8 декабря 2016, четверг

Кто платит, тот и музыку заказывает. Зачем финансировать партии из казны и карманов украинцев

Верховная Рада приняла закон, по которому избираемые народом политические силы будет финансировать сам народ

Верховная Рада приняла закон, по которому избираемые народом политические силы будет финансировать сам народ

Каждому гражданину страны содержание политических сил обойдется в 80 копеек в месяц. Что получат они за эти деньги - выясняло НВ

Сегодня Верховная Рада приняла закон, согласно которому политические партии будут финансироваться из бюджета страны. Существовать на государственные деньги смогут партии, преодолевающие барьер в 5% на парламентских выборах. Поддержали этот документ 229 депутатов из минимально необходимых 226.

Каждому украинцу, по подсчетам нардепа от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, это обойдется в 80 копеек ежемесячно.

В парламент и местные органы власти попадают не те, кто достоин, а те, кто платит деньги. А кто платит, тот и музыку заказывает. Кто платит, тот и девушку танцует

Зачем нужен такой закон, и как он будет работать, рассказывает политолог Вадим Карасев:

Идея в том, чтобы сделать более прозрачным финансирование политических сил и избирательных кампаний и, если несущественно, то достаточно серьезно подрубить корни электоральной коррупции. Это нормальный европейский опыт. Но чтобы финансировать партии таким образом и это не было бы злоупотреблением, нужно иметь хороший бюджет и хорошую экономику. Конечно, в Украине денег на это не хватит.

Принятый закон надо рассматривать скорее как символический шаг. Во-первых, учитывая отсрочку вступления в силу (1 июля 2016 года), во-вторых - он сразу не решит проблемы. Его принятие не значит, что не будет теневых схем финансирования политсил. Надо понять  и продумать, как регламентировать негосударственное финансирование партий и кампаний - по американскому образцу или взять за основу какой-то другой опыт?

Возьмем, к примеру, местные выборы, которые у нас сейчас разворачиваются. Посмотрите, какие выбрасываются деньги на наружную рекламу, радио, телевидение. Понятно, что все это оплачивают корпоративные структуры, какие-то олигархи. А это значит, что политсилы потом будут отрабатывать и возвращать эти деньги.

Если подняться на более высокий уровень, то речь идет вот о чем. Электоральные, партийные, парламентско-представительские институты - западные, демократические по форме - были присвоены большим олигархическим бизнесом. Отсюда - господство олигархии или плутократии, как сказали бы в Америке.

Сейчас в Украине идет борьба за электоральные и партийные институты - за то, кто будет их контролировать: деньги, олигархи, другие лоббистские структуры - или общество, избиратели, государство как представитель национальных интересов. Смыслом Майдана было вернуть демократические институты под контроль общества. Взять и изъять этот контроль у денежных мешков, олигархических структур.

Сегодня все говорят: почему нет изменений после Майдана? Да потому что представительская демократия у нас фасадная, фальшивая, с искривленным результатом. В парламент, местные органы власти попадают не те, кто достоин с точки зрения общества, а те, кто платит деньги. А кто платит, тот и музыку заказывает. Кто платит, тот и девушку танцует.

Принятый закон - это западный опыт, например, опыт Германии, где парламентские партии частично финансируются из госбюджета [в Германии чем больше партия получает голосов, тем больше получает и денег из госказны; каждому избирателю содержание партий обходится меньше чем в 1 евро в год — НВ].

Американский опыт несколько другой. Там нет госфинансирования. Американцы долго спорили об ограничении на финансирование  политических сил, партий, избирательных кампаний, и пришли к выводу, что если ограничение заработает, то выиграет от этого админресурс. А они боятся админресурса и вмешательства власти. Что они сделали? У них есть четкий регламент на финансирование. Сколько может пожертвовать на избирательную кампанию физическое лицо? Не больше $ 200. А корпоративные структуры - не больше $ 20 тыс. Я точно помню, что в 2008-м 60% пожертвований на избирательную кампанию Барака Обамы были суммы в размере не более $ 200. Это значит, что финансировали его кампанию простые граждане. Чем больше рассеянное финансирование и чем больше пожертвований физлиц, а не корпоративных, тем меньше подозрений, что политик, в данном случае президент, будет потом отрабатывать эти деньги. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: