8 декабря 2016, четверг

Игра Престолов. Топ-10 лучших гаджетов в Украине и мире от НВ

К борьбе за лидерство Apple и Samsung присоединяются китайские бренды

К борьбе за лидерство Apple и Samsung присоединяются китайские бренды

После нескольких лет затишья индустрия гаджетов переживает революцию — Apple обретает второе дыхание и уходит в отрыв от конкурентов, а китайские производители вытесняют с рынка именитых корейцев и тайваньцев

Стив Джобс наверняка улыбается, глядя сверху на то, что происходит с его детищем, шутят фанаты Apple. Компания вот-вот достигнет рыночной капитализации в размере $1 трлн — чего никому раньше сделать не удавалось. И не последнюю роль в этом сыграли феноменальные продажи iPhone 6, который стал самым продаваемым в мире смартфоном конца 2014 и начала 2015 года.



Статистика последних месяцев вообще кажется невероятной и может заставить даже непьющего руководителя Apple Тима Кука время от времени открывать шампанское. В IV квартале 2014 года продажи устройств на платформе iOS (а это iPhone, iPad, iPod) выросли в сравнении с соответствующим периодом 2013 года на 46 %. А доля iOS на рынке смартфонов и планшетов выросла с 17 % почти до 20 %.

Однако пока триумфатор Apple празднует новые победы, в первую десятку самых продаваемых смартфонов мира входят модели от китайских производителей, о существовании которых несколько лет назад потребители и не догадывались. Вооружившись программным обеспечением Android, подражая маркетинговым стратегиям Apple и имея такой веский аргумент, как невысокая цена, китайцы уверенно теснят известных конкурентов. И кто знает, как они, окрепнув, поступят с самой Apple?

Биполярный рынок

У Ларри Пейджа, сооснователя и главы Google, известного, как и Кук, борца за здоровый образ жизни, поводов нарушать безалкогольный режим намного меньше.

С одной стороны, Android тоже растет — за тот же период рост продаж устройств на операционной системе Google составил 26 %. Цифра весьма внушительная. С другой стороны, доля Android на рынке стала сокращаться. Пока незначительно — если в конце 2013 года она составляла 78 %, то в конце 2014 года — уже 76 %.

Долю Android отъедает только Apple, поскольку другие игроки рынка присутствуют на нем только для галочки. “Рынок смартфонов и планшетов остается биполярным,— констатирует аналитик Business Insider Роб Прайс.— Google и Apple контролируют его на 96 %. Конкурентов — например, Windows Phone и Blackberry — пользователи попросту игнорируют”.

Война между Apple и Google за сердца и кошельки пользователей гаджетов идет уже много лет — с тех самых пор, как Стив Джобс обвинил своих старых друзей и создателей суперпоисковика Ларри Пейджа и Сергея Брина в том, что их Android крадет у Apple лучшие идеи.

Однако происходящее на рынке в 2014–2015 годах нельзя назвать прямым продолжением той войны. Происходят заметные изменения в стане Android, которые заставляют взглянуть на конфликт под другим углом.

И дело тут не только в том, что сегодня рынок меняется под влиянием новых разновидностей гаджетов — хромбуки наступают на ноутбуки, планшеты становятся самой популярной разновидностью персонального компьютера, смартфоны уступают дорогу фаблетам, обычные часы становятся анахронизмом, уступая дорогу фитнес-трекерам и смарт-часам.

Гораздо важнее, по мнению экспертов, смена состава игроков. Если у Apple не наблюдается никаких перемен с момента безвременного ухода Стива Джобса и восхождения на трон Тима Кука, то в стане Android кипят страсти, которым позавидовали бы герои культового сериала Игра престолов.

Google все еще пытается играть роль кукловода, который дергает за ниточки, периодически приближая к себе одного из подданных, но в целом покровительствуя огромным прибылям всех своих сторонников. На заре эпохи Android “любимчиком” Google была тайваньская компания HTC. Затем отцы Android на несколько лет отдали роль “десницы короля” южнокорейскому Samsung. Ну а сегодня ситуацию постепенно берут под контроль взявшиеся из диких восточных земель мелкие вассалы, выступающие за независимость. И Google их не контролирует.

Рынок смартфонов и планшетов остается биполярным. Google и Apple контролируют его на 96%, - Роб Прайс, аналитик Business Insider

Поначалу стройную картину мира, нарисованную где‑то в недрах Google, стала нарушать крупная китайская компания Lenovo, пользующаяся огромной поддержкой государственной машины Поднебесной империи. Lenovo, ранее купившая ноутбучное подразделение IBM, выкупило у Google культовый бренд Motorola. В 2013–2014 годах Lenovo один за другим выпустила несколько смартфонов и планшетов, которые нанесли серьезные удары по позициям Samsung, а также других именитых брендов — Sony, HTC, LG.

Однако вовсе не Lenovo стала главным революционером в стане Android. Угроза пришла оттуда, откуда ее никто не ждал. Несколько прежде малоизвестных брендов, взяв на вооружение бесплатный Android и весьма вольно обращаясь с заветами Ларри Пейджа, внезапно вырвались в лидеры рынка.

Новые китайские

Если такая компания, как Huawei, еще более или менее на слуху благодаря сетевому оборудованию, которое она выпускает уже много лет, то бренды Xiaomi и Meizu вообще ничего не говорят массовому потребителю. Собственно, весьма продвинутые пользователи еще что‑то могли слышать о Meizu, ранее выпускавшей неплохие mp3‑плееры, а вот о Xiaomi никто не мог слышать по той простой причине, что компания вообще не существовала до 2011 года.

Поначалу детище китайского миллионера Лэй Цзюня прославилось благодаря созданию собственной версии Android под названием MIUI. Отличительной чертой этой прошивки было откровенное подражание интерфейсу iOS. Чуть позже Xiaomi начала выпускать собственные смартфоны. Они также стремились быть больше похожими на iPhone, чем на сородичей по платформе Android.

Подобно Apple, китайская компания изначально хотела нагнетать максимальную шумиху вокруг своих запусков. Цзюнь проводит презентации новых продуктов со сцены, одеваясь в джинсы и водолазку, как Стив Джобс. Смартфоны компании технически весьма продвинуты, а цена на них всегда устанавливается на 15–20 % ниже, чем у конкурентов, отмечают эксперты.

В Китае уже Apple живет во вселенной Xiaomi, а не наоборот, - Джеймс Кук, американский аналитик

Однако кое в чем Xiaomi даже опередила Apple. Компания начала продавать свои флагманские смартфоны в онлайне, нагнетая истерию к моменту начала продаж, искусственно увеличивая спрос. Затем это давало повод к появлению кричащих новостных заголовков о том, что Xiaomi продала 100 тыс. телефонов за 30 сек. Ажиотаж усугублялся еще и тем, что компания искусственно ограничивает продажи своих смартфонов в некоторых регионах, повышая интерес к ним. Например, в США.

Это дало повод к появлению в авторитетных американских СМИ, например CNBS, Forbes и Reuters, статей с такими заголовками, как Xiaomi — это лучший смартфон, который вы не можете купить и Xiaomi — самый крупный производитель, о котором вы никогда не слышали.

Сенсационный взлет Xiaomi стал главным откровением 2014 года. Компания сначала триумфально ворвалась в пятерку крупнейших производителей смартфонов сразу на 4‑е место с 4 % рынка. А по итогам 2014 года компания, которую уже называют “китайской Apple”, стала № 3 в мировом рейтинге с долей в 6 %, опередив Lenovo и Huawei, не говоря уже об именитых HTC, Sony и LG. Впереди — только Samsung (22 %) и Apple (16 %). В 2015 году Цзюнь обещает вывести Xiaomi на первое место.

В родном Китае, который является одним из самых больших рынков гаджетов в мире, ей это уже удалось. В Китае у Xiaomi — 15‑процентная доля на рынке. “Здесь уже Apple живет во вселенной Xiaomi, а не наоборот”,— констатирует американский аналитик Джеймс Кук.

Однако Apple пока еще рано опасаться своего китайского клона, считают эксперты. Компания Тима Кука доминирует в премиальном сегменте, куда Xiaomi путь пока заказан.

Даже Samsung, много лет конкурирующий с Apple, так и не смог отобрать существенный кусок пирога. В IV квартале 2014 года корейская компания, имеющая 22 % рынка, заработала менее 10 % от суммы, которая фигурирует в графе “прибыль” в финансовом отчете Apple за тот же период. То есть продавая больше смартфонов, Samsung зарабатывает в десятки раз меньше.

Xiaomi — это скорее не новый Apple, а новый Samsung, заключают эксперты. Компания возглавляет движение “китайцев”, которые к концу нынешнего года окончательно задвинут традиционных лидеров рынка в конец списка и будут соседствовать на вершине индустрии рядом с Apple.



Дополняет картину и тот факт, что, еще не успев закрепиться в лидерах рынка смартфонов, Xiaomi, Meizu, Huawei и другие китайские компании активно берутся за новые направления — например, фитнес-трекеры и смарт-часы.

В то время как Apple еще даже не вывела свои часы на рынок, китайцы уже буквально доминируют на нем. Часы и трекеры есть в ассортименте каждого китайского производителя. И, как и в случае со смартфонами, китайские игроки активно демпингуют, фактически не уступая ни по дизайну, ни по производительности.

И если “старичков” HTC и Sony все уже списали со счета, то в случае с Samsung ситуация сложнее.

“Если ты Samsung, то в этом новом мире тебе должно уже стать страшно”,— иронизирует на страницах Business Insider Джеймс Кук.

В то же время эксперт не советует Apple расслабляться. Xiaomi уже показала, что может обрушивать столбы, на которых держится современная IT-индустрия, подчеркивает он.

Материал опубликован в №9 журнала Новое Время от 13 марта 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: