7 декабря 2016, среда

Коммунальные компании приносят Киеву миллионные убытки. Как сделать их прибыльными, а город – комфортным

Киевский метрополитен остается самым убыточным коммунальным предприятием города, несмотря на недавнее повышение тарифа. Фото: 112.ua
112.ua

Киевский метрополитен остается самым убыточным коммунальным предприятием города, несмотря на недавнее повышение тарифа. Фото: 112.ua

Киевские власти гарантируют, что не будут воровать, но для реформы коммунальных предприятий этого мало

Неучтенная реклама на улицах, регулярные отключения горячей воды, опаздывающий общественный транспорт – реалии жизни Киева, которые отличают его от других европейских столиц.

Ни бывший банкир Леонид Черновецкий, ни многолетний мэр Комсомольска Александр Попов, ни чемпион мира по боксу Виталий Кличко, которые по очереди возглавляли муниципальную власть в столице, не смогли продвинуться в решении этих проблем.

Поэтому мало кто удивился, когда в 2015 г. аналитический центр Economist Intelligence Unit отнес Киев к десятке худших для проживания городов в мире из 140 оцениваемых населенных пунктов, лучшим из которых оказался австралийский Мельбурн.

Украинская столица продолжает сохранять контроль над основными городскими сервисами – транспортом, медициной, образованием – будучи не способной обеспечить их качество. На балансе города есть и много других бизнес-активов – от аэропорта Киев и Бессарабского рынка до кинотеатров и доли в страховой компании Велес. Всего в городе 1.922 коммунальных предприятия с балансовой стоимостью активов 94,4 млрд грн.

Их эффективность вызывает много вопросов. В 2015-м убытки муниципальных компаний составили 122,3 млн грн, годом ранее – 1,3 млрд грн. Самым большим бременем на городской бюджет лег Киевский метрополитен с минусом в 119 млн грн в своем финансовом результате за прошлый год. Попытки властей нравиться льготникам и пенсионерам дорого обходятся подземному монополисту.

Достаточно ли отказа от взяток для полноценной реформы

«Наш план – глобальная реформа коммунальных предприятий», - уверяет НВ Владимир Прокопив, заместитель мэра и секретарь горсовета. Услышав аргумент о том, что о глобальной реформе городского хозяйства говорил и Попов, обещавший $140 млрд инвестиций в город к 2025 г., Прокопив отвечает: нынешние городские функционеры отличаются тем, что не берут взяток.

Но мало не брать взяток в городе, где теплосети, построенные в 1960-х, уже изношены почти на 80%, а выйти в прибыль не удается даже Киевтранспарксервису, муниципальному сервису парковок, при том что в городе дефицит парковочных мест. Бессарабский рынок, ключевой торговый объект в центре города, за прошлый год обеспечил поступление всего лишь 1,9 млн грн чистой прибыли. Если бы объект просто сдали в аренду, заработали бы как минимум 30 млн грн. Городу необходимы качественные решения.

В долгосрочной перспективе киевская мэрия планирует приватизировать все коммунальные предприятия, у которых есть бизнес-модель, объясняет Прокопив. Но делает поправку: «кроме стратегических активов». То есть, кроме метрополитена и Киевпастранса. Прокопив объясняет необходимость сохранить контроль над «стратегическими» активами тем, что город должен иметь возможность влиять на формирование тарифов.

Тарифные стейкхолдеры: Ахметов, пенсионеры, льготники

Но мэрия уже не может влиять на все тарифы. Неподконтрольны ей тарифы компании Киевэнерго, принадлежащей богатейшему украинцу Ринату Ахметову и «радующей» киевлян регулярными отключениями горячей воды и электроэнергии.


2_kyiv_solydarnist_org
Киевский муниципалитет строит велотрек, наращивая количество своих активов. Фото: kyiv.solydarnist.org


Устанавливает такие тарифы Национальная комиссия по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг, делая это на основании отчета компании о расходах. Эти отчеты Киевэнерго вызывают критику депутатов Киевсовета. В мэрии не планируют продлевать договор с Киевэнерго на управление теплосетями и теплоэлектроцентралями после 2017 г. Хотят привлечь профильного иностранного инвестора, предложив ему долгосрочную концессию. Но ведутся разговоры и о возвращении теплосетей в управление одной из муниципальных компаний, которая в случае получения контроля над активами сможет сама формировать список расходов для получения тарифа.

В аналитической записке, полученной НВ в мэрии, в списке выводов по изучению темы коммунальных предприятий и городской политики в этом направлении присутствует один очень показательный: «недопущение роста коммунальных тарифов и цен на услуги при одновременном существенном улучшении их качества». Это подтверждает и Прокопив: «Пока речь о повышении тарифов не идет».

Даже убытки нужно генерировать с умом

Не рад таким комментариям команды Кличко Дмитрий Беспалов, руководитель проекта Транспортной модели Киева и преподаватель Киевского университета строительства и архитектуры. Низкие тарифы не дают общественному транспорту возможность проводить полноценную модернизацию.

«Политическая воля города – скорее опустошить бюджет и залезть в долги, чем решиться поднять цены на проезд до экономически обоснованных, - говорит Беспалов. – Чиновник, который подпишет такое повышение, совершит политическое самоубийство. Ведь все чиновники у нас – это политики. А бизнесмен, потенциально заинтересованный в инвестициях в Киевпастранс, не будет катать «электорат» в убыток себе».

Можно оставить городской транспорт убыточным, поскольку финансовый результат – не единственный показатель эффективности, продолжает Беспалов. Но нужно тогда сократить время поездки на, к примеру, 15-20 минут. По расчетам конца 2013-го, стоимость часа времени одного киевлянина равна 40 грн, так что если из около 4 млн ежедневных пассажиров каждый будет экономить по 15 минут на поездке, это 60 млн грн непрямой экономии в день. И тогда убыточность предприятия будет выглядеть скорее как инвестиция.

При этом Беспалов верит в привлечение инвестиций в строительство транспортно-пересадочных узлов. «Там пассажиропоток вполне может привлечь инвестора, - объясняет эксперт. - Аллея магазинов между метро и пригородным автобусом с пассажиропотоком, например, 50 тыс. человек в сутки, принесет явно хорошую окупаемость».

Где взять деньги и на что их потратить

Без привлечения инвестиций придется туго, потому что деньги городу нужны. Секретарь Киевсовета Прокопив предлагает усилить городской бюджет распределением в него не 60% налога на доходы физических лиц, как сейчас, а 100%.

В Кабинете министров, прежде чем реагировать на такую просьбу столичной мэрии, должны будут поинтересоваться, зачем городу столько денег, ведь его бюджет и так в профиците – 1,5 млрд грн в планах на нынешний год. Прокопив обещает инвестировать дополнительные средства в инфраструктуру и медицину – именно туда учат инвестировать лишние деньги методички всевозможных агентств развития.


Суммарные убытки коммунальных компаний в 2015-м составили 122,3 млн грн. Источник: КГГА. Инфографика: НВ


Из конкретики есть планы построить больницу скорой помощи на правом берегу Киева и вложить деньги в развитие городской электрички, поскольку это обойдется дешевле строительства новых станций метрополитена. Из долгосрочных планов – строительство новой окружной дороги, но с привлечением инвестора, которому будет обещана возможность взимать плату с использования этой дороги. Обещают и строительство новых развязок.

Такие идеи могут пользоваться популярностью у киевлян, но эксперты далеко не так однозначны. «Стимулирование вождения авто – это плохая идея, если вы хоть немного верите в глобальное потепление и все что с этим связано, - говорит Эдвард Глейзер, профессор Гарвардского университета и специалист по экономике городов. – Мы не должны субсидировать автомобильную инфраструктуру».

Намного более эффективной инвестицией он считает вложение денег в образование. Рост количества людей с высшим образованием в городе на 10% увеличивает среднюю зарплату в нем на 8%, рассказывает Глейзер. К тому же, чем больше вложить в образование детей на раннем этапе, тем меньше потом придется тратить денег на обеспечение безопасности на улицах – зарплаты полиции и прочее.

Но надеяться только на то, что Кабмин разрешит Киеву оставлять у себя больше налогов, недальновидно. Нужны альтернативные источники денег. Одним из способов привлечения капитала может стать приватизация городских активов.

Ведущий аналитик инвесткомпании Dragon Capital Андрей Беспятов, баллотировавшийся в Киевсовет от партии Самопомощь, считает, что, к примеру, принадлежащие городу Киеврекламу и сеть аптек Фармация можно было бы продать. От этого выиграли бы и город, и рынок. О приватизации садиков, школ и больниц речь идти не может, поскольку у них нет работающей бизнес-модели и они исполняют социальную функцию.

Беспятов обращает внимание, что необходим качественный аудит городских активов. Непонятно, по каким схемам сдается в аренду городская недвижимость. Необходимо разобраться, почему метрополитен остается глубоко убыточным и одним из наиболее субсидируемых предприятий города, хотя не так давно тариф на проезд был повышен в два раза и последствия такого повышения для компании так и остались невыясненными. 

По данным Киевского инвестиционного агентства, метрополитен тратит более 10% своего дохода на сбор оплаты, а наземный транспорт – целых 40%. Это непозволительно много.

Киевская коррупция богата схемами

В Реанимационном пакете реформ подчеркивают, что приватизация – не единственный сценарий реформы муниципальных активов. Еще одним важным инструментом может стать прозрачное проведение конкурсов для назначения новых директоров. Но вопрос снова возвращается к деньгам: качественным директорам нужна рыночная зарплата.

Сейчас директоров коммунальных компаний назначает мэр. «С самого момента создания коммунальные предприятия были источником заработка для коррумпированных городских чиновников и депутатов Киевсовета, - говорит эксперт РПР Оксана Величко. – Ведь просто забрать деньги из бюджета сложно, а через коммунальное предприятие намного проще».

Примеров непрозрачного управления городскими активами очень много. Так, мэрия в апреле влила 150 млн грн в капитал банка Крещатик, где ей принадлежало 25%, хотя вскоре банк был объявлен неплатежеспособным. Деньги городского бюджета были потрачены впустую.


3_kievvlast_om_ua
Команда мэра Киева Виталия Кличко обещает реформу коммунальных предприятий, но оглядывается на пенсионеров и льготников. Фото: kievvlast.com.ua


В другой схеме, развернувшейся вокруг реконструкции конечной остановки 3-го скоростного трамвая, городские средства привлекаются к строительству торговых площадей компании Апрель Девелопмент, за которой маячат фигуры бывших «регионалов» Виталия Журавского и Олега Шаблатовича, нашедших общий язык с депутатом Киевсовета Николаем Негричем из Солидарности.

Возникает вопрос, зачем киевляне субсидируют телеканал Киев, сгенерировавший за последние два года 5 млн грн убытков, если мэр Кличко использует его для повышения своего политического рейтинга, раздавая интервью лояльным муниципальным журналистам.

Да и привычная картина типичного водителя городской маршрутки, вокруг которого беспорядочно лежат купюры, дает понять, что нормального контроля за денежным потоком в транспортной сфере Киева нет.

В развитых странах продажи «стратегических активов» не боятся

Мировой опыт показывает, что допуск частных инвестиций в муниципальные активы часто является правильным решением. Так, в Швейцарии вообще нет коммунальных предприятий. В США частные фирмы контролируют около 90% рынка коммунальных услуг. Французской компании Veolia принадлежит более 45% рынка теплоснабжения Литвы.

Кроме того, необходима борьба с коммунальным монополизмом. Конкуренция транспортных сервисов, служб по уборке улиц и вывозу мусора, а также остальных неестественных монополий и качество услуг улучшает, и цены нормализует. В развитых странах это так и работает.

Знает история и примеры того, как коммунальные компании становятся бизнес-гигантами. JP Morgan Chase, крупнейший банк США – не что-либо иное, как прямой потомок Манхэттенской компании, своего рода «Нью-Йоркводоканала». В 1799 г. компания, обеспечивавшая горожан водой, получила право заниматься банковской деятельностью, которая своими доходами превысила все другие направления бизнеса и стала основной.

Киевским коммунальным предприятиям пока такое не грозит. Но вовремя курсирующий городской транспорт и отсутствие отключений горячей воды могли бы стать существенными заслугами нынешних городских властей.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: