7 декабря 2016, среда

Конституция Порошенко не пройдет - экс-глава ЦИК Шаповал

"У нас, по сути, новый старт государственного развития", - Шаповал

Президент не проведет через парламент предложенный им проект изменений в Конституцию - уверен Владимир Шаповал, один из авторов первого Основного закона, которого НВ попросило оценить реформу президента

За плечами Владимира Шаповала - девять лет службы судьей Конституционного суда и почти семь - руководство Центризбиркомом. По роду службы он лично работал с четырьмя экс-президентами Украины, когда те стояли у руля.

НВ встретилось с Шаповалом, чтобы поговорить о пятом - Петре Порошенко и предложенных им конституционных инициативах. Главной целью инициированных президентом конституционных изменений декларируется децентрализация власти, однако многие эксперты указывают на, что его влияние, напротив, усилится. 

Кроме того, НВ побеседовало с Шаповалом о том, кто пишет вместо депутатов законы, о команде президента и тонкостях работы с самыми первыми лицами государства.


О конституции Порошенко

Президента подставили. Проект изменений в Конституцию, предложенный президентом Порошенко, я уверен на 100%, не пройдет. Человек или люди, которые написали этот проект, – не великие специалисты, и предложив это президенту, фактически подставили его. Не хочу думать, что ему сказали напрямую: мы хотим ваш статус усилить.

Создание конституции – это очень сложный процесс. И в данной ситуации, когда фактически идет война, необходимо было бы разложить проект на разные фрагменты. Задекларировали децентрализацию – посвятите отдельный проект только этому процессу. Нет – зачем-то решили переформатировать связи между парламентом, Кабмином и президентом с очевидной целью усилить роль президента. Скажите сразу: мы хотим этого, а прикрываемся фиговым листком децентрализации.

Опубликован законопроект президентской реформы Конституции: основные изменения

О представителях президента

Представители президента, которые по плану Порошенко заменят губернаторов, - это бояре. Те, кто писал новый проект изменений в Конституцию, будут говорить: мы предлагаем европейскую модель. Но, например, прописанные в ней представители президента - это никакая не европейская модель, это бояре.

В Польше воеводы, а во Франции префекты [аналог облгубернаторов в Украине] организационно замыкаются не на президенте - а на правительстве. Другими словами, там нет никакой президентской вертикали.

При этом у представителей украинского президента предполагаются странные полномочия - осуществлять координацию деятельности территориальных органов центральных органов исполнительной власти. Это означает, что представитель президента – не только координатор в системе исполнительной власти, но и получит возможность "глушить" местное самоуправление.

Как сказал когда-то президент Ющенко - те же яйца, только в профиль.

К тому же складывается впечатление, что сегодняшняя прокурорская функция общего надзора будет передана именно представителям президента.

Как ни удивительно, в проекте изменений к Конституции нет ни единого слова про организацию судебной власти, включая Высший совет юстиции. А деятельность именно этих госорганов привлекает наибольшее внимание общественности сейчас.

 

О Раде, которая пока не поддержала проект Порошенко

Если президент инициировал проект, и его не поддержали в Верховной Раде, то это означает его политическое поражение. Когда президент Ющенко ветировал законы, а потом эти законы возвращались в ВР, и Виктора Андреевича демонстративно поддерживали 5-6 нардепов, я позвонил одному "добродию" из секретариата и попросил: "Скажите Виктору Андреевичу, что нельзя так делать - это его унижает, его топчут".

Если у президента нет шансов провести решение, не нужно пытаться это сделать. Разве что из стратегических соображений. Ведь президент - это институт, статус которого необходимо оберегать, так как если им допускаются ляпы, тень падает на все государство.

О перспективе перевыборов

Перевыборы? Не верю. Все эти разговоры про новые выборы нравятся гражданскому обществу. Но как я вижу, политики исходят не из того, что правильно, а из того, что сейчас им выгодно.

Что до реальной возможности скорых перевыборов, я вам скажу честно - не верю. Только если договорятся. И в лучшем случае будут закрытые списки и пропорциональная система.

Как технически президенту инициировать выборы? Лично я за такой вариант: месяц не функционирует коалиция в ВР - и президент издает указ о роспуске парламента. Такой формы как самороспуск у нас не предусмотрено в действующей Конституции. Надо привыкать, что есть закон.

О команде президента

Советники президента Порошенко - это не команда.  Я вообще не помню, чтобы у какого-то политика была своя реальная команда. Всегда было сопровождение.

Какая у президента Порошенко может быть команда? Ведь на выборах были созданы штабы из тех, кто ранее работал с другими политиками.

Люди, объединенные общими интересами, - это группы для достижения общих целей, и не обязательно общегосударственных.  А команда - это единомышленники, причем искренние.

Для чего существуют советники? Умение слышать, а потом выдавать это как свою мысль - это хорошее умение для политика и государственного деятеля. Для этого советники и существуют. Советник не будет бежать и кричать: "Это я сказал, я президенту посоветовал!" Ни в коем случае! Наивысший профессионализм советника - это когда он выдал идею, донес ее до президента, тот ее реализовал, получился позитивный результат - и тогда пусть советник прыгает от радости, что он такой молодец.

Окружение должно говорить президенту правду. Вот мы когда-то Кучме: "Леонид Данилович, так это ж х***я". А Кучма отвечает: "Ну я не знаю, может, вы и правы".

О бывшем президенте

Ключевая проблема Виктора Федоровича была - он не слышал людей, которые могли бы ему дать нормальный профессиональный совет. Он считал, что знает все сам.

Отчего Януковича боялось его окружение? Он что - бабай? Ну, не понравилось один раз, что ему сказали - потом бы привык. В том-то и проблема - окружение должно говорить правду своему патрону. Этим ты ему помогаешь.

Вот в нашей рабочей группе по разработке проекта действующей Конституции [1995-1996 годов] были люди, которым было абсолютно начхать, с кем мы общались. У нас не было перепугу по поводу того, что президент скажет.

Как-то [Леонид] Кучма говорит: "А вот я знаю, что в некоторых странах после того, как президент заканчивает пребывание на посту, например, в Италии, он сохраняет за собой президентский статус пожизненно". А [юрист] Вадим Аверьянов, член нашей группы, и говорит ему: "Леонид Данилович, так это ж х***я". А Кучма отвечает: "Ну я не знаю, может, вы и правы".

О законодательной инициативе и референдумах

В Раде законопроекты, как правило, пишут так называемые "юридические негры. Большинство законопроектов, которые инициируют депутаты, пишутся за деньги. Находят специалиста, который пишет проект хоть про черта жаренного, потом "натаскивают" депутата [разъясняют ему]. И никто не смотрит - подал депутат системный законопроект или поправку в одну строчку. Главное - количество, о котором любят говорить сами депутаты.

А почему бы нам не внедрить институт народной законодательной инициативы, который есть в 19 европейских странах? Определенное количество избирателей инициирует закон, и ВР обязана его рассмотреть. Не народный депутат, а народ предлагает.

Почему бы, например, не предусмотреть возможность проведения референдума по народной инициативе по вопросу досрочного прекращения полномочий президента или парламента? Такая практика в Европе есть.

Кто-то скажет, что это революционно. Да мы в такое время живем. У нас, по сути, новый старт государственного развития.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: