4 декабря 2016, воскресенье

Минус пробки, плюс IKEA. Заместитель Кличко – о том, что, когда и как будет делать с Киевом мэрия

Нам нужно мнение серьезных специалистов, чтобы мы понимали, что мы тут в Киеве строим – Париж или Лондон, говорит бывший девелопер, а теперь чиновник мэрии Никонов

Нам нужно мнение серьезных специалистов, чтобы мы понимали, что мы тут в Киеве строим – Париж или Лондон, говорит бывший девелопер, а теперь чиновник мэрии Никонов

О столичных пробках, о том, зайдет ли в Украину IKEA и почему бульвар Леси Украинки мешает сделать из Киева Париж, в интервью НВ рассказывает первый заместитель председателя КГГА Игорь Никонов

К годовщине пребывания Виталия Кличко на посту мэра социологи преподнесли ему неприятный сюрприз. Группа Рейтинг совместно с International Republican Institute впервые провела муниципальное исследование того, как жители украинских городов оценивают качество услуг, работу местных властей и другие показатели, определяющие качество жизни. В пятерку лидеров вошли Винница, Харьков, Тернополь, Львов и Черновцы. Киев оказался на 14 месте.

Этот рейтинг – приговор местной власти, отмечают критики мэра, напоминая, что столица располагает наибольшим финансовым ресурсом, а действующий мэр -  еще и потрясающим административным – 77 депутатов Киевсовета из 120 лояльны Кличко. Это значит, что у главы КГГА была вся полнота власти и он мог провести любое полезное для города решение. Ни один предыдущий мэр не обладал такими возможностями.

Горвласти на критику и непризнание их заслуг реагируют нервно. Так, отвечая на высказывания главреда НВ в Facebook о достижениях столицы, первый заместитель главы Киевской городской госадминистрации (КГГА) Игорь Никонов написал пространный пост. В нем он перечислил достижения Киева за последнее время – введение электронной формы оплаты парковок, аукционные торги на землю, велосипедная дорожка на Труханов остров и низкие цены на хлеб. И пригласил НВ пообщаться за чашкой чая.

- Как бы вы подвели итоги прошедшего года для Киева?

- Год назад мы пришли, администрация была полностью разрушена, на Майдане палатки. Коммуникации между административными управлениями практически отсутствуют, все в разных зданиях. Куча документов потеряна. Коррупция – притча во языцех.

Мы начали с финансового аудита, уволили примерно 50 человек, которые занимали ключевые посты. Нашли на 500 млн грн нарушений, передали в правоохранительные органы. Но главное – мы поняли, что для борьбы с коррупцией этого мало. Нужно создать систему, которая не даст возможности людям иметь контакт с чиновниками и позволит открыть общественности все, что делает власть.

И мы начали более пристально обращать внимание на смарт-сити, на ІТ-технологии, которые используются в мире. Создали открытый онлайн-бюджет. Сегодня он уже действует. Любой человек в Киеве может посмотреть в онлайн-режиме затраты любого конечного распорядителя бюджетных денег, кому он заплатил, за что и сколько. Это уже реальная борьба с коррупцией.

Какой уже Париж и Вена, если в центре Киева стоит бульвар Леси Украинки с этими домами? Был бы у нас экономический бум, можно было бы их снести и построить что-то другое

Второе – электронные торги. То же самое. Невозможно уже с кем-то договориться, потому что это видят его конкуренты и они не дадут этой договоренности свершиться. Это тоже наша заслуга.

Мы сделали систему учета всех активов. Ее никогда не было. Разработали систему, которая в онлайн-режиме открыта, и любой может увидеть, чем владеет община, что можно взять в аренду.

Очень много программ, которые можно назвать "смарт-сити", сегодня уже реализованы или будут реализованы в ближайшее время. Вот это, наверное, я и считаю самым большим достижением.

Также мы очень стараемся помочь людям в социальном плане. Порядка 1,5 млрд грн мы выделили дополнительно из бюджета на поддержку незащищенных. Одна из  главных наших задач – это максимально поддержать киевлян. Мы не увеличили ни на копейку тарифы, которые устанавливает КМДА, на коммунальные услуги. Мы нашли средства в бюджете, чтобы компенсировать рост цен в этой сфере. Создали программу социального хлеба – люди имеют возможность купить "Украинский" по 5,25 грн, "Пшеничный" – 4,05 грн. В Украине нет подобных цен нигде. Через нашу сеть Фармация договорились со многими производителями медикаментов, что они дадут скидки от 30 до  50%. Оставили льготный проезд в общественном транспорте. Для этого тоже нужно было изыскать средства в бюджете, и мы их нашли.

Весь бюджет, который мы утвердили, он действительно социально ориентированный. Его нельзя назвать бюджетом развития. Конечно, меня это очень сильно огорчает. Но сегодня нужно абсолютно четко расставить приоритеты. Это наша политика в том времени, в котором мы живем.

- Я хотел бы все же услышать от вас более детально о концепции развития Киева. Киев – это эко-город, город инноваций, финансовая столица Восточной Европы? Что такое Киев, по вашему? Каким он должен быть через 5-10 лет?

- Я вам скажу свою историю, она показательна в этом смысле. Я закончил в Санкт-Петербурге институт и у меня была возможность там остаться жить. Но после распределения я приехал в Киев и остался. Я полюбил Киев. Он был действительно другим. Добрым, зеленым и каким-то дружественным. Люди другие, все другое.

Сейчас это все, конечно, гораздо жестче. Но я и сейчас буду все делать для того, чтобы вернуть ту среду. Для меня как для девелопера был очень четкий фактор – среда обитания. Никогда мы не делали дом, а потом строили садики или какие-то парки и так далее. Сначала делали парки, а потом – все остальное. Человек должен выйти, и у него должна появиться улыбка на лице.

То же самое и в Киеве. Конечно, очень многое угроблено. Много абсолютно не вписывающихся зданий. Многие сделали ошибки, многие продолжают их делать.

Для меня Киев – это все-таки город более исторический. Все новации, которые есть, я бы все-таки выносил немножко за центр. Я бы создал этот центр заново. Его нужно взять и создать заново.

- Вариант Парижа и Вены?

- Какой уже Париж и Вена, если в центре города стоит бульвар Леси Украинки с этими домами? Был бы у нас экономический бум, можно было бы те дома снести и построить там что-то другое. Но хотя бы выделить как-то до Бессарабки и вот эту часть от Днепра. Уже есть проект пешеходной зоны, которая идет от Десятинной вниз по Андреевскому спуску, потом Сагайдачного, фуникулером обратно – вот эту хотя бы зону сделать очень исторической. И центр, правительственный квартал – там нужно навести порядок. У нас уже выигранные суды есть по Музейному переулку. Надо будет снести там несколько этажей. Ребята уж очень уродливо сделали там надстройку.

Кстати, уже договорились и добили по Пейзажной алее. Это здание застройщик сам согласился сносить. Надо показать пример, что могут что-то снести. Тогда, думаю, и строить такого и так не будут, понимая, что это не безнаказанно.

- О нелегальной застройке. Меня смущает то, что город застраивается без какой-то идеи. Если мы начинаем с идеи, например, о том, что у нас инновационный город – то мы можем застроить днепровские склоны какими-то суперсовременными небоскребами. Когда можно ожидать четкого плана застройки города и четкой концепции?

- Первое – нужно принять генеральный план. Вокруг генерального плана огромное количество политических сил, партий ради того, чтобы пиарить себя, устроили какое-то политическое шоу.

Мы сегодня готовы утвердить генплан. По плану увеличилось количество зеленых зон – это, действительно, концепция зеленого города. Но почему-то Министерство культуры отозвало историко-архитектурный опорный план, который само же и разрабатывало. А без него принимать генеральный план – неправильно. Надеюсь, конструктивная позиция министра возымеет действие на отдельных сотрудников Министерства культуры.

Я бы хотел, чтобы Киев был городом, в котором ведется комплексная застройка. Все эти одинокие "свечки", которые вырастают непонятно где – это неправильно

Концепция застройки – это субъективный процесс. Зонинг и генеральный план – это процесс объективный. Мы, кстати, сделали новую транспортную схему посредством гранта Мирового банка и с помощью нанятых ими специалистов. Честно говоря, некоторые факты меня сильно удивили. Рассчитали все потоки в Киеве и полученные данные внесли некоторые изменения в сам генеральный план и в маршрутизацию городского транспорта. Потому, что у нас появились серьезные потоки по левому берегу, по хордам города, чего раньше никто никогда не учитывал. А как оказалось, оно сегодня есть. Эти изменения уже внесены туда.

Возвращаясь к концепции, я считаю, что да, тут нужно какое-то мнение очень серьезных специалистов. Может быть, не только наших, а и зарубежных. Чтобы мы понимали, что мы строим – Париж или Лондон. Это две абсолютно разные концепции, вы абсолютно правы. В Лондоне может стоять здание Фостера [небоскреб-огурец Мэри-Экс 30] рядом со старинными домами, в Париже – не может. И то, и то имеет право на жизнь.

- Киев через 5-10 лет – это что?

- Я бы хотел, чтобы все-таки Киев был городом, в котором ведется именно комплексная застройка. Все эти одинокие "свечки", которые вырастают непонятно где и непонятно почему – это неправильно. Город действительно не может так развиваться.

-  Что вы делаете для того, чтобы было именно так, как вы говорите? Например, есть ли у вас какие-то инициативы в отношении того, чтобы переподчинить ГАСК [Инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля]?

- Есть, конечно. С 1 сентября ГАСК уже будет департаментом КМДА, который подчиняется непосредственно мэру. Это было мое предложение. Мое мнение – он должен подчиняться только мэру и то номинально. Это должен быть независимый орган, который может давать законные разрешительные документы.

- Когда можно ожидать генплан?

- Мы планируем к сентябрю уже принять. Это наша задача минимум.

- У меня есть один комментарий для вас, я его зачитаю. Василий Гацько, депутат Киевсовета: "Они сами являются застройщиками – Никонов, Микитась, Кравец, Левочкин – которые сегодня используют власть и сами застраивают Киев. Им это выгодно. Непрозрачные условия с использованием власти, в частности наибольшей фракции УДАР-Солидарность в Киевсовете, и с помощью городского головы – они дают колоссальные возможности и привилегии перед любой другой компанией, которая эти привилегии не имеет. Вот и все".

То есть Гацько утверждает, что застройщики заинтересованы в том, чтобы не было генплана, потому что так у них есть лазейки, чтобы получать места не на аукционах.

- Давайте по порядку. Первое. Заинтересованы ли застройщики, чтобы не было генерального плана? Не заинтересованы. Нормальные – не заинтересованы. Потому что всех нормальных застройщиков, поверьте мне, настолько уже достали эти конфликты, которые возникают, и отсутствие этого четкого третейского судьи – закона. Вот есть закон, я по закону строю, и будьте добры от меня отстаньте. Все нормальные застройщики в существующем режиме жить уже не хотят. Люди хотят нормально работать, без нервов. Может быть, меньше зарабатывать, но зато без скандалов, войн и так далее.

Генетически киевляне всеми фибрами души против того, чтобы платить за парковку

- Одна из проблем, которая меня как человека, который 15 лет живет в Киеве, волнует – это проблема с пробками и с грузовыми автомобилями, которые в пробках травят водителей и пассажиров легковых автомобилей выхлопными газами. Можно ли как-то ее разрешить?

- Все наши попытки решить вопрос с парковкой в Киеве ничем хорошим не закончились. На ваш вопрос, что нам не удалось сделать – вот это не удалось. В чем проблема? Мы даже когда-то взяли журналистов работать парковщиками, поскольку было много претензий, что воруют. Конечно, воруют. Но когда журналисты вышли вместо парковщиков на ту же Бессарабку, они сами констатировали, что 60% людей не платят за парковку. Просто посылают их. Кто-то показывает какие-то удостоверения, кто-то вообще ничего не показывают. Люди просто не платят. Отсутствие ответственности владельца автомобиля перед законом, отсутствие ответственности за неоплаченную парковку и парковку в неправильном месте – оно создает огромные проблемы.

- Вы говорите про парковки, а я спросил про пробки.

- Это абсолютно связанные вещи. Несанкционированные парковки вызывают пробки. Это первое. Второе – у нас есть проект, который финансируется ЕБРР, это "умные" светофоры. Но когда мы сделали анализ транспортной схемы, выяснилось, что 90% наших пробок рождается из-за неправильного паркования автомобилей. Наш объем автомобилей и пропускная способность улиц соответствуют тому, чтобы пробок не было. Главное – убрать машины там, где они не должны стоять. И этим мы на 80-90% уберем пробки.

Вторая тема – это маршрутизация самого движения. Нужно будет порядка в 10% случаев поменять движение по улицам. На этот вопрос нам буквально через месяц дадут ответ эксперты Мирового банка, которые покажут, каким образом мы должны изменить движение.

Насчет грузового транспорта. Я считаю, что летом мы должны его пускать в обход или брать за это средства, чтобы эти деньги шли на восстановление покрытия. С точки зрения экологии, я считаю, что мы должны пускать его вокруг Киева. В Киев транзитный транспорт заходить не должен.

Приход такого бренда как IKEA был бы для нас очень серьезным подспорьем. Но боюсь, нужно какие-то экономические реформы начинать, нужны какие-то точки роста

- Из ваших слов следует, что киевляне сами виноваты, что у них в городе пробки.

- Я объясню. Генетически у нас всех, у меня в том числе, заложено, за что мы платим, а за что не платим. За что-то из прошлого мы всеми фибрами нашей души против того, чтобы платить. Вы знаете объемы платежей за мобильные телефоны в Украине? $ 3 млрд. Люди платят предоплатой, без скандалов, без разговоров о том, что это несправедливо. А парковки – это такая вещь, за которую люди не хотят платить. Они генетически считают, что мы поставим машину перед подъездом, и…

Сейчас, объезжая дворы, разговаривая с людьми, меня поразило, что многие, даже женщины, считают, что во дворах должны стоять машины. Многие считают, что машина должна стоять возле дома. Я принципиально против.

Мы делаем уже такие лояльные программы, аренда места в паркинге за три копейки, образно говоря. Но пока мы не примем новый закон и не начнем какой-то порядок наводить с эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей, с ответственностью, с штрафами, которые будут приходить владельцам автомобилей, ничего не будет.

- Жесткие меры.

- Вы знаете, по-другому никак.

- Хотел бы коснуться вопроса IKEA. Что с ней? Будет ли эта компания в Киеве и когда?

- Сегодня никаких переговоров с ними никто не ведет. От них нет инициативы. Зная сегодняшний рынок, я предполагаю, что эта инициатива абсолютно бесполезна. Представители от них приезжали, мы подбирали им участки. Я уверен, что они были заинтересованы в них. У них есть разные концепции развития – на 80 га, на 40 га, без производства, с производством. Я считаю, что приход такого бренда был бы для нас очень серьезным подспорьем. Но боюсь, нужно какие-то экономические реформы начинать, нужны какие-то точки роста. Я пока их не вижу.

- Многие говорят, что IKEA не платит за выделение участков земли взятки. И если бы она вышла, это означало бы, что у нас перестали брать взятки.

- Сегодня не надо платить взятки за выделение земли. Сегодня земли на вторичном рынке огромное количество по очень низкой цене. И сегодня людям, которые хотят что-то построить, не надо вообще идти в Киевсовет. Они эту землю могут купить на вторичном рынке, которая уже давно была отведена. Посему это придуманная история, которая не имеет за собой никакой реальной основы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: