22 августа 2017, вторник

Мы купили их по очень хорошей цене. Топ-менеджер сети АЗС о том, зачем его компании украинский бизнес Лукойла

комментировать
Директор украинского подразделения AMIC Роберт Новек называет обвинения в связях с Россией чушью и происками конкурентов
Новое время

Директор украинского подразделения AMIC Роберт Новек называет обвинения в связях с Россией чушью и происками конкурентов

На украинском рынке нефтепродуктов, богатом на скандалы, не утихают разбирательства вокруг покупки австрийской AMIC заправок Лукойл-Украина

Неделю назад заправочные станции компании снова блокировали члены организации «Сич» во главе с народным депутатом Игорем Луценко.

Главная претензия протестующих состоит в том, что AMIC является аффиллированной с Лукойлом компанией, а ее продажа была лишь фикцией. Следовательно, покупать топливо здесь - это все равно, что финансировать терроризм и войну, считает Луценко.

В самой компании эти обвинения отрицают, настаивая на австрийском происхождении капитала. Весьма стремительный выход на украинский рынок здесь объясняют бросовой ценой, по которой российский Лукойл продал заправки, и тем что решение принимали по-сути три инвестбанкира, а не крупная нефтяная компания с большой бюрократией.

В AMIC обещают судиться с теми, кто портит их имущество, и пытаются доказать, что за их собственниками не стоят российские деньги. В компании считают, что за действиями народного депутата стоят конкуренты и намекают на то, что российский бизнес не испытывает таких проблем как они.

Действительно, столь мощных протестных акций, как на заправках AMIC, пока не наблюдается ни в сети ТНК, которая напрямую принадлежит попавшей под санкции российской Роснефти, ни около офисов Внешэкономбанка, Внешторгбанка и Сбербанка России, которые принадлежат российскому государству и управляются напрямую из Кремля.

Впрочем, и к AMIC также накопилось немало неприятных вопросов, которые мы задали директору украинского подразделения компании Роберту Новеку.

- Никто не верит, что на самом деле ваша компания имеет западного акционера. Все уверены, что "Лукойл" продолжает вами владеть. Почему мы должны поверить в то что это не так?

- В мае прошлого года компанией АMIC Energy Management GmbH было сделано заявление, и там было детально изложено, откуда источники инвестирования, какие источники инвестирования компании AMIC, и кто их представляет. Я не представляю сейчас международное правление компании, и не говорю от их лица, но например, там есть такие люди, как Вольфганг Руттеншторферр, который в энергетике более 30 лет, в прошлом занимал руководящие должности в австрийском нефтяном гиганте OMV, работал замминистра финансов Австрии. Это говорит о том, что собственники реальные и уважаемые инвесторы. Совладельцами компании являются три физических лица из Австрии. Это инвестбанкиры Кунце Манфред и Зернец Хайнц, а также предприниматель Клезль-Норберг Йоханнес.

- Покупка одной из крупнейших сетей АЗС в Украине была довольно дорогостоящей. Какое происхождение капитала, где эти люди вообще взяли на это деньги?

- Это собственный капитал инвесторов, собственные деньги компании и привлеченные кредиты. Может быть, еще полезно будет добавить, что сама компания AMIC Energy Management основана в 2013 году. Одной из стратегических целей, которые преследует эта компания, являются инвестиции в недооцененные активы в Центральной и Восточной Европе. Поэтому украинская инвестиция полностью ложиться в эти цели. Чтобы закрыть этот вопрос, я могу сказать, что у нас нет никаких взаимоотношений с бывшими владельцами этой компании.

- Сомнение вызывает то, что сделка произошла очень быстро. Началась война, "Лукойл"только захотел по этой причине выйти из Украины и тут же появляетесь вы…

- Я не назвал это решение быстротечным, поскольку договора были подписаны в августе 2014 года и только в апреле 2015 года была закрыта сделка и мы были зарегистрированы как собственники компании АМИК Украина. И только лишь с 1 мая мы вступили в полноценное владение компанией. Я приехал сюда, и как управляющий директор выполняю свои обязанности с 1 мая.

Кроме того, мы не крупная транснациональная компания, которая должна ждать множество разрешений и согласований перед тем, как купить что-то. Если появляется возможность что-то выгодно купить, конечно, при сложных обстоятельствах, такие компании, как наша, очень оперативно принимают решения. Собственников всего три человека, это физические лица, они сели, приняли решение, и купили. Они готовы брать на себя риски.

Если приходит корпорация, она, конечно, должна все согласовать, анализировать, проходит все различные уровни согласования. Компания нашего типа работает достаточно гибко. И при управлении компании мы тоже это используем. Мы согласовываем очень быстро наши требования с собственниками. В этом я вижу одно из доказательств, что мы не связаны с предыдущим собственником нашей компании.

- Все это конечно понятно, но тогда как так вышло, что вы работали в европейских структурах «Лукойла»…

- Я 13 лет работал в европейских структурах крупной международной компании ConocoPhilips. В конце 2007 года их бизнес купил "Лукойл". Для меня это было не самое лучшее время работы, так как культура работы в компании изменилась.

В начале 2014 года мне сказали где-то через полгода: «ты лишишься своей должности». Поэтому я искал возможности найти другую должность, и нашел себе новую работу. Это история моих взаимоотношений с «Лукойлом».

- По поводу "Лукойла"– это только одна из версий, которая была высказана. Еще есть версия, что вашим конечным владельцем является беглый украинский олигарх Сергей Курченко…

- Это полная чушь. Я уже сказал вам о том, кто является совладельцем компании.

- Если говорить о ваших последних проблемах, которые возникли на АЗС. Я имею в виду блокирование со стороны добровольцев и пикетирование. Как вы это расцениваете?

- Мы расцениваем это, как акт вандализма. Имущество одной из заправочных станций испортили. Мы работаем с полицией, чтобы решить этот вопрос. Второй очень важный фактор больше связан с созданием негативного имиджа. Когда на плакатах связывают наш логотип рядом с логотипом "Лукойла", с фотографией Владимира Путина. Мои подозрения, что это могут быть действия конкурентов.

Начиная с мая месяца, мы делаем все необходимое, чтобы поднять компанию фактически с колен. И это обозначает, что некоторые клиенты перешли от наших конкурентов к нам. Очевидно, что эти действия не хорошо ими воспринимаются. Либо люди, которые совершают это, действуют по неведению, не читают, не имеют информации о том, что происходит, либо им заплатили.

Нам кажется очень подозрительным, что протестующие обращают внимание только на нас. Конечно, могут быть у людей сомнения, нехватка информации. Но интересно, что в Украине есть другие компании, которые напрямую связаны с российским госбюджетом, с людьми из окружения президента России, которые находятся под санкциями. И никто у них никаких акций не проводит. Они проводятся только против нашей компании, которая даже при всех чьих-то сомнениях очень далеко от России. А здесь есть компании, которые связаны с государством Россия и с ними ничего такого не происходит. Для нас это подтверждение, что это чисто акт конкурентной борьбы.

- Скажите как так получилось, что сеть стала AMIC, а бензовозы на заправки приезжали с логотипом «Лукойл»?

- Я признаю, что это действительно было ошибочно, что мы так затянули процесс ребрендинга. В наши планы входит завершение брендинга этой компании во всех сферах. Сейчас процесс ребрендинга заканчивается.

- Вы сами признаете, что сейчас имеет место недоверие со стороны людей в отношении AMIC, вашей марки. Вы оценивали, сколько денег вы из-за этого потеряли?

- Мы не подсчитывали убытки от таких действий. Но, я понимаю, что хуже, чем убытки в финансовом плане, могут быть имиджевые потери. В принципе, обратная сторона всего, что произошло – это свидетельство того, что в Украине нет уважения к частной собственности. Поскольку частная собственность компании ставится под угрозу. Это говорит западным инвесторам о том, что здесь невозможно в полном ссылаться на власть права.

- С учетом всего, что с вами случилось, вы все еще довольны своей покупкой? Не хотите продать бизнес?

- Мы купили хороший бизнес. Конечно же, у него есть свои трудности, связанные с ведением дел, с юридическими осложнениями и с ситуацией в стране.

Мы видим потенциал рынка и понимаем, что европейские игроки которые выйдут на него первыми, заработают больше всего. В Восточной Европе на каждую тысячу жителей приходится где-то 600 легковых автомобилей. В Украине этот показатель на тысячу жителей около 150 автомобилей. Он будет расти, как и вся экономика Украины. На самом деле сейчас самое время покупать. И потом, когда сюда придут крупные европейские нефтяные компании, будет время получить крупную прибыль.

- Странно, что вы считаете украинский рынок нефтепродуктов привлекательным, тогда как большинство его операторов напротив жалуются на то, что он непрозрачный…

- Конечно, нельзя назвать эту среду кристально чистой и прозрачной. Мы действительно ожидаем равных правил для всех игроков этого рынка, но к сожалению, это не так. Например, некоторые компании на рынке платят налоги в полном объеме, а некоторые нет. В 2015 году был введен новый акциз на розничную продажу топлива. Но насколько я осведомлен, не каждая компания платит акциз в полном объеме. Некоторые компании судились по этому конкретному случаю и проиграли суды, а некоторые выиграли, что выглядит очень странно, поскольку дело одно и то же. Второе, что очень настораживает, – это само качество топлива. В некоторых регионах компании применяют такую ценовую политику, что это просто несовместимо даже с себестоимостью производства топлива. Для нас это большой показатель того, что качество этого топлива под большим вопросом. Я могу показать вам, откуда у нас идут поставки, цену закупки топлива. Я знаю, что у нас не бодяжат бензин. Мы платим все налоги. Но, некоторые представленные на рынке компании продают больше топлива, чем покупают, что является прямым свидетельством бодяжничества и ухода от налогов.

Например, в Чехии рынку очень помогло, когда торговля нефтепродуктами стала лицензированным бизнесом, лицензии стала выдавать налоговая служба. Более того, чтобы начать торговать нефтепродуктами, ты должен предоставить банковскую гарантию, что это будет делаться. И если налоги не платятся - ты теряешь деньги. И это расчистило рынок.

- А где вы покупаете нефтепродукты?

- Мы, как и прочие игроки на рынке, покупаем топливо как в странах-членах ЕС – Латвия, Польша, Литва, так и в Белоруссии и России. На данный момент мы продвинулись в переговорах с компанией Orlen. Руководство Orlen – это наши друзья и коллеги еще по компании ConocoPhilips.

- Как вы намерены дальше развивать свою сеть?

- Моя команда имеет 20-летний опыт работы на европейском розничном рынке нефтепродуктов. И мы, по сути, вводим методы управления, принятые в Европе. Например новую систему мотиваций и награждения персонала. И для разных сотрудников мы также строим систему карьерного роста. Также на данный момент мы ищем новых людей. Компанию ждут кадровые изменения. К сожалению, нам уже пришлось большое количество людей уволить. Но мы все еще являемся работодателями для более 2,5 тысяч людей. Наша задача оптимизировать бизнес.

- Вы говорили, что вы платите "белую"зарплату и все налоги. А ваш бизнес вообще прибыльный?

- Мы работаем над тем, чтобы он все-таки стал прибыльным...

- И как вы намерены этого добиться?

- Мы купили этот бизнес по очень хорошей цене, он был недооценен. И мы его сейчас выводим на прибыль. Однако некоторые АЗС нам придется закрыть, и заморозить на некоторые время, и дождаться изменений на рынке. Потому что рынок переживает не лучшие перемены. Перемены связаны с потерей Крыма, оккупированной части Донбасса, с потерей транзитных грузопотоков.

Компания, в которой я работал в Европе, в среднем на одной заправочной станции держала от 9 до 10 сотрудников. Когда мы купили этот бизнес, в среднем на заправке работало до 20 сотрудников. Мы не против предоставления рабочих мест. Но здесь вопрос оптимизации наших процессов и приведения их к европейским стандартам. Мы будем предоставлять рабочие места по мере надобности.

Мы также хотим вывести на рынок новый вид автозаправочных станций. Бензозаправочная станция должна представлять собой полностью оптимизированный бизнес. На новых заправках мы сможем предлагать лучшую цену, чем на уже существующих. Новый бренд будет называться Econom AMIC. Мы уже провели полный ребрендинг 11 заправочных станций. И конечно, потенциал и результаты, которые есть на сегодняшний день, очень многообещающие. Поэтому мы собираемся два бренда одновременно продвигать: AMIC и Econom AMIC.

Econom - это не за счет качества продукта. Это за счет оптимизации процессов. Например, там каждый сам заправляется, без "пистолетчика".

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: