19 сентября 2017, вторник

"Мы меняемся в унисон стране". Фронтмен ТНМК рассуждает о новой украинской музыке

Фото Александр Медведев
Фронтмен популярной группы ТНМК за бокалом пива рассуждает о самоуважении, которое наконец обрели соотечественники, и о новой украинской музыке

Бывают встречи, когда с самого начала все идет не так, как вы задумали. Фотограф перепутал время интервью, вы сами — адрес, и только ваш собеседник спокойно сообщает по телефону, что он уже заказал бокал пива и обязательно вас дождется.

Лидер легендарной хип-хоп группы Танок на майдані Конго (ТНМК) Олег Михайлюта, известный в музыкальном мире под прозвищем Фагот, расположился на летней площадке паба Warsteiner в центре Киева — в густой тени деревьев у большого фонтана.

— Сразу бери себе плед. Тут прохладно, но зато воздух какой! — вместо приветствия говорит Михайлюта, восседая за столом в своей фирменной рэперской кепке.

С ним сложно оставаться на вы — с первых слов беседы создается впечатление, что вы знакомы давно. И в этом есть доля правды — в июне группе ТНМК исполняется 26 лет. Это самая долгоиграющая украинская хип-хоп-группа, имеющая немало впечатляющих достижений, среди которых шесть студийных альбомов, участие в лучших музыкальных фестивалях и уже два поколения поклонников.

“Я давно заметил, что мы меняемся в унисон стране. То есть всегда оказываемся на старте, сколько бы ни прошли”,— с улыбкой говорит Михайлюта, пока официант предлагает нам сделать заказ. Мы просим стейк в красном вине, салат с курицей и гренками и пиво.


Олег Михайлюта на сцене с симфоническим оркестром Виртуозы Слобожанщины исполняет песни ТНМК / DR
Олег Михайлюта на сцене с симфоническим оркестром Виртуозы Слобожанщины исполняет песни ТНМК / DR


Прозвище Фагот Михайлюта носит с начала 90‑х. Но получил он его не в Харьковской консерватории, где учился по классу фагота, а в казино, где подрабатывал крупье.

— Помню, как 1 сентября я пошел на занятие в консерваторию, а вечером — на первый урок курсов крупье.

Он объясняет, что в 90‑х считалось, что крупье много зарабатывают. “На самом деле грузчики и продавцы на рынке получали намного больше”,— признает Михайлюта.

— Мухлевал? — спрашиваю я.

— Ну что ты! Работа крупье — это не обман рук, а скорее психологический навык помочь человеку ошибиться. Выигрывать ведь должно казино,— улыбается он.

Примерно тогда же у Михайлюты и еще одного харьковского подростка Александра Сидоренко (Фоззи), который стал его бессменным напарником в ТНМК, возникла идея играть хип-хоп.

— Это все из‑за желания отличаться — вечный протест парней с улицы. Рок-н-ролл тогда был везде, а о хип-хопе в Украине никто не слышал,— просто объясняет Фагот.

Право быть пионерами жанра он и Фоззи зарабатывали начиная с 1994 года, когда оба несколько лет были ведущими популярной телепрограммы о рэпе и хип-хопе RAP-обойма. “Информации было мало, но нас настолько захватил ритм и настроение хип-хопа, что мы очень упрямо рыли в этом направлении”,— вспоминает музыкант.

Нам приносят заказ, и Михайлюта предлагает прервать разговор на обед. “Я в 6 утра вернулся из студии домой. А сейчас еду обратно в студию. Не успеваю поесть”,— объясняет он.

Отключив диктофон, мы некоторое время сосредоточенно жуем, а Михайлюта с улыбкой рассказывает, что паб Warsteiner забавляет его чеком, который сотрудники заведения в век цифровых технологий упорно пишут от руки. “Представляешь, такой себе привет из 90‑х. Я даже не знаю, есть ли у них кассовый аппарат”,— говорит он.

В эти дни музыкант работает в студии над своим сольным альбомом. “У меня постоянно рождаются музыкальные идеи, и некоторые из них по формату не подходят для ТНМК. Потому появилась идея сольника”.

Он признается, что по стилю альбом сегодня выглядит как полная эклектика: “Я даже не знаю, куда меня в конце занесет”.

Музыкант рассказывает, что единственным источником заработка для украинских исполнителей сегодня остаются концерты. Культура покупки лицензионных дисков в Украине так и не сформировалась.

А последние полтора года были довольно тяжелыми для всех музыкантов — экономический спад в первую очередь бьет по культуре и развлечениям. Зато появилось чувство уважения к самим себе. Улыбаясь, Фагот вспоминает, как еще во время первого Майдана в 2004 году, который участники ТНМК поддерживали, им казалось, что они суровые герои революции, поэтому и музыка их была более тяжелой.

— Мы все формируем энергии вокруг себя, особенно музыканты. 2014 год состоялся потому, что был 2004‑й. А 2004‑й, потому что с конца 90‑х украинская музыка озвучивала и воспитывала протест в обществе.

Сейчас украинский шоу-бизнес переформатируется, считает Михайлюта. “Раньше людей перекармливали бесплатными концертами — акции, площади, все, что позволяло хорошо осваивать государственные деньги. А сегодня у государства денег нет, и артисты, которые были у бюджетной кормушки, оказались в проигрыше. Зато те, кто действительно делают хорошую музыку, получают свою аудиторию”.

Настоящий заработок у музыкантов появится, только когда в Украине заработает экономика, уверен артист, пока же люди не могут обеспечить себе даже хлеб — не то что зрелища.


Фото Юрий Бондаренко via Facebook
Фото Юрий Бондаренко via Facebook


Тем не менее в последние годы у ТНМК было много музыкальных экспериментов и совместных проектов с другими исполнителями. Самым ярким Михайлюта называет концерт с симфоническим оркестром Виртуозы Слобожанщины, добавляя, что для него это большое и очень личное событие. Однажды ему позвонил его учитель консерватории по классу фагота и предложил сыграть с молодым харьковским симфоническим оркестром несколько композиций группы.

— Когда я приехал на первую репетицию — в тот самый зал, где 15 лет назад сам стоял на сцене с фаготом и очень нервничал,— оркестр исполнил аранжировки наших песен Арешт и Шоколад, я заплакал,— в голосе музыканта звучат нотки волнения.

Особенно трогательной оказалась генеральная репетиция. “За два дня до нее у меня был день рождения, и оркестр решил меня поздравить. Они сыграли Happy Birthday и Многая лета, а затем объявили, что будут играть Восени”,— рассказывает он. В этой песне у Михайлюты была партия фагота. Однако взяв инструмент, он обнаружил, что камышовая трость, необходимая для извлечения звуков из фагота, не размочена, а значит, играть нельзя. Времени искать воду не было. И он стал размачивать трость в бокале шампанского.

— В свой день рождения исполнять свои же песни на сцене консерватории в сопровождении симфонического оркестра и размачивать трость в шампанском. Вот тогда я понял — жизнь удалась! — полушутя завершает Михайлюта.

Концерт с оркестром прошел при аншлаге, а группа еще долго не могла вернуться к привычному звучанию — аранжировки казались пустыми и плоскими.

Самым заметным своим качеством Михайлюта считает упрямство, которое помогает ему справляться с не менее заметной ленью. Например, однажды он побился об заклад и выучил французский язык, а пару лет назад вернулся к игре на фаготе. Теперь “Фагота на фаготе” можно будет услышать не только на концертах группы с симфоническим оркестром, но и в новом сольном альбоме.

Михайлюта рассказывает, что, кроме фагота, в течение последних лет в его жизни появились еще два “музыкальных инструмента”. Первый — учебный гвардейский миномет, в армии прозванный фаготом, который группе подарили поклонники на 25‑летие. А второй — отстрелянный тубус такого же миномета не так давно передали из зоны АТО, где группа выступала с концертом. “Только мне кажется, что человека, подарившего его, уже нет в живых. Погиб под Иловайском”,— сухо заканчивает музыкант.

После недолгого молчания я задаю Михайлюте последний вопрос о Василе Гупало — героическом персонаже одноименной песни из последнего альбома ТНМК, который с подачи музыкантов зажил самостоятельной жизнью, а его изображение заменяет на странице Михайлюты в Facebook фото самого музыканта.

— Время сейчас такое. Нам всем очень нужен Василь Гупало. Сильный позитивный народный герой — без него никак. То, что мы делаем в музыке сегодня,— это поиск силы и энергии, на которую можно опереться. Мы все в каком‑то роде Василь Гупало.

На этом, дождавшись того самого рукописного чека, мы прощаемся.

.

5 вопросов Олегу Михайлюте:

— Какое событие в вашей жизни вы считаете главным?

— Рождение.

— Ваш любимый город?

— Харьков, хотя Киев я тоже очень люблю. Харьков — это родной дом, а вот Киев — это место силы. За 1.000 лет он столько всего пережил, что теперь смотрит на мир со спокойствием и нарочитой провинциальностью.

— На чем вы передвигаетесь по городу?

— На мотоцикле Suzuki Boulevard. Езжу на нем шесть лет в сухую погоду. Вот сегодня опять на нем.

— Ваш личный прожиточный минимум?

— Я в этом смысле счастливый человек. Мне сложно сказать, сколько я зарабатываю, сложно сказать, сколько я трачу. Но мне всегда, с одной стороны, хватает, с другой — хочется больше.

— К чему вы стремитесь?

— К свету.

Материал опубликован в №19 журнала Новое Время от 29 мая 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: