10 декабря 2016, суббота

Идиллия викингов. Как Швеции удалось стать одной из самых экологичных стран в мире

ТЕХНОЛОГИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ: Через такие дверцы мусор попадает в подземный сборник, а далее транспортируется по пневмопроводу к месту сбора
Фото: Егор Бондаренко

ТЕХНОЛОГИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ: Через такие дверцы мусор попадает в подземный сборник, а далее транспортируется по пневмопроводу к месту сбора

Шведы создают городские районы, больше похожие на парки,— с энергосберегающими домами, высокоэффективной переработкой мусора, почти полным отсутствием личного транспорта и присутствием дикой природы
У туриста из Украины, привыкшего, что церковь — это пышное здание с золотыми куполами, вид храма в стокгольмском районе Хаммарби вызывает недоумение. Это не монументальный средневековый собор, а прозрачное двухэтажное здание. Внутри, за стеклом, виден не только колокол, но и небольшая комната отдыха, смахивающая на кафе,— там расставлены столы и стулья, стоит кофейный аппарат. И местные ценят церковь не за возможность освятить яйца на Пасху, а за те полезные мероприятия для детей и взрослых, которые в ней проводят.

Впрочем, здесь весь район устроен похожим образом — шведы создали в своей столице место, где практичность и эффективность главенствуют над эффектностью. Хаммарби изначально строили как олимпийскую деревню, но в итоге он превратился в действующий образец экологического города будущего. 20 тыс. местных обитателей живут в мире тотального энергосбережения, вторичной переработки отходов и прочих чудес современных технологий. И вместе с ними тут, в 15 минутах от центра Стокгольма, обитают лебеди, бобры и другие представители дикой природы.

Но Хаммарби — не просто экоместо, привлекающее шведские семьи среднего класса, но и своеобразный двигатель для внедрения подобных новаций по всей Швеции.

От рая к свалке и обратно
Сто лет назад в Хаммарби была зона отдыха. Но к началу 1990‑х об этом уже мало что напоминало: район превратился в одну из многочисленных загаженных портовых зон Стокгольма, индустриальную свалку. После власти взялись за его кардинальную модернизацию.

Ее итогом Роберт Нилссон, обитатель нынешнего Хаммарби, доволен. Состоятельный швед средних лет, работник министерства культуры, он рассказывает, что здесь стремится жить едва ли не весь средний класс Стокгольма. И прежде всего семейные люди. Хотя изначально власти рассчитывали на иных жильцов — пожилых состоятельных людей без детей, с доходами выше среднего. Однако уникальные технологии и превосходная экология, а также средние по стокгольмским меркам цены — от €300 тыс. за квартиру в 60–70 “квадратов” — привлекли сюда именно семьи.

Нилссон уверен, что в Хаммарби присутствует удачное сочетание качеств, которое швед назвал “целостной моделью городской жизни”.


МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ: Владелец квартиры в Хаммарби Роберт Нилссон любит этот район Стокгольма за то, что здесь можно жить, наслаждаться природй и не наносить ей никакого вреда / Фото: Егор Бондаренко
МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ: Владелец квартиры в Хаммарби Роберт Нилссон любит этот район Стокгольма за то, что здесь можно жить, наслаждаться природой и не наносить ей никакого вреда / Фото: Егор Бондаренко


Так, здесь выстроены дома по энергосберегающим технологиям, которые потребляют раза в два меньше энергии, чем обычные. Они созданы из добротных материалов, частично — из вторсырья, и рассчитаны на длительный срок окупаемости — до 100 лет. Со временем цена зданий значительно снижается и жилье становится более доступным.

Кроме того, жителям дают небольшие участки для огородов или теплиц, где те могут выращивать овощи и цветы.

Здесь есть и набережная с элементами дикой природы — возле нее живут лебеди и даже бобры, а в воде водится лосось.

Животные есть, а частных автомобилей почти нет. В них, как объясняет Нилссон, нет нужды. Создатели Хаммарби изначально хотели, чтобы так было: автотранспорт загрязняет атмосферу и создает пробки. Поэтому сразу распланировали хорошую инфраструктуру: до центра города можно добраться на трамвае и метро за считаные минуты. Многие ездят на велосипедах. А если кому‑то автомобиль все же понадобится, выручит местная разработка — система общего пользования. За ежемесячную плату приблизительно в €20 жители района могут взять у специальной компании машину. Ее нужно лишь заранее забронировать онлайн и оплатить эксплуатацию в зависимости от продолжительности аренды и пробега.


ВТОБУС БУДУЩЕГО: С весны этого года на улицы Стокгольма выехали гибридные автобусы. Они используют электроэнергию ветроэлектростанций и биодизель / Фото: Егор Бондаренко
АВТОБУС БУДУЩЕГО: С весны этого года на улицы Стокгольма выехали гибридные автобусы. Они используют электроэнергию ветроэлектростанций и биодизель / Фото: Егор Бондаренко


В любом случае это выгодно. Нилссон подсчитывает, что только место под стоянку для личного автомобиля в городе обходится в €150 в месяц. “А ведь машину,— продолжает перечислять он,— надо еще парковать, ремонтировать, заправлять. А так — все включено,— улыбается обитатель Хаммарби.— Я никогда не трачу больше этой суммы [€150] на автомобиль в месяц”. И добавляет, что все машины у обслуживающей компании новые — до двух лет.

Шведы вне зависимости от своего социального положения редко пользуются автомобилями в городе. Хокан Густафссон, исполнительный директор Ассоциации муниципалитетов Швеции, говорит, что ездит за рулем лишь на выходных. А в остальное время, несмотря на солидную должность, ведет жизнь пассажира общественного транспорта. И видит в этом лишь плюсы. Потому что ремонт автомобиля дорог, въезд и выезд в центр города платный, найти место для парковки сложно, а заплатить за него придется €5–7 в час. При этом трамваи и автобусы в Стокгольме ходят как часы — с точностью до минуты. Да и места в них всегда достаточно.

Но Хаммарби не стал бы уникальным районом, если бы выделялся лишь своими транспортными решениями. Здесь есть еще одно ключевое ноу-хау — извлечение энергии из мусора и канализационных стоков. У местных домов нет привычных баков, и мусоровозы не пытаются по вечерам протиснуться к ним через узкие проезды. Жители сами сортируют мусор: отделяют остатки пищи, горючие отходы и другое. Затем складывают все в разные пакеты, которые муниципалитет выдает бесплатно, и выбрасывают их в мусоропроводы возле дома.

Мусор накапливается и по подземному пневмопроводу перемещается к центральной улице. Там мусоровоз буквально высасывает все это “богатство” и отвозит по месту назначения. Органические отходы едут на завод по производству биогаза — на нем ездят стокгольмские автобусы и готовят пищу жители Хаммарби. Горючие отходы отправляют на предприятие, которое поставляет району тепло.

“С мусором в Швеции обходятся крайне бережно: только 1 % попадает на свалки, остальное перерабатывается. Хаммарби изначально строился по таким стандартам”,— говорит Густафссон.

Сточные воды здесь также перерабатываются — на газ и удобрения. Также ими подогревают воду в кранах.

Почти социализм

Появление в Швеции подобных городских районов — в Стокгольме, к примеру, кроме Хаммарби, есть еще и Norra Djurgårdsstaden [Королевский морской порт] — неслучайно.

Озабоченность экологией в стране — если не фетиш, то фишка. Известный в Швеции политик Франк Бельфраге, экс-госсекретарь по международным вопросам, вспоминает: когда страна решила в середине 90‑х присоединиться к ЕС, то у нее возникла необычная проблема — ее экологические стандарты были выше, чем в континентальной Европе. Это мешало свободной торговле — европейские продукты до шведских норм не дотягивали. И потому для Швеции установили переходной период. “Благо, за это время остальная Европа подтянулась к нашему уровню. Это показывает, что мы оказываем влияние на весь Европейский союз”,— говорит Бельфраге.

В Швеции также серьезно поговаривают о том, чтобы стать страной, которая вообще не использует углеводороды — нефть и газ: планируют перейти на электрическую энергию из возобновляемых источников или полученную на атомных станциях. По оптимистическим прогнозам, это должно произойти в 2030 году, а в худшем случае — к 2050‑му, объясняет Бйорн фон Сидов, член шведского парламента.

Правда, остается вопрос — насколько экологичны атомные станции? Чтобы решить их судьбу, в стране даже провели референдум, и большинство высказалось за их использование. Шведы посчитали, что раз АЭС не вырабатывают углекислый газ, который приводит к изменению климата, то и не вредят среде.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОСМОС: Мусоросборочный автомобиль в Хаммарби высасывает мусор из подземного трубопровода, по которому отходы от домов транспортируются к центральной улице / Фото: Егор Бондаренко
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОСМОС: Мусоросборочный автомобиль в Хаммарби высасывает мусор из подземного трубопровода, по которому отходы от домов транспортируются к центральной улице / Фото: Егор Бондаренко


Шведы не просто так стали экологичными — ими движет глобальный расчет. Генрик Селин, заместитель директора Шведского института — правительственной организации, которая занимается популяризацией страны в мире,— поясняет: стремление к экологии и инновациям помогает государству наращивать экономический рост. “Чем зеленее, тем богаче — проверено на практике”,— улыбается он.

И показывает цифры. С 1990‑го по 2013 год Швеция снизила объем выбросов парниковых газов в атмосферу на 22 %. При этом валовый внутренний продукт вырос на 58 %. Желание стать более “зелеными” стимулирует появление у шведов новых технологий и более продвинутых производств, экспортирующих товары с высокой добавленной стоимостью. Это и обеспечивает рост.

“У нас изобрели застежку-молнию, измеритель сердечного ритма и Skype. Мы всегда любили инновации”,— говорит Селин. И уверяет, что всему виной — креативность, воспитываемая у шведов с самого детства.

Система местного образования, к примеру, не поощряет зубрежку. Здесь, скорее, учат находить нетрадиционные решения проблемы.

Анна Ярне, учитель одной из стокгольмских школ, рассказала НВ: когда у ее учеников возникает проблема с математикой, она не спешит их ругать. Но старается использовать тесты и педагогические методы для того, чтобы понять причину отставания. “Часто проблема в том, что ученику просто не подходит тот метод, который мы выбрали”,— поясняет учительница.


ИСТОЧНИК ИННОВАЦИЙ: Шведских детей учат не сдерживать свой творческий потенциал и находить новаторские подходы к решению обычных проблем / Фото: Егор Бондаренко
ИСТОЧНИК ИННОВАЦИЙ: Шведских детей учат не сдерживать свой творческий потенциал и находить новаторские подходы к решению обычных проблем


В этом вся Швеция. “Главное, что мы ценим,— это окружающая среда и равные условия для всех: женщин и мужчин. Равенство в работе. Функциональность и прозрачность”,— говорит Густафссон.

При этом он добавляет, что основу для такой жизни в Швеции заложили много поколений назад. Страна выбрала так называемый средний путь: здесь свободный рынок и высокие цены, уважается частная собственность, но и одни из самых высоких налогов в мире. Последние позволяют заложить основу и для хороших школ и для применения инноваций.

Помогает и начатая еще в 1950 году децентрализация. Тогда страну поделили на 290 муниципалитетов и 21 округ и передали им большинство полномочий и средств.

В среднем шведы уплачивают до 30 % налога на прибыль, в основном достающегося общинам, развивающим за эти деньги свои районы. На создание того же Хаммарби муниципалитет Стокгольма потратил €500 млн собственных средств, общая сумма проекта составила €3 млрд.

Солидные финансовые возможности местных органов власти влияют на политиков. Те не забрасывают избирателей абстрактными лозунгами-обещаниями лучшей жизни, а предоставляют план того, куда потратить собранные общиной деньги. И потом отчитываются о выполнении этих обязательств, реализацию которых каждый избиратель может без труда проверить. Так политика становится прагматичной и прозрачной.

Любовь шведов к открытости заметна и в Хаммарби. В домах здесь огромные окна, которые никогда не занавешивают. При этом шведы болезненно реагируют на нарушение их личного пространства. Даже в трамваях, где сиденья установлены попарно, они будут сидеть по одному — здесь редко кто подсядет к незнакомому человеку.

Об этом вскользь упоминает Густафссон, а после неожиданно заявляет, что свой Хаммарби может появиться и в Украине. Почему? Просто Густафссон с группой других скандинавских специалистов помогает сегодня внедрять опыт децентрализации в Украине. И он уверен, что ценности, которые есть у шведов, не чужды и украинцам.

Материал опубликован в НВ №42 от 13 ноября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: