27 апреля 2017, четверг

История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors

История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors
Уроженка Детройта Мэри Барра попала в топ-5 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes вместе с Хиллари Клинтон и Ангелой Меркель

В прошлом году крупнейший американский автоконцерн General Motors (GM) заявил о намерении свернуть свой бизнес в России. По словам представителей компании, решение было продиктовано необходимостью избавиться от значительных инвестиций в рынок с неблагоприятными долгосрочными перспективами. В России прекратились продажи автомобилей Opel и большинства моделей Chevrolet, был законсервирован проработавший всего семь лет петербургский завод GM.

Решение выйти из региона, который казался многообещающим, было сложным для руководства автоконцерна, признают отраслевые аналитики. Тем не менее оно имело весомые основания: продажи GM в России падали уже несколько лет, а международные санкции в отношении этой страны и поражающий ее экономический кризис не сулили дальнейших улучшений для иностранных компаний.

Прощание с российским рынком стало не единственным волевым решением, которое пришлось принять 54‑летней Мэри Барра за 2,5 года управления автоконцерном. С Барра GM полностью восстановился после банкротства 2009 года и реализовал одну из самых массовых отзывных кампаний в истории мирового автопрома.

Вместе с тем по итогам 2015 года компания заняла третье место по количеству проданных в мире автомобилей, уступив первенство лишь японской Toyota и немецкой Volkswagen. За прошлый год прибыль концерна достигла рекордных $9,7 млрд, в 3,5 раза превысив показатель предыдущего года. Сегодня GM входит в первую десятку крупнейших компаний США по версии Fortune и является работодателем для более 200 тыс. сотрудников на шести континентах. Все эти успехи американского автопрома эксперты связывают с Мэри Барра.

Мэри Барра руководит компанией большей, чем многие маленькие страны 
Ребекка Линдланд, 
старший директор по коммерческим
исследованиям Kelley Blue Book

“Она руководит компанией большей, чем многие маленькие страны, и ее влияние обусловлено последствиями решений, которые она принимает каждый день”,— поясняет Ребекка Линдланд, старший директор по коммерческим исследованиям компании Kelley Blue Book, ведущего источника аналитики по автомобильному рынку в США.

Влияние Барра уже констатировала передовая бизнес-пресса мира. Еще в 2015 году она возглавила топ-50 американских бизнесвумен по версии делового журнала Fortune. А в июне 2016‑го заняла пятую строчку рейтинга Самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Мэрри Барра стала единственным представителем бизнеса в первой пятерке этого рейтинга, составив компанию известным политикам: федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель и кандидату в президенты США Хиллари Клинтон. Причем она стала первой женщиной во главе патриархального GM, которым до нее всегда руководили исключительно мужчины.

 

Девушка из Детройта

Мэри Барра возглавила GM 10 декабря 2013 года — на следующий день после того, как из капитала компании полностью вышло американское правительство. Четырьмя годами ранее поддержка государства вдохнула новые силы в обанкротившийся детройтский автоконцерн. Тогда на его реструктуризацию и финансовое оздоровление ушло $50 млрд бюджетных средств, $39 млрд из которых впоследствии удалось компенсировать за счет продажи государственной доли акций.

Назначение Барра положило начало периоду стабильности в компании, которая за предыдущие шесть лет сменила пятерых руководителей. “Я была взволнована. Даже не мечтала, что так случится,— вспоминает свою реакцию на новость о повышении глава GM.— Я знала, что хочу быть инженером. И однажды начав работать в автомобильном бизнесе, спустя 30 лет я по‑прежнему здесь”.


МАШИНА ЕЕ ЖИЗНИ: Мэри Барра утверждает, что с 10-летнего возраста влюблена в Chevrolet Camaro (на фото) и сменила в собственном гараже все поколения этого спорткара
МАШИНА ЕЕ ЖИЗНИ: Мэри Барра утверждает, что с 10-летнего возраста влюблена в Chevrolet Camaro (на фото) и сменила в собственном гараже все поколения этого спорткара


Мечты о профессии инженера появились у Барра неслучайно — ее с детства окружали автомобили. В пригороде Детройта, где жила ее семья, все мужчины носили синюю форму сотрудников принадлежавшего GM сборочного завода Pontiac. На этом заводе работал и отец Барра, и сама она во время учебы в Институте General Motors (сейчас — Университет Кеттеринг).

“Это было место, которое может отпугнуть многих людей, даже мужчин”,— описывает штамповочный цех, где трудилась Барра, ее бывший коллега Трой Кларк. Однако девушка не испугалась и решила продолжить карьеру в автомобилестроении.

Получив диплом электроинженера в 1985 году, она заняла должность инспектора по качеству и со временем прошла программу MBA в Стэнфордском университете за счет компании. Спустя почти 20 лет Барра возглавила самостоятельное предприятие GM — сборочный завод Детройт-Хамтрамк. Тогда за два года под руководством Барра завод вдвое улучшил показатели качества и безопасности.

Уже после официального оглашения банкротства GM и старта государственной программы оздоровления Барра стала директором по HR. Ей удалось не только правильно расставить людей на ключевые позиции, но и блестяще провести переговоры с 25 ключевыми топ-менеджерами об установленных для них зарплатных ограничениях. Тогда же вместо десятистраничного регламента о дресс-коде Барра ввела простое требование ко внешнему виду сотрудников — “одеваться подобающе”, чем ввергла в шок многих старожилов компании.

После того как в конце 2010 года GM успешно провел IPO, Барра была назначена старшим вице-президентом по новым разработкам, а позднее возглавила и подразделение закупок. По мнению Дэниела Акерсона, на то время СЕО компании, ей удалось “привнести порядок в хаос”, сократив количество менеджеров и наделив большей ответственностью главных инженеров. Спустя три года Акерсон заявил о своем уходе на пенсию в связи с необходимостью ухаживать за тяжелобольной женой, а Барра заняла его место, став первой женщиной-СЕО в истории компании.

Предыдущие 33 года, проведенные в GM, помогли ей быстро освоиться на новом месте. “История Барра внутри компании до получения должности СЕО обеспечила ей хорошие знания природы бизнеса и культуры организации”,— отмечает в разговоре с НВ Стефани Бринли, старший аналитик одной из крупнейших мировых компаний в сфере анализа автомобильного рынка IHS Automotive. Понимая, как взаимодействуют между собой сотрудники GM, новому руководителю удалось справиться с масштабным скандалом 2014 года, разгоревшимся из‑за дефекта замков зажигания в Chevrolet Cobalt.

За несколько лет эта неисправность в автомобилях компании привела к гибели в авариях более 100 человек, еще сотни водителей и пассажиров пострадали. Производитель долго не хотел признавать свою ошибку. Когда же специально созданная внутренняя комиссия наконец подтвердила вину компании, стаж Барра на позиции главы GM составлял всего несколько месяцев. Тем не менее она решительно вступила в борьбу за корпоративную репутацию: провела переговоры с чиновниками и лично встретилась с пострадавшими и родственниками жертв фатального дефекта.

Готовность признавать собственные ошибки и двигаться дальше — ключевое качество, которое Барра хочет видеть в своих подчиненных. В кризисе, который заставил GM выплатить сотни миллионов долларов компенсаций и отозвать с рынка около 30 млн автомобилей, она увидела важный урок и возможность для культурного перерождения компании.

“Я не хочу забыть о том, что произошло, потому что я, как и вы, не хочу, чтобы это когда‑либо повторилось”,— заявила она в обращении к сотрудникам автоконцерна.

 

Ездить быстро 

За последние 30 лет едва ли не каждый новый руководитель GM пытался изменить бюрократизированную культуру организации, где подчиненные боялись приходить к руководству с плохими новостями и не брали на себя ответственность за результат. Но укоренившиеся практики каждый раз возвращались.

Барра взялась за дело с новым подходом: вместо того, чтобы создавать пошаговый план и собирать специальную комиссию, она просто сама показала новые правила поведения.

Так, на совещаниях Барра поощряет дискуссии, которые позволяют ей услышать различные мнения и прийти к наилучшему решению. “Вступать в дебаты — нормально. Это не должен быть переход на личности, мелочность или грубость. Но, имея различные мнения, мы должны их проговорить”,— поясняет руководитель автоконцерна.

Сегодня эксперты называют эту мать двоих детей одним из лучших топ-менеджеров Америки. Причем с соответствующей зарплатой: в 2015 году вознаграждение Барра превысило $28 млн, в 2014‑м оно составляло $16 млн.

“Она понимает и ценит азарт, драйв и преданность делу, необходимые для управления таким изменчивым бизнесом, как GM, но при этом сама полагается на факты и цифры при принятии любых решений”,— говорит о главе автоконцерна Линдланд.

Сегодня Барра стремится к наращиванию прибыли и объемов продаж на ключевых рынках Китая и Северной Америки. А в январе 2016 года она получила новое назначение, объединив в своих руках все бразды правления компании: стала совмещать должность исполнительного директора с позицией главы совета директоров.

Тем временем компания идет в ногу с новыми трендами в автоиндустрии. В начале 2016 года GM представила модель собственного электрокара Chevrolet Bolt EV. Параллельно концерн инвестировал сотни миллионов долларов в свой сервис аренды автомобилей Maven и партнерский проект с американской авто-прокатной компанией Lyft.

Именно в рамках проекта с Lyft уже в ближайший год концерн намерен протестировать на американских дорогах свой первый беспилотный автомобиль. Проект самоуправляемого электрокара-такси будет опираться на технологии стартапа из Силиконовой долины Cruise Automation, недавно приобретенного GM за $1 млрд. “Я люблю машины, которые ездят быстро”,— заявляет Барра.

 

 

Материал опубликован в НВ №22 от 17 июня 2016 года 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: