31 августа 2016, среда

Кому и почему российская ЛУКОЙЛ "сливает" свои активы в Украине

Стоимость сделки по продаже украинского ЛУКОЙЛа сегодня может составить $250 млн. А в лучшие времена - и все $500 млн.

Стоимость сделки по продаже украинского ЛУКОЙЛа сегодня может составить $250 млн. А в лучшие времена - и все $500 млн.

Продажа украинской сети заправок ЛУКОЙЛ некой австрийской компании может быть фиктивной – эксперты

Сегодня, 31 июля, российская ЛУКОЙЛ сообщила о том, что продает австрийской компании AMIC Energy Management GmbH 100% акций своей украинской дочки ЛУКОЙЛ-Украина, располагающей сетью из 240 АЗС и шестью нефтебазами. В компании сообщают, что переговоры были инициированы австрийской стороной, которая выразила интерес к активам. Стороны готовятся подписать контракт. Финансовая сторона сделки не разглашается. НВ выяснило, что происходит в ее закулисье.

В ЛУКОЙЛ–Украина информацию о продаже сети отказываются комментировать до 4 августа. "В компании принято решение не коммуницировать со СМИ из-за ситуации в Украине. Однако в понедельник у нас, возможно, появится информационный повод, и мы сделаем заявление", - сообщил НВ начальник управления по персоналу и административным вопросам ЛУКОЙЛ-Украина Алексей Бибик за день до официального объявления о сделке.

По словам главы российской ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, компания намерена продать часть своих активов по всей Восточной Европе, чтобы сфокусироваться на проектах в России. Он не стал уточнять, о каких активах идет речь, однако помимо украинских активов у ЛУКОЙЛа есть бизнес и в Венгрии, и в Румынии.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич допускает, что россияне могли решиться на продажу украинской дочки из-за опасений возможного "отжима" активов с приходом новой власти в Украине.

"Не отрицаю, что у компании могут быть опасения, что украинские госорганы примут решения об ограничении работы российских компаний или еще что-либо в таком духе", - говорит НВ эксперт.

Марунич считает маловероятным предположение о том, что причиной продажи ЛУКОЙЛ-Украина могли стать низкие рыночные показатели, вызванные бойкотом украинцами российских товаров.

"Да, имеется снижение объемов продаж нефтепродуктов на 20%. Однако это – абсолютно у всех игроков рынка. ЛУКОЙЛ тут ничем не отличается", - считает Марунич.

Эту информацию подтверждает, и другой игрок рынка нефтепродуктов – ОККО. "В среднем по рынку падение действительно составило 20%. У кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше", - сообщил НВ директор по маркетингу Концерна Галнафтогаз Василий Дмытрив.

В то же время тот факт, что прошлый год был одним из самых успешных в плане продаж для ЛУКОЙЛ–Украина за 15 лет работы в Украине, говорит об отсутствии рыночных факторов, обусловивших продажу актива.

"За прошлый год компания поставила в Украину более 1 млн. т нефтепродуктов. Главным образом – за счет сотрудничества с ВЕТЭКом и структурами СКМ по поставке нефтепродуктов на их промышленные нужды. И чтобы за полгода вдруг так кардинально изменилось из позиция и видение рынка? Нет, не думаю", - говорит НВ директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Он полагает, что в деле об уходе ЛУКОЙЛа с Украины не обошлось без политической составляющей.

"Сейчас на рынке всем игрокам приходится не сладко. А для ЛУКОЙЛА все это усугубляется и напряжением в российско-украинских взаимоотношениях. Они понимают, что политический накал страстей спадет еще не скоро, а значит, вряд ли у компании заладится в Украине суперуспешный бизнес в ближайшее время", - считает Куюн.

Также опрошенные НВ эксперты не исключают возможности того, что продажа украинских активов – фиктивная, и под неизвестной австрийской AMIC Energy Management GmbH скрывается некая известная украинская или российская структура.

"Кто из европейцев в здравом уме будет инвестировать в Украину, когда тут война и стремительно падают ключевые показатели? Это, как минимум, недальновидно", - полагает Куюн.

Он подтверждает, что на рынке существуют слухи о том, что покупатель – структуры Сергея Курченко, хотя сам Куюн считает эту возможность маловероятной. "В любом случае на топливном рынке очень скоро это станет известным со всеми вытекающими для этого бизнеса последствиями", - говорит он.

В искренность слов Алекперова о продаже украинского бизнес австрийской компании Куюн не верит, вспоминая недавнюю историю с продажей крымских АЗС ЛУКОЙЛа. "Тогда Алекперов заявил, что продажа сети осуществлена по просьбе Сергея Аксенова для развития предпринимательства в Крыма. А через два дня оказалось, что покупатель – Курченко", - говорит эксперт.

Дмитрий Марунич в свою очередь предполагает, что после продажи АЗС даже не станут и перебрендировать: это дорого, а новым владельцам нечего опасаться, работая под прежним, российским, брендом.

По оценке экспертов, стоимость сделки может составить от $250 до $500 млн. "Последняя цифра – стоимость активов в хорошее время. Но сейчас, по понятным, причинам, она меньше – я предполагаю, что в районе $250 млн.", - считает Марунич. 

В сложившейся ситуации интерес вызывает судьба другого российского оператора – Роснефти, которая два года назад поглотила ТНК-ВР, владеющей активами в Украине под брендом ТНК. Эксперты говорят, у него падение продаж гораздо более существенно и достигает 50%. "Роснефти хватает забот поважнее, компании сейчас не до Украины", - считает Куюн.

 

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: