13 декабря 2017, среда

Кравчук: Если эта мышиная возня не прекратится сейчас, то скоро нечего будет реформировать

Кабминовский план реформ продуманный и всеохватывающий, непонятно только, возможно ли его выполнить - Кравчук

Кабминовский план реформ продуманный и всеохватывающий, непонятно только, возможно ли его выполнить - Кравчук

Если премьер, президент и их окружение не объединятся и не возьмутся за реформы немедленно, им скоро нечего будет реформировать - считает первый президент Украины.

Первый президент Украины Леонид Кравчук рассказал НВ, верит ли он в то, что запущенный Кабмином маховик реформ изменит, наконец, страну.



Какую оценку плану реформ Кабмина Яценюка дал бы первый президент Украины? Верите ли вы в то, что они изменят страну?

Этот план, с некоторыми важными дополнениями и чисто нашей ментальной конкретизацией, является продолжением или развитием Соглашения об ассоциации с ЕС.

Сам план Кабмина, на мой взгляд, продуманный и всеохватывающий. Все острые проблемы, которые сегодня стоят перед Украиной, и те, которые откроются перед ней в ближайшем будущем, здесь обозначены.

Трудно только понять – как все эти предложения будут конкретизированы и выполнены? Могут ли они сейчас быть выполнены?

Например, я слышал, что готовится проект закона о введении 30% налога для физических лиц, если их расходы превышают задекларированные доходы. Но все ли наши граждане декларируют доходы? Нет. И не будут. А те, кто декларирует – откуда Минфин и Налоговая будут знать, сколько человек тратит? Если он придет и за наличные купит продукт.

Когда в руководство комитетов Рады включили депутатов, которые голосовали за законы 16 января, в коалиции что – не знали этого?

Поэтому я не могу представить, как такие вещи будут выполняться на практике. Этот пример я привел, чтобы показать: если другие положения плана будут выполняться так же, то мне несколько грустно. Тогда выполнение этого плана придется перенести на очень длительный период. 

Очень важно знать: будут ли в конце концов и Администрация Президента, и правительство, и депутаты действительно работать конкретно каждый день – или будут все время принимать какие-то планы, а потом говорить, что у нас нет закона? И будут ли они это все делать спонтанно – или будут продумывать каждый шаг?

Снова пример: пять дней назад создавали комитеты Верховной Рады. Там в руководство сначала вошли депутаты, которые голосовали за законы 16 января. В коалиции, когда включали этих людей в комитеты, что – не знали этого? Сегодня говорят, что надо этих оппозиционеров выводить. Если эта мышиная возня не прекратится сейчас, то она никогда не закончится.

Тогда вместо работы и конкретизации очень хороших планов мы все время будем что-то принимать и отменять, создавать напряжение в самой Раде, обострять ситуацию в стране, которая и так уже обострена до предела из-за войны.

Я поддерживаю этот план, считаю, что он нужен, но это ведь только декларация намерений. А для осуществления нужно действие. Для этого нужно иметь методику, порядок, опыт осуществления, а также количество и качество исполнителей, которые умеют работать принципиально. Если у правительства есть такие люди и возможности, тогда план будет работать. Правда, я думаю, что людей таких нет. Если бы были, мы бы не приглашали иностранцев.

Хотя в целом я поддерживаю опыт привлечения иностранцев. Но хочу сделать одну ремарку. Вот человек (уже гражданин Украины) стал министром здравоохранения, а к его министерству примыкает десяток разных фирм, где сложились определенные коррупционные схемы.  Если президент и премьер не помогут этому министру и другим, которые отвечают за борьбу с коррупцией, - его очень быстро подставят. Один человек, пришедший с добрыми намерениями, без поддержки и разветвленных новых систем контроля может оказаться в сложном положении.

Поэтому надо создавать новую общую кадровую систему, подбирать людей не только на высшие должностные места, а и на средние, где непосредственно происходят действия и идет процесс исполнения принятых решений.

Хватит ли политической воли правительству для осуществления реформ?

Новая власть попала в трудную ситуацию. Если каждый шаг измерять чистыми формулировками законов, нам будет нужно очень много времени, чтобы они были приняты. И тогда может случиться так, что законы будут приняты, но не останется времени, чтобы их исполнить.

Грузия от Украины отличается тем, что они сразу начали исполнять планы. Все и в Украине, и в мире видят, что нам надо действовать.

Я поддерживаю путь достижения стерильных форм демократии и конституционных процессов в Украине. Но главное, чтобы в борьбе за букву и форму закона, мы не утратили содержания. Даже если мы что-то не доглядим с точки зрения законодательства, то ради спасения Украины нужно действовать, а не принимать и отменять.

Но в целом вы смотрите на планы реформаторов с оптимизмом или, скорее, с пессимизмом?

Петр Порошенко был членом фракции, которой мне доводилось руководить, и я знаю его с депутатских времен. Потом наблюдал за Порошенко на других должностях. Я считаю, что у него есть и воля, и опыт.

Знания, энергия и опыт есть и у премьера. Он прошел долгий управленческий путь и в парламенте, и вне его. Знает всю ситуацию. Думаю, он пропускал ее и через сердце, и через разум.

Теперь эти знания и волю всех – и премьера, и президента, и их окружения – нужно объединить в одну мощную силу.  Перед Украиной большой вызов.

Если объединиться и работать каждый день, с утра до ночи – тогда я оптимист.

Когда страна может почувствовать первые качественные изменения?

Для граждан настанут качественные изменения, когда они начнут лучше жить. А это будет нескоро. За всю историю я не знаю ни одной страны, которая, находясь в состоянии войны, повышала бы зарплаты и пенсии.

Какие реформы будут самыми трудными?

В первую очередь, энергетическая и социальная сферы. Большие проблемы будут, если мы не сможем реально обеспечить борьбу с коррупцией. Народ на фоне проблем с ценами, зарплатами, пенсиями и теплом в своих домах, может начать действовать более остро и радикально.

Власти нужно просто начать конкретно работать, подбирать людей, менять схемы и систему. Управлять страной можно и без публичных лозунгов. Необязательно каждый день произносить публичные речи.

Если мы не изменим в ближайшее время Конституцию, то все остальное нельзя будет осуществить – ни судебную реформу, ни реформу правоохранительных органов, ни передачу полномочий на места. Потому что это проблемы Конституции. А ее даже не обсуждают. Так когда же это будет?

Изменение Конституции ‒ длительней процесс. На это нужно почти год! Был ведь уже  проект Конституции Порошенко. Где он? Что случилось? Мы или спешим и потом оказывается, что не то что-то сделали, или непрофессионально работаем, или происходит что-то такое, чего власть не может предвидеть. Очень много вопросов решаются непрофессионально или неясно, по каким причинам, затормаживаются.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: