10 декабря 2016, суббота

Кинопродюсер Александр Роднянский рассказывает о фильмах, которые его впечатлили

Кинопродюсер Александр Роднянский рассказывает о фильмах, которые его впечатлили
Кинопродюсер с мировым именем и член жюри последнего Каннского кинофестиваля, объясняет глобальный успех сериала Игра престолов и заглядывает в будущее отношений Украины и России

За 30 лет в кино продюсер Александр Роднянский успел сделать немало проектов, ставших знаковыми для своего времени. Созданный им в 1990‑х телеканал 1+1 был первым коммерческим украиноязычным телеканалом. День рождения буржуя, который он продюсировал, стал первым в постсоветском пространстве телесериалом о лихих 90‑х и пользовался громадным успехом у зрителей.

Знаковыми для начала 2000‑х были Бедная Настя, Не родись красивой и Моя прекрасная няня — их Роднянский продюсировал, уже перебравшись в Москву и возглавив крупный российский телеканал СТС. Затем были громкие кинопремьеры в России — Сталинград, Девятая рота, Питер FM и Обитаемый остров, а также несколько ярких мировых кинопремьер, в которых он выступал сопродюсером,— Облачный атлас братьев Вачовски, Машина Джейн Мэнсфилд Билли Боба Торнтона и Мачете убивает Роберта Родригеса. Эти проекты сделали Роднянскому имя в Голливуде.

В 2014‑м на экраны вышел скандальный Левиафан, номинированный на Оскар и получивший приз в Канне и Золотой глобус, а вместе с ними — шквал восхищений и острой критики в России, к современной истории которой он апеллирует. Впрочем, неоднозначность оценок Роднянского не расстроила: он считает шум, который они с режиссером Андреем Звягинцевым наделали Левиафаном, признаком безусловного успеха.

Начинать сегодня делать телеканал — это пытаться зайти в дверь стоящего в тупике поезда

После переезда в Москву 14 лет назад Роднянский бывает в родном Киеве редкими наездами. Сейчас он прилетел сразу после Каннского кинофестиваля, где впервые был в новом для себя статусе члена жюри. Причем прилетел, чтобы прочитать лекцию о кино, как перед этим читал в Нью-Йорке и Лондоне.

Он встречается с НВ в креативном пространстве Fedoriv HUB прямо перед лекцией, и беседа начинается с его нового проекта — сериала Враг СССР о Льве Троцком, который будет делать международная команда.
  

Пять вопросов Александру Роднянскому:

Ваше самое большое достижение?
Личная независимость. Я делаю то, что считаю для себя важным.

Ваш самый большой провал?

Их много. То, что еще не удалось осуществить главную мечту жизни.

Последняя прочитанная книга, которая произвела на вас впечатление?
Из художественной литературы, наверное, Обладать Антонии Байетт. Из нон-фикшена — книга Александра Эткинда Эрос невозможного. История психоанализа в России и книга Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона Почему одни страны богатые, а другие бедные.

На чем вы обычно передвигаетесь по городу?
На машине.

Кому бы вы не подали руки?
Я об этом неоднократно думал и пришел к не мной придуманной фразе: не судите, да не судимы будете. Каждый раз, когда я придумываю, кому бы не подать руки, я оказываюсь в ситуации, когда это невозможно. Я и сам неидеален.

 
 
   

— Кто будет режиссером Врага СССР?

— Это Режис Варнье, с которым мы делали Восток—Запад и который получил Оскар за Индокитай. Мы с ним сейчас над этой историей бьемся. Она очень современная и не ура-патриотическая. Это история о, может быть, самом демонизированном персонаже советских времен, причем всеми — Льве Троцком. Коммунисты его ненавидят как "ревизионера", сталинисты — как главного врага Сталина, монархисты — как организатора революции, русские националисты — как еврея и разрушителя монархии. Он персонаж чрезвычайно необычный для классических большевиков — погибший в изгнании, не сдавшийся, столкнувшийся с непониманием и в то же время ответивший за многочисленные преступления революционной поры лично.

— Как вы выбираете сюжеты и темы для своих фильмов? Сейчас в России культивируется некая ностальгия по СССР. Выбирая темы, вы пытаетесь соответствовать настроениям общества?

— Во-первых, это не связано с Россией — это международный проект. Я всегда хотел сделать картину о Троцком. Я никогда не был увлечен его идеями — я не левак по взглядам. Я дожил до обстоятельств, когда могу сам выбирать проекты. Мой близкий друг Павел Чухрай написал сценарий, и я решил этим заняться.

Но это самый проблематичный для меня и далекий от реальности проект. В отличие от кино, у меня нет большого опыта в производстве международных сериалов. Но на сегодняшний день сериалы — это ответ на технологические возможности времени и шанс рассказывать истории в жанре романов, не сдерживая себя двухчасовым лимитом. Поэтому я решил попробовать.

— Вы прилетели в Киев буквально с Каннского кинофестиваля. Какие картины показались вам самыми интересными?

— Я посмотрел чуть больше 40 фильмов, поэтому трудно сказать, что было самым впечатляющим.

Тони Эрдманн молодого немецкого режиссера Марен Аде на меня произвел сильное впечатление. Очень личная история отношений девушки из провинциальной немецкой среды, работающей бизнес-консультантом в Румынии, и ее старого отца, который приезжает к ней и понимает, что дочь несчастлива. И он вместо того, чтобы уехать и оставить ее в покое, остается — вставляет зубы, надевает парик и приступает к подчас несмешным и нелепым провинциальным розыгрышам. И вдруг его странная игра переводит ее в другой регистр. Это трехчасовая история поиска взаимопонимания между отцом и дочерью, сделанная абсолютно радикальным образом. Это замечательная картина, которая оказалась проигнорированной жюри, что обидно.

Не отметили и впечатлившую меня картину Она Пола Верховена, 77‑летнего классика. Главная героиня — Изабель Юппер, не скрывающая своего возраста (ей 63),— играет сексуально раскованную, необычайно привлекательную, очень яркую, лишенную моральных ограничений женщину-предпринимателя, которая готова на все, чтобы добиться цели.

Из того, что не проигнорировали, на меня произвел впечатление получивший приз за режиссуру фильм Выпускной Кристиана Мунджиу, одного из классиков новой румынской волны. Мощная картина, полезная для украинских кинематографистов, потому что ничего такого, что нельзя было бы сделать в Украине технически, в ней нет.

— Кому вы отдали свой голос за лучший дебют в конкурсе, который судили?

— На меня произвело большое впечатление молодое французское кино. Любому из четырех французских фильмов, которые я посмотрел, можно было бы дать Золотую камеру. Получил ее Божественные — история, которую сделала Худа Беньямин про двух арабских девчонок из неблагополучных кварталов, всеми силами пытающихся добиться успеха. Политически некорректный и жесткий фильм. В первой сцене мы видим их в хиджабах, потому что под хиджабами легко прятать воруемые в супермаркетах вещи. Потом учительница пытается научить одну из них разговаривать на бирже труда с социальным работником, и в какую‑то секунду девушка срывается и кричит: “Зачем мне это надо? Я не хочу быть такой, как ты. Что ты из себя представляешь?” “А чего же ты хочешь?” — спрашивает учительница. И девушки вместе начинают петь песенку Money, money, money. То есть они только про “money, money”. И дальше начинается свежо и необычно придуманный фильм. Вы не представляете, что в зале происходило — что‑то нечеловеческое.

Это особенность французского молодого кино, которое сочетает в себе страстность, социальное протестное чувство и умение рассказать жанрово внятную историю увлекательно, сегодня является уникальным сегментом кинематографа. Если бы один такой фильм появился в Украине или в России, это обратило бы колоссальное внимание.

— Вы говорите, что технологически в Украине есть все, чтобы создавать такие же истории. Чего же нет?

— Идей. Проблема в наличии внутреннего чувства, которое позволяет человеку, понимая обстоятельства собственной жизни, проговаривать время.

Что нужно для современного успешного фильма? Мощный режиссер, увлекательная история и некий философский концепт, который должен ощущаться. Вот Звягинцев — у него всегда есть некий протосюжет. И главное —должен быть современный визуальный язык. Режиссеры обязаны делать то, что будет понятно всем зрителям на земле. То есть в целом нужны образование и эрудиция. Они являются проблемой для многих.

Я всегда считал Украину чрезвычайно богатой страной с точки зрения человеческого ресурса. Здесь много одаренных людей. Но внутренней решимости инвестировать в собственный человеческий капитал нет. Мало читают, смотрят, учатся. Отсюда и идеи не представляют особого интереса, за исключением Племени [драма Мирослава Слабошпицкого, которая получила несколько крупных фестивальных наград]. Племя стало фактически единственным очевидным событийным фильмом, сделанным в Украине, который свидетельствует о том, что это возможно — сделать современную, необычную, яркую, провокативную, исследующую человека в его предельных состояниях и в этом смысле влияющую на среду обитания картину. Это лучшее, что я видел в Украине за много лет.


СОЗДАТЕЛИ: Фильм Левиафан, который Александр Роднянский снял с Андреем Звягинцевым (на фото), в 2014 году получил номинацию на Оскар, приз Каннского кинофестиваля, Золотой глобус и шквал критики в России
СОЗДАТЕЛИ: Фильм Левиафан, который Александр Роднянский снял с Андреем Звягинцевым (на фото), в 2014 году получил номинацию на Оскар, приз Каннского кинофестиваля, Золотой глобус и шквал критики в России


— То есть вы не думаете, что проблема в дефиците денег в украинском кино?

— Нет. Все, что связано с кино, не является проблемой денег. Мы можем сегодня сделать фильм на мобильном телефоне.

— Нашумевший Левиафан — это, выражаясь вашей терминологией, и есть проговаривание истории современной России?

— Нет, не истории. Времени и человека. И не только в России.

В Украине нет внутреннего обязательства инвестировать в собственный человеческий капитал

— Вы не боялись снимать эту ленту в той ситуации, которая сегодня сложилась в России? По сути, это вызов государству.

— Я решил для себя, что мы делаем бескомпромиссное кино. Когда мы только начинали, было понятно, что это будет непростая картина. А выход Левиафана на экраны совпал с самым пиковым обострением настроений в стране.

Левиафана восприняли жестко. Хорошей новостью стало лишь то, что эта линия раздела прошла не однозначно между консерваторами и либералами, а много более сложно и лукаво. Это и есть жизнь фильма, когда он становится частью общественного обсуждения. Когда, определяясь в своем отношении к фильму, ты определяешься в своем отношении к себе и собственной жизни.

— У каждого исторического периода есть своя культовая киноистория. В 2000‑х это была Матрица, в 90‑х — Криминальное чтиво. Что бы вы назвали культовым кино нашего времени?

— Мне кажется, это уже не кино, а что‑то из великих американских сериалов. Я называю их вторым рождением великого американского романа. Сейчас трудно что‑то сопоставить с Игрой престолов. Не потому, что это увлекательно, а потому что это история, удивительным образом сочетающая в себе массу художественных решений и современных содержательных смыслов. С одной стороны, это готический роман, где главный герой всегда находится в поиске своего генетического кода. С другой стороны, это фэнтези, но в котором сказка вымыта — мы имеем дело с миром, в котором любой персонаж может получить удар в спину от самого близкого человека и ожидать милосердия от самого отъявленного негодяя. И это очень современный политический роман, самое острое свидетельство о времени.

— Вы родились в Киеве, у вас украинский паспорт, хотя вы много лет живете в России. Чем для вас является та история, которая сегодня происходит между Россией и Украиной?

— Трагедией, виновниками которой являются политики. Но внутренне у меня есть одна надежда. Я убежден — я сейчас говорю не о политиках и виновниках того, что случилось, а о людях,— мы с вами доживем до того момента, когда многое из того, что сегодня происходит, что до такой степени волнует, возмущает и вызывает чудовищные несогласия между соседними странами, изменится. Я человек культуры. Культура и кинематограф должны напоминать человеку о милосердии, о том, что объединяет. Для меня равно близки и важны те, с кем я вырос в Киеве, и те, с кем я работаю и дружу в Москве. Я уверен, что исходом будет всегда примирение. А иначе это трагедия.

 

 

Материал опубликован в НВ №21 от 10 июня 2016 года 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: