: SpaceX via Twitter


Вместимость корабля составит примерно сто человек плюс багаж. Цена одного билета на первое время составит около 200 тысяч долларов, но в перспективе будет снижаться. На борту будут действовать кинотеатры, рестораны, площадки для спортивных игр в невесомости и тому подобные развлечения. Широкие иллюминаторы позволят желающим поглазеть на красоты космоса.

По прилете на Марс корабль затормозит в атмосфере планеты, после чего приземлится (или уже примарсится) на нее вертикально, используя для торможения собственные двигатели.

И что там?

К этому времени (ориентировочно – 2022 год) на Марс беспилотными кораблями уже будут доставлены многие тонны грузов со всем необходимым для начала строительства небольшой колонии. Беспилотные полеты туда начнутся уже в 2018 году. На них, кстати, будут отрабатывать технологии мягкого приземления кораблей.

Первой задачей колонистов будет строительство заводов для извлечения воды из марсианской вечной мерзлоты. Вода будет ценна не только сама по себе. Из нее можно получать кислород для дыхания и водород для переработки в метан – ракетное топливо. Углерод для метана планируется получать из атмосферы, почти полностью состоящей из углекислого газа. Энергию для всех этих нужд будут получать от солнца – на Марсе построят огромные поля солнечных батарей. В перспективе их заменят ядерными или даже термоядерными реакторами.

Обеспечив себя энергией, кислородом и водой, а свой корабль – топливом и окислителем, колонисты смогут приступить к возведению куполов будущей колонии или обустраивать имеющиеся на Марсе пещеры и подземелья. Туда они смогут перебраться из корабля, который будет служить им домом в первые недели пребывания на Красной планете. Ожидается, что значительную часть строительных работ будут производить роботы, которые не боятся космической радиации, низких температур и отсутствия кислорода. Кроме того, почти полностью роботизированы будут и фабрики по производству воды, кислорода и метана.

Первичное обустройство надо будет закончить примерно за два земных года, так как спустя это время корабль надо будет заправить и отослать на Землю – за новой партией колонистов. Важно, что любой желающий в этот момент сможет и сам улететь назад, если ему (или ей) чем-то не понравится жизнь на Марсе. Обратный билет, кстати, совершенно бесплатный.


Фото: SpaceX via Flickr

Первой задачей колонистов будет строительство заводов для извлечения воды из марсианской вечной мерзлоты. Фото: SpaceX via Flickr


И что, вечно в пещере жить?

Нет. На Марсе почти сразу будет запущена программа преобразования атмосферы. Для этого необходимо будет растопить полярные шапки планеты, в основном состоящие из твердой углекислоты (всем известного «сухого льда»). Одна из опций сделать это быстро и эффективно – нанести по ним массированный термоядерный удар с орбиты планеты. Возможно, это будет единственно возможный способ использовать оружие массового поражения не во вред, а во благо человечества. Преображение миллиардов тонн сухого льда в газообразную форму моментально окутает планету довольно плотным «одеялом» из углекислого газа, что поможет не только создать нормальное атмосферное давление, но и существенно нагреть Марс.

Дело в том, что СО2, с выбросами которого воюют земные экологи, является мощным парниковым газом, благодаря которому солнечное тепло накапливается на планете, а не возвращается обратно в космос. На Земле это очень опасный процесс, ведущий к катастрофическим изменениям климата, но на Марсе – совсем другое дело. Там планета сильно заморожена, температуры зимними ночами падают ниже минус ста градусов по Цельсию. Катастрофические изменения такого климата очень нужны и весьма приветствуются.

Для усиления парникового эффекта и ускорения нагревания Марса там будут построены заводы, вырабатывающие фреоны – газы, чей парниковый эффект примерно в 8000 (восемь тысяч) раз мощнее, чем у углекислоты (при одинаковых объемах). Из-за этого свойства на Земле их применение находится под жесточайшим контролем, дабы не допустить их выбросов в атмосферу. На Марсе их будут распылять специально и в промышленных объемах.

Когда атмосфера станет достаточно плотной и теплой, люди смогут выходить на улицу уже не в космических скафандрах, а в куда более легких дыхательных масках, надевая при этом обычную одежду. Но еще важнее вот что: марсианская вечная мерзлота растает, высвободив гигантское количество воды. Ее хватит, чтобы наполнить реки, ручьи, озера и даже небольшой океан в северных широтах планеты. На Марсе начнут идти дожди. Запустится знакомый всем с детства круговорот воды в природе. Это, в свою очередь, позволит заселить полезными зелеными водорослями водоемы, высаживать в открытом грунте мхи, лишайники, травы и потом уже – деревья, в первую очередь – хвойные (для лиственных там все равно будет довольно холодно). Марс из красной планеты со временем превратится в зеленую. Атмосфера начнет быстро насыщаться кислородом. Для колонистов жизнь «под куполом» закончится. На улице можно будет дышать так же, как и на Земле сейчас. Ожидается, что на завершение этого процесса уйдет около сотни лет.


Фото: SpaceX via Twitter

Когда атмосфера станет достаточно плотной и теплой, люди смогут выходить на улицу уже не в космических скафандрах.  Фото: SpaceX via Twitter


А чем будут заняты люди все эти сто лет?

Экономическая система Марса – это отдельная история. Колонистам, число которых будет расти, действительно надо будет чем-то заняться. Тяжелую работу будут исполнять роботы, знакомого нам сельского хозяйства там в ближайшие века не предвидится (теплицы и выращивание водорослей – не в счет), промышленное производство тоже под большим вопросом.

Однако у колонии будет ряд «врожденных» преимуществ, которые позволят ей не бедствовать.

Во-первых, существенную часть обитателей Марса будут составлять ученые, инженеры и техники, специалисты в самых разных областях знаний. Там просто физически не обойтись без геологов, медиков, ракетостроителей, программистов, психологов, ботаников, социологов, экономистов, химиков, астрофизиков и много кого еще. Концентрация не последних умов человечества в уникальной природной лаборатории почти неизбежно проведет к расцвету науки.

Тут важно подчеркнуть, что интеллектуально от Земли они оторваны не будут – связь с коллегами на родной планете даст им возможность быть в курсе последних земных разработок и генерировать собственные. Марс будет вынужден стать мощным научным центром, без конца выдающим все новые технологии. На первых этапах существования колонии только они могут быть предметом действительно прибыльного экспорта. Наука будет не столько потреблять ресурсы марсиан, сколько кормить их.

Во-вторых, надо помнить, что все колонисты будут очень богатыми людьми. Маск обещает довести стоимость отправки одного человека на Марс до 100 тысяч долларов. Но он тоже не собирается заниматься благотворительностью – билет будет стоить до полумиллиона. Таким образом, на Красной планете образуется общность невероятно платежеспособных людей, нуждающихся буквально во всем – от термоядерных реакторов до туалетной бумаги.


Фото: SpaceX via Twitter

Маск пообещал, что не будет патентовать свои корабли. Любой желающий (и умеющий) сможет себе построить такой же. Фото: SpaceX via Twitter


Для предпринимателей и торговцев всего мира это будет настоящий Клондайк. Например, покупаешь на Земле 400 тонн кофе, привозишь его на Марс, гарантированно и очень дорого продаешь, получаешь навар в сотни или тысячи процентов! Тут, конечно, есть проблема с «привозишь его на Марс», но и она решаема.

Маск пообещал, что не будет патентовать свои корабли. Любой желающий (и умеющий) сможет себе построить такой же, но только намного дешевле – в грузовом исполнении. Или же купить – SpaceX собирается их изготавливать сотнями, постоянно улучшая их характеристики с использованием созданных уже на Марсе технологий. Для такого числа кораблей понадобится соответствующее количество пилотов, вузы наверняка откроют набор на факультеты космического пилотирования.

В-третьих, высокий спрос на все породит бешеную предпринимательскую активность на самом Марсе. Обязательно найдутся люди, которые займутся производством продовольствия. Научатся прямо там варить пиво, растить картошку, может даже разводить каких-нибудь кроликов. Появятся пиццерии, кинотеатры, бани и тренажерные залы. Неизбежно объявятся туристические компании, отправляющие любопытных в Долины Маринера – самый большой каньон Солнечной системы или на гору Олимп высотой в почти 22 километра. Энтузиасты в SpaceX даже нарисовали рекламные плакаты для таких поездок:



Туристические достопримечательности Марса:  Долины Маринера – самый большой каньон Солнечной системы, гора Олимп высотой в почти 22 километра. Иллюстрации: SpaceX


В любом случае, практически ничего «халявного» на Марсе не будет. Всем придется работать и практически за все платить. По крайней мере, на первых этапах, пока ресурсов будет очень мало. Позднее все, конечно, может измениться – вплоть до введения там всеобщего базового гарантированного дохода. Но сначала придется потрудиться на славу.

Хорошо, а кто там будет за главного?

Как и любой большой общности людей, марсианской колонии понадобится какое-то планирование и руководство. У Илона Маска уже спрашивали, каким образом все это будет организовано. По мысли основателя SpaceX, в самом начале существования колонии общее руководство ею будут осуществлять командиры экспедиций. Но с ростом населения марсианского города ему понадобится настоящая политическая система – с людьми, планирующими распределение ресурсов и распределяющими их, с законами, судами, а также теми, кто будет следить за соблюдением законов.

В одном из интервью Маску предложили даже стать «королем Марса». Но он быстро отмел эту идею, выдвинув свою собственную. В колонии, по его мысли, должна быть установлена прямая демократия, в рамках которой все совершеннолетние и психически вменяемые люди будут обладать правом голосовать по тем или иным вопросам. Голосование будет осуществляться через местный аналог интернета – у каждого «марсианина» будет своя «электронная подпись», позволяющая сделать это. Таким образом парламент будет не нужен, коррумпировать будет некого.


Возможное будущее Марса Фото: SpaceX via Twitter

Из красной планеты сделать зеленую. Будущие преобразования Марса. Фото: SpaceX via Twitter


Более того, Маск предложил, чтобы принимаемые колонистами законы имели срок действия. Грубо говоря, если спустя два года население не выступило за продление действия какого-то закона, он автоматически отменяется. Это позволит обществу как можно более динамично реагировать на происходящие на планете изменения. Учитывая планы по терраформированию, изменения будут очень серьезными и быстрыми, поэтому и законы должны соответствовать.

В системе прямой демократии главным риском является популизм – желание значительной части общества «взять все и поделить». Колония, к счастью, от этого будет до некоторой степени застрахована, так как население ее и так будет довольно богатым и законопослушным. Хотя, разумеется, и среди таких людей бывают разные отклонения, массовой преступности или расцвета левых идей на Марсе, видимо, удастся избежать.

Еще один нерешенный вопрос – это система отношений марсианской колонии с Землей. Почти по всем параметрам Марс будет независимым государством – самоуправляемым, с собственной экономикой, политической системой и судами. С другой стороны, на начальных этапах без связей с Землей колония зачахнет. Поскольку SpaceX – компания американская, а почти все ее сотрудники – американцы, логично было бы предположить, что и колония будет под американским флагом. Однако долго это длиться не сможет: условия жизни на Марсе самым радикальным образом отличаются от условий жизни в США, поэтому многие американские законы там просто не будут иметь смысла.

Учитывая все это, марсианской колонии, скорее всего, через некоторое время надо будет объявлять о своей автономии или даже независимости. Это почти неизбежно: у «марсиан» со временем появится собственная культура, собственные экономические и политические интересы. Более того, в условиях специфической диеты и низкой гравитации (всего треть от земной) на Марсе через два-три поколения появится новая раса людей, которые даже внешне будут сильно отличаться от землян. Скорее всего, они будут выше, с меньшим по объемам сердцем и намного более тонкими и хрупкими костями. Пребывание на Земле для этих людей (или уже точно марсиан – без кавычек) станет почти невыносимым из-за ее сильной (для них) гравитации. Они уже никуда «вернуться» не смогут, для них будет открыт только один путь – дальше, к звездам.

Как это к звездам? Туда даже теоретически не долететь!

Сейчас человечество действительно не в состоянии добраться даже до ближайшей звезды. С нынешним уровнем технологий такое путешествие заняло бы десятки тысяч лет. Но с появлением колонии на Марсе ситуация обещает довольно скоро измениться.

Сейчас перспективными и принципиально новыми двигателями для космических путешествий занимаются лишь немногие энтузиасты. Применить эти знания просто негде. Но открытие торговых путей на Марс и в другие уголки Солнечной системы неизбежно подхлестнет исследования в этой сфере. Конкурентную борьбу будет выигрывать тот, кто сумеет как можно быстрее и с наименьшими затратами путешествовать по космосу.

В начале эпохи географических открытий наиболее быстрым средством передвижения был парусник, которому требовались долгие месяцы, чтобы добраться до пункта назначения. Но лишь спустя несколько сотен лет появились пароходы, а потом и самолеты. Теперь до любой точки на планете технически можно добраться в течение одних суток (до большинства – за полдня и менее). Аналогичные сложности теперь и с освоением Солнечной системы, которые также будут преодолены, если к делу подключится частная инициатива и большие деньги.

Для Магеллана и Колумба путешествие на Марс было ничуть не более реальным, чем для нас – путешествие к Проксиме Центавра. Тем не менее, на Марс мы летим, а наши потомки доберутся и до звезд. Главное – придать развитию человеческой науки импульс в правильном направлении. Дальше все устроится почти само собой.

ВИДЕО

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: