10 декабря 2016, суббота

Криптовалюты, "умные" автобусы и карточки граждан – мэр Вильнюса про новую реальность города

Криптовалюты,
Фото: Илья Кенигштейн
Как в Вильнюсе GPS-трэкеры «следят» за снегоуборочными машинами, ездящими на охоту, а троллейбусы "выписывают" штрафы нарушителям ПДД, рассказывает Ремигиюс Шимашюс

Бывший министр юстиции Литвы, либерал Ремигиюс Шимашюс, в марте уходящего года выиграл гонку за место градоначальника литовской столицы. Едва став мэром Вильнюса, он решил разобраться с советским наследием в центре города – четыре скульптурные группы времен СССР мэрия решила демонтировать.

Шимашюс продолжает прокладывать путь в будущее – например, снегоуборочными машинами, в которые встроены GPS-трэкеры. А в городском транспорте внедряет видеорегистраторы, которые будут автоматически выписывать штраф нарушителям. Мэр Вильнюса уверен: обработка данных – лучший способ понять и устранить корень проблемы.

Как решить актуальные для Киева и Вильнюса проблемы, улучшить инвестклимат города, обеспечить прозрачность и публичность власти – об этом с Ремигиюсом Шимашюсом разговаривал бизнесмен, советник мэра Львова Андрея Садового и IT-активист, Илья Кенигштейн, лоббирующий в Украине экономику инноваций.


Фото: Илья Кенигштейн
Фото: Илья Кенигштейн


Публичные данные и «чувствительные» вопросы       

– Украина частично перенимает опыт Эстонии в сфере электронного правительства. Расскажите про оптимальные примеры эффективной работы вашего е-правительства на уровне муниципалитета.

– Электронное правительство связано с некоторыми целями. Чтобы их воплотить, решения правительства должны приниматься на базе данных (big data trivent decisions). Они должны быть удобными для граждан и обеспечивать открытость правительства. Я думаю, это главные аспекты е-правительства.

Чтобы муниципалитет был удобным для людей, в Вильнюсе разработали некоторые решения в сфере транспорта, касающиеся, в том числе, и паркинга. Для того, чтобы зарегистрировать разные проблемы в Вильнюсе, существуют географические решения, связанные с решениями внутри муниципалитета. Но есть и другие решения, связанные с географическими данными.

 А карточка горожанина есть у вас?

– Да. Прежде всего, эта карточка – билет транспортной системы. Несмотря на то, что это уже далеко не продвинутая технология, в некоторых городах ее все еще нет. Мы должны ее выращивать и улучшать. Что касается прозрачности власти в области борьбы с коррупцией – здесь мы значительно двигаемся вперед. Open data – это очень важно.

Мы открываем свои данные большими блоками. За шесть месяцев, которые я провел в качестве мэра, мы открыли данные об имуществе, а также финансовые и транспортные данные. Открываем и «чувствительные» данные, если они важны для жителей. Транспарентность – это, своего рода, цифровая демократия.

Приведу пример. Недавно мы внедрили GPS-трэкеры в снегоуборочные машины. В первый же день получили сведения о том, что машина используется неправильно, кто-то на ней ездил в лес на свои охотничьи земли…

Чтобы принимать решения, основанные на обработке данных, а не на чувствах и эмоциях, нужно эти данные собирать. С помощью GPS-трэкеров мы пытались понять, «как, кто и куда» едет, правильные ли мы выбрали дороги. В других отраслях мы делаем тоже самое, особенно в транспортной отрасли и в сфере просвещения. Там для нас самые главные вызовы. 

– Как вы считаете, жители Вильнюса понимают, что коррупция – это аморально? Готовы ли они поставить ее вне закона?

– К сожалению, большинство жителей хотят от правительства и муниципалитета хорошей обслуги за гораздо меньшую цену. Недостаточно просто бороться с коррупцией. Нужно понимать, что это более эффективно, чем сама коррупционная система. Конечно, для некоторых людей, преимущественно из молодого поколения, транспарентность – вопрос принципа. Потому что они ненавидят коррупцию как таковую.

Приведу пример. Недавно мы внедрили GPS-трэкеры в снегоуборочные машины. В первый же день получили сведения о том, что машина используется неправильно, кто-то на ней ездил в лес на свои охотничьи земли…

Пробки в Киеве и Вильнюсе: способы решения

– У нас в Киеве большие проблемы с количеством автомобилей, припаркованных на тротуарах. Как вы думаете, чтобы решить эту проблему, нужно сделать парковки и убрать машины – или наоборот?

– Важно определить, в чем именно проблема. В некоторых случаях можно перепланировать город – часто при первоначальной планировке он был рассчитан на меньшее количество машин, чем сегодня. Когда люди это ясно осознают, хватает лишь знака – например, что здесь машину нужно парковать, оставляя одно колесо на тротуаре, а одно – «на улице». Просто изменить или легализовать это действие. Другое дело, если паркуются на газоне или подобных местах – это черта, за которую выходить нельзя.

Я думаю, что нужно связывать оба подхода в борьбе с этой проблемой. И определить, почему она вообще возникает. Если ее можно решить – нужно это делать. Если нет, нужно понять, в чем ее корень, и в этом случае big data помогут вычислить проблему. Кроме того, важно, чтобы люди понимали, что значит вести себя порядочно на дороге.

Например, в Вильнюсе мы ввели новинку – желтые решетки на перекрестках. Оказывается, во время пробок люди часто не думают, как правильно вести себя на перекрестке, иногда вообще не знают правил движения. Тогда мы решили нарисовать эти решетки – они имели большое влияние и социальный прессинг.


Фото: Илья Кенигштейн
Фото: Илья Кенигштейн


Smart City и Вильнюс

– У вас работает каршеринговая служба City Bee [краткосрочная аренда автомобилей], на рынок приходит Uber… Какие еще интересные проекты в области Smart City есть в Вильнюсе?

– Сейчас в общественном транспорте мы внедряем видеорегистраторы, которые будут связаны с полицией. Так проще всего идентифицировать тех, кто без разрешения едет там, где должны быть только автобусы. Видеорегистратор это видит, связывается с системой и автоматически выписывает штраф.

– Мы совместно с муниципалитетом запускаем во Львове проект Креативный квартал – центр предпринимательства и творчества на базе старого трамвайного депо. В рамках проекта мы хотим привлечь в город Microsoft, Cisco, Intel, Ericsson, Hewlett-Packard, Schneider-Electric. У них огромное количество компетенции и технологий. Если эти компании есть в городе, его инвестиционная привлекательность повышается в 100 раз. Насколько я знаю, в Вильнюсе сегодня есть Oracle и Microsof и IBM.

У нас есть и IBM, и многие другие компании.

– Если бы Вильнюс мог сегодня сказать о том, что он является Smart City и концепция его развития направлена именно туда, все IT-компании пришли бы к вам сами. У одного Cisco есть тысяча решений на этот счет.

– Мы уже думали о таких вещах как криптовалюты, и так далее, чтобы у нас тоже была площадка, связанная с финансовыми институциями, которые пришли бы с финансовыми технологиями.

– Согласен. Но мне кажется, нужно сделать так, чтобы это было интересно и бизнесу, и городу. В том числе и поддерживать социальных предпринимателей, потому что это новый вид бизнеса с человеческим лицом.


Фото: Илья Кенигштейн
Фото: Илья Кенигштейн


Стратегия города – привлечение стартапов

– А что у вас с образованием в школах? Дети учатся на бумажных учебниках или на планшетах?

– Большинство на бумажных, но есть разные варианты. Я думаю, главное, чтобы был выбор, и я его поощряю. У нас есть школы, в которых все интегрировано, там вообще нет предметов. А есть такие, где учатся на компьютерах или где ученики большую часть времени проводят в лесу.

Я хочу, чтобы Вильнюс одновременно был городом достаточно большим и достаточно маленьким, чтобы проверить новые идеи в реальности. Быть столицей страны Европейского союза – хорошая тестовая площадка для этого.

– Это стратегия развития города?

­ Это часть стратегии города – привлечение стартапов и развитие продуктов. Некоторые из них мы уже проверяем. Это, например, новая система аренды велосипедов. У нас есть привычная система с оранжевыми велосипедами, а теперь появилась система синих – велосипеды drop back, в которых есть GPS-трекеры, их можно оставлять повсюду, где хочешь.

– У вас есть ощущение, что город в целом развивается?

Конечно, развивается, в Вильнюсе это очень заметно. Если говорить о Литве в целом – есть регионы, которые развиваются, а есть такие, из которых люди уезжают – в Англию или в другие литовские города. Если взглянуть на цифры, будет заметно, что Вильнюс – единственный город в Прибалтике, который растет в числах. По тем прогнозам, которые мы видим, по крайней мере через 10 лет он станет больше, чем Рига. Город вырастает, с этим неизбежно связаны некоторые проблемы, например, с транспортом и детскими садами. Когда я начал работать, у нас не хватало 7 тысяч мест в детсадах. Сейчас не хватает 5 тысяч. Но город растет, и это своего рода «хорошие» проблемы.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: