10 декабря 2016, суббота

Все будет Nike. Как за 35 лет Марк Паркер сделал карьеру лучшего топ-менеджера мира

Все будет Nike. Как за 35 лет Марк Паркер сделал карьеру лучшего топ-менеджера мира
Марк Паркер за три с половиной десятилетия превратился из начинающего дизайнера спортивной обуви в президента одной из самых известных компаний, Nike

В 1970‑х Марк Паркер, будущий глава компании Nike, учился в Университете Пенсильвании на факультете политологии и увлекался марафонским бегом. Уже тогда он любил возиться со своей спортивной обувью, пытаясь усовершенствовать ее и за счет этого увеличить скорость бега. Через два года после выпуска молодой политолог пришел работать в небольшую компанию по производству кроссовок Nike, причем занялся там дизайном обуви.

Решение забросить политологию оказалось правильным: в 2006 году Паркер возглавил Nike, к тому времени уже одну из крупнейших компаний по производству спортивной одежды и обуви в мире. С тех пор ежегодный объем продаж Nike увеличился вдвое — с $15 млрд до $30,6 млрд, а стоимость акций выросла в шесть раз.

В 2015 году достижения Паркера по достоинству оценили эксперты: авторитетное американское издание Fortune назвало его бизнесменом года. В этом рейтинге он опередил создателя популярной социальной сети Facebook Марка Цукерберга и генерального директора культовой технологической компании Apple Тима Кука.

Это не первое публичное признание Паркера: в 2014 году американский бизнес-ресурс Business Journal назвал его лучшим СЕО, а год спустя издание The Wall Street Journal присудило ему победу в номинации Бренд собственного ежегодного рейтинга Innovator Awards.

При этом Паркер с его годовым жалованьем более $35 млн входит в первую десятку самых высокооплачиваемых топ-менеджеров мира. К тому же в 2015 году правление компании выплатило ему бонус в $30 млн лишь за согласие остаться у руля компании еще на пять лет. А сооснователь Nikе Фил Найт заявил, что в 2016 году передаст ему свой пост председателя правления.

“Он отождествляет себя с продуктом так, как Стив Джобс отождествлял себя с Apple”,— характеризует Паркера Адам Лашински, публицист и автор Fortune.

И это не единственное, что объединяет Паркера со знаменитыми бизнесменами. “Марк Паркер, как и Стив Джобс, Руперт Мердок и Ричард Брэнсон, не только руководит глобальным бизнесом, но и, похоже, имеет инсайт о будущем — представляет, каким будет рынок через пять-десять лет”,— в беседе с НВ объясняет преимущества топ-менеджера Nikе Эллис Кашмор, приглашенный профессор социологии Астонского университета в Великобритании.

Впрочем, руководство компанией в 50 тыс. человек не мешает бывшему марафонцу продолжать бегать — для поддержания формы. Тренировки 60‑летнего бизнесмена также включают пешие прогулки, тяжелоатлетические упражнения и занятия на велотренажере — спиннинг. “Моя жена — инструктор по спиннингу, так что она задает мне жару”,— говорит Паркер.

 

Творческая личность

Марк Паркер родился в 1955 году в американском Стамфорде и стал четвертым из семерых детей в семье инженера IBM и медсестры. Сам он характеризует себя как достаточно независимого ребенка и вспоминает, что в детстве мечтал стать ветеринаром либо юристом по охране окружающей среды.

“В японском языке есть термин отаку — он обозначает глубоко увлеченного чем‑то человека. Я считаю себя именно таким”,— говорит Паркер о своем отношении к работе.

В 5 утра каждый день он уже на ногах, а в 8 открывает двери своего кабинета в штаб-квартире Nike в Бивертоне, что на северо-западе США. Кабинет украшают бюст президента Линкольна — его модель лидерства Паркер считает образцовой, гитара знаменитого музыканта Джимми Хендрикса и множество мини-моделей кроссовок Nike.

В окружении Паркера — много творческих личностей и известных артистов. “Мне нравится собирать вместе абсолютно разных творческих людей, чтобы сообща делать большую работу, обсуждать новые направления”,— говорит топ-менеджер. Он и сегодня принимает участие в создании дизайна двух линеек спортивной обуви.

За время работы в Nike Паркер приложил руку ко множеству изобретений компании и признается, что сбился со счета в количестве своих патентов. Самой знаковой для компании стала технология Visible Air, позволяющая атлетам видеть, как амортизирует обувь.

Именно это решение стало спасением для Nike в 80‑е годы, когда компания переживала непростые времена. В 1985 году ее чистый доход сократился на 75 %, а в спину дышал набирающий силу конкурент — Reebok. Тогда в Nike задались целью создать новое поколение кроссовок. В проектную группу вошел и Паркер.

Как раз тогда компания начала сотрудничество с восходящей звездой баскетбола Майклом Джорданом. В 1985 году Американская баскетбольная ассоциация (NBA) оштрафовала уже ставшего на тот момент олимпийским чемпионом Джордана на $5 тыс. за то, что тот вместо привычных белых баскетбольных кроссовок появился на поле в цветных найках. Штраф ничего не изменил: подписав рекламный контракт с Nike, Джордан продолжал выходить на матчи в запрещенных кроссовках, а производитель обуви оплачивал штрафы и получал все большую прибыль от растущих продаж.

С тех пор сотрудничество со звездами спорта стало одной из ключевых стратегий Nike. Сегодня у компании подписаны миллионные контракты с футболистом Криштиану Рональду, теннисистами Роджером Федерером, Рафаэлем Надалем, Сереной Вильямс и Марией Шараповой, а также со знаменитым гольфистом Тайгером Вудсом.

Звездная стратегия позволяет компании наращивать прибыль. “Nike удается превосходить прогнозы прибыли, устанавливаемые Уолл-стрит [бизнес-сердце Нью-Йорка, где находится Нью-Йоркская фондовая биржа], вот уже 32 из 35 лет”,— подсчитывает Эллис Кашмор.

 


ПАРТНЕР НА МИЛЛИОНЫ: Президент Nike Марк Паркер (на фото слева) пожимает руку известному баскетболисту Коби Брайанту на презентации новой линии кроссовок. Контракт с брендом ежегодно приносит спортсмену $10 млн
ПАРТНЕР НА МИЛЛИОНЫ: Президент Nike Марк Паркер (на фото слева) пожимает руку известному баскетболисту Коби Брайанту на презентации новой линии кроссовок. Контракт с брендом ежегодно приносит спортсмену $10 млн


  

Дорогое удовольствие

Когда в 2006 году Паркер возглавил компанию, Nike уже была хорошо известна в мире. Однако перед новым президентом стояла непростая задача: найти путь к развитию глобального бизнеса. И ему это удалось: ежегодно компания демонстрирует рост в 8,5 %. “Это феноменально, что зрелый бренд с такой долей рынка может расти быстрее, чем отрасль в целом”,— говорит аналитик спортивной индустрии Мэтт Павелл.

Сегодня Nike занимает 18‑ю строчку в рейтинге самых дорогих брендов мира по версии Forbes и оценивается в $26 млрд. Помимо этого бренда компания также владеет торговыми марками Jordan, Converse и Hurley. Ее доля на крупнейшем в мире рынке спортивной обуви — американском — превышает 60 %, а объем глобальных продаж перевалил за $30 млрд.

Добиваться высоких результатов Паркеру помогают постоянный интерес к инновациям, использование новейших технологий и умение сохранить спрос на свой продукт, не заботясь о снижении цен на него.

“Примечательно, что Nike отлично удается поддержать высокий спрос на бренд при таких огромных размерах компании”,— размышляет Джон Хоран, основатель американского спортивного издания Sporting Goods Intelligence, который вот уже 30 лет пишет об индустрии спортивных товаров.

Однако так было не всегда. На первых порах именно невысокая цена кроссовок при их хорошем качестве дала возможность основателям легендарной компании конкурировать с другими игроками рынка. В 1971 году мир увидел первые кроссовки Nike, названные именем греческой богини победы с логотипом-галочкой, который разработала студентка Портлендского университета Каролин Дэвидсон. Ее гонорар составил всего $35.

Однако в конце 70‑х на Nike наступали конкуренты, и основатели компании поняли, что выйти на новый уровень им помогут только инновации в производстве спортивной обуви.

Так появились кроссовки с рифленной подошвой, которая позволяла уменьшить вес обуви и обеспечить лучший толчок во время бега. Усовершенствованная модель помогла компании в 1979 году обойти Adidas и занять 50 % американского рынка кроссовок.

 

Для бега и баскетбола

У самого Паркера тоже не всегда все складывалось гладко: однажды при его участии Nike пыталась продавать собственные MP3‑плееры, но идея оказалась провальной и в результате убыточной. Тогда Паркер встретился с человеком, который на то время знал все о продаже высокотехнологичных гаджетов — Стивом Джобсом. И в 2006 году миру была представлена технология Nike + iPod — встроенное в кроссовки устройство, которое передает данные о пробежке или тренировке на iPod либо iPhone. На презентацию совместного проекта поклонник конкурирующих с Nike New Balance Стив Джобс обул кроссовки с логотипом-галочкой, с улыбкой вспоминает Паркер.

Самое страшное для него — шаблонное мышление, утверждают те, кто много лет работает бок о бок с Паркером. Больше всего президент Nike не терпит, когда сотрудники удовлетворены работой по конкретной модели и перестают искать новые пути.

Чаще других подразделений своей компании он любит заглядывать на так называемую кухню инноваций — в исследовательский центр Nike. Паркер прогуливается между столами сотрудников и интересуется текущими проектами. Не критикует, а старается прислушиваться и обсудить перспективные идеи.

Сам он сравнивает свой стиль управления с работой редактора и считает, что должен помогать подчиненным отточить свои идеи. Он верит в талант своих сотрудников и не занимается микроменеджментом. “Я стараюсь отобрать шорт-лист идей, которые смогут сделать прорыв”,— объясняет свою работу Паркер.

В октябре 2015‑го на встрече с инвесторами он объявил о своем новом революционном решении — намерении создать в Бивертоне центр разработки продуктов площадью более гектара, где в сотрудничестве с хай-тек-компаниями Nike будет развивать перспективные технологии — такие как 3D-печать и новые методы автоматизации производства.

Тогда же Паркер озвучил инвесторам компании амбициозную цель: к 2020 году достичь объема продаж в $50 млрд — при текущем уровне $30 млрд. Для ее достижения компания сосредоточится на ключевых категориях товаров — для бега и баскетбола.

 

Главные достижения Марка Паркера в компании Nike*:             

— В сентябре 2015‑го рыночная капитализация компании достигла рекордной отметки в $107 млрд. Для сравнения, рыночная капитализация конкурентов: Adidas — $19,5 млрд, Puma — около $3 млрд.

— За последние десять лет ежегодный объем продаж Nike увеличился вдвое — с $15 млрд до $30,6 млрд. Объем продаж конкурентов: Adidas — $19,5 млрд, Puma — $3,3 млрд.

— с 2007 года стоимость бренда Nike выросла с $7,5 млрд до $26 млрд. Сегодня стоимость бренда Adidas составляет $6,2 млрд, Reebok — $830 млн, Puma — около $1 млрд.

*Источники: Forbes, The Wall Street Journal, Financial Times, Fortune, Interbrand

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: