5 декабря 2016, понедельник

Хочешь чего-то добиться – "вджобывай". 100 рецептов достичь успеха в бизнесе в Украине

Хочешь чего-то добиться –
Герои этой статьи построили с нуля несколько десятков успешных бизнес-проектов. Некоторые – создали в Украине целые индустрии. Почти 100 секретов и правил их успеха – сегодня на НВ

Успех – это вопрос статистики: чем больше усилий предпринимаешь, чтобы что-то преодолеть и чего-то достичь, тем скорее это случится. Примерно так в двух строчках можно сформулировать то, что в книгах называют историей успеха, создателя карамельного бренда LOL&POP киевлянки Алены Токар.

Три года назад в ее голове родилась бизнес-идея, которая у многих – от друзей до банкиров и потенциальных поставщиков – вызывала ухмылку: продавать handmade конфеты. Родилась ночью, после нескольких месяцев отчаянных попыток придумать идею для семейного бизнеса и завязать с работой в офисе.

Недавно LOL&POP открыл свой третий магазин – в польском Кракове. Между этими двумя событиями были поиски денег, которых не было вообще, поиски "конфетного мастера", который нашелся только на другом конце света – в Австралии, поиски ингредиентов, которые поставляли только тоннами, а нужен был – килограмм.


Алена Токар, создательница кондитерской LOL&POP
Алена Токар, создательница кондитерской LOL&POP


30 человек, подобно ей, построивших в Украине бизнес – успешный, часто ломающий шаблоны, часто первый на рынке – в октябре делились своими правилами в Свободной школе предпринимательства в Киеве. На четыре дня селф-мейд бизнесмены стали лекторами для 550 человек, чтобы вдохновить, вооружить и дать "волшебный пендель". Они рассказывали истории молодых и модных компаний вроде Oh My Look – сервис аренды платьев, начинавшийся с 80, а сегодня доросший до 1.800 нарядов, нескольких филиалов в Украине и франшизы в двух странах; культового ресторана The Burger; модных кофеен Чашка Espresso Bar; мега-популярных в столице фестивалей don't Take Fake и  The new Old; Eat Easy – доставки сбалансированного питания, миниатюрная создательница которого придумала его после того, как сбросила 20 кг; библиотеку bOtan… библиотеку, Карл! Современную модную библиотеку, в которую приходят читать книги... 

"Свободная школа предпринимательства была задумана как площадка, куда предприниматели с опытом могут прийти и получить знания о ведении бизнеса, почерпнуть идеи из других сфер. А начинающий предприниматель может для себя понять, хочет ли он открывать тот или иной бизнес, получить так сильно необходимые знания по юридической, финансовой, маркетинговой части", - рассказывает Дмитрий Раимов, организовавший Свободную школу.


Алена Злобина, основатель фестиваля The new Old, Александр Гудков, руководитель GUD foodbar, и Дмитрий Раимов, организатор Свободной школы
Алена Злобина, основатель фестиваля The new Old, Александр Гудков, руководитель GUD foodbar, и Дмитрий Раимов, организатор Свободной школы


Где брать крутые идеи, если все придумано до нас? С какого конца начинать? Где искать деньги? Как бороться со скепсисом близких и банкиров – и собственной прокрастинацией? Как с помощью айфона заставить официантов из двух миллионов выручки сделать пять? Почему проблема в тебе, если в команде тебя окружают муд*ки?

НВ выбрало почти 100 цитат и тезисов из историй этих людей, чтобы помочь вам найти ответы на эти вопросы.

ГДЕ БРАТЬ ИДЕИ

Бизнес, сервис, продукт должны решать какую-либо конкретную проблему людей либо какую-то необходимость. Вы должны понимать, чем и как вы будете помогать их решению.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

Ищите уникальный продукт. Уникальный продукт легко продавать. Его просто нет в Украине.

Ольга Кучмеева, соосновательница Первого Украинского Проекта Дизайнерских часов ZAVOD

Если ты делаешь что-то, чего на рынке ещё нет, на этапе запуска на тебя часто смотрят как на душевнобольного. Тебе говорят: никто такого не делает, ничего у тебя не получится. Слыша это, помните: в отличие от тебя, они не понимают твоей бизнес-модели, твоей аудитории.

Алена Токар, сооснователь и руководитель кондитерской LOL&POP

В каждом бизнесе можно и нужно найти ответ на вопрос: зачем ты посвящаешь этому делу две трети своей жизни? Надо на старте сесть и подумать: а что мы меняем?

Наблюдай за конкурентами. Не копируй. Отличайся.

Лера Бородина, основательница Oh My Look и G.Bar


Лера Бородина, основательница Oh My Look и G.Bar
Лера Бородина, основательница Oh My Look и G.Bar


Как искать идеи? Будьте любопытными. Задавайте вопросы.

Все придумано до нас. Не стесняйтесь обращаться к Google и смотреть, какие ошибки люди уже делали.

За идеей должна стоять конкретная задача, иначе она бесперспективна.

Ищите и слышьте фидбэки по вашим идеям.  

Читайте книги, истории успехов.

Алена Злобина, основатель благотворительной барахолки New Old

Пока ты сам не научился придумывать, можно "вдохновляться", копировать идеи, которые уже есть на других рынках, но отсутствуют на вашем.

Николай Белоусов, руководитель Madrobots

Ничего не нужно придумывать. Все уже реализовано. Нужно просто взять хорошие идеи и объединить в один проект. "Сделано сегодня – съедено сегодня" – эту концепцию мы позаимствовали у одной американской сети ресторанов.

Александр Гудков, GUD Foodbar

Заимствовать идеи – это не воровать. Это комбинаторная креативность – подсмотреть несколько идей и объединить во что-то свое.

Делайте уникальные вещи. Даже если вы делаете то, что уже есть на рынке – делайте это лучше других. Начинайте новые форматы, которых на рынке нет. Делайте то, чего не делают другие.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Чтобы начать бизнес, нужны сильное желание и мотивация. Задайте себе вопрос: почему я хочу заниматься именно этим делом? Если вы ответите себе: "Я хочу построить свой бизнес, потому что хочу больше свободы" – это не работает. Бизнесмен – это самый несвободный человек. Не думайте, что вы запустите проект и потом будете сидеть на Канарах, а он – будет работать. Вы будете работать все время. Иначе это не работает.

Что бы вы ни делали, всегда задавайте себе вопрос ради чего вы это делаете? Если вы хотите кому-то что-то доказать – это не будет работать. Если вы видите, что что-то не так с какими-то продуктом или услугой на рынке, и вам кажется, что вы понимаете, как сделать ТАК – ради этого можно начинать бизнес.

Где искать идеи? Они сами найдут вас. Главное забросить идею в космос – открыть уши и услышать. Когда вы открываете бизнес, вы должны смотреть вокруг. В мире много подсказок.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

В XXI веке человек стал иррациональным. Люди платят деньги не за то, без чего не могут обойтись, а за то, что вознесет их выше в пирамиде Маслоу. Поэтому раньше людям продавали картошку и хлеб, а сегодня органическую картошку и хлеб с позитивной энергетикой.

Алексей Геращенко, лектор Свободной школы экономики и собственник FREUD HOUSE cafe art club

СОЗДАНИЕ БИЗНЕСА

Каким образом каждый выбирает свой бизнес? Кто-то больше исходит из того, что в этом сегменте достаточно денег. Кто-то думает: от этого меня прет. А кто-то – у меня это получается. Где-то на пересечении этих трех кругов мы и выбираем нишу. Мы все время целимся в точку G на пересечении этих трех кругов и в ней строим бизнес. Я бы добавил четвертый: мне этого не хватает.

Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar


Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar
Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar


Создавая бизнес, человек переживает несколько этапов. Сначала приходит кураж от успеха. Затем – пьянящее ощущение свободы. После него из-за накатывающегося успеха наступает расфокусировка. Дальше, после сделанных ошибок, приходит горечь, прокрастинация. А тогда ты либо излечиваешься – либо прекращаешь заниматься предпринимательством. Мне справиться с рефлексией после неудач лучше всего помогает спорт, социум и время.

Если вы чувствуете, что не можете пробить свой потолок – ищите ментора, то есть более успешного предпринимателя. Того, чей бизнес и способ ведения бизнеса вам нравится. Для меня это – Чичваркин.

Николай Белоусов, руководитель Madrobots

ДЕНЬГИ

Главное иметь хороший бизнес-план. Бизнес-ангелы никуда не деваются даже в кризис.

Если вы решили использовать краудфандинг, то ваш рассказ о себе и своем проекте должен быть необычным. Люди любят истории. Кто-то собирает с помощью краудфандинга деньги, потому что хочет начать шить пледы – и в этом нет ничего необычного. А если кто-то запускает краудфандинговую кампанию потому, что он бывший математик, но мечтает делать бизнес – это совсем другая история.

Николай Белоусов, руководитель Madrobots

В современной Украине не бизнес ищет деньги, а деньги ищут бизнес. Если есть хорошая идея – то деньги под неё найдутся в любой сфере.

Дмитрий Заходякин, основатель The Burger, The Bar, The Cake

Когда ты начинаешь бизнес, ты проходишь через множество трудностей – бодание с поставщиками, арендодателем, государством в лице налоговой. Главное все это выдержать. Пройти через это. Дальше будет легче.

Алена Токар, сооснователь и руководитель кондитерской LOL&POP

Конкуренции бояться не нужно. Чем выше конкуренция, тем лучше продукт и тем больше его покупают.

Дмитрий Заходякин, основатель The Burger, The Bar, The Cake


Дмитрий Заходякин и Алина КОсичкина, The Burger, The Bar, The Cake
Дмитрий Заходякин и Алина Косичкина, The Burger, The Bar, The Cake


Кризис – это не отговорка для того, чтобы чего-то не делать.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

СТАРТ

В сервисном бизнесе будьте готовы отказаться от всего на старте и работать бесплатно, чтобы продемонстрировать рынку свою услугу. Мы начинали с нулевым капиталом и получили первую зарплату через четыре года. До этого все вкладывали в развитие.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

Если вы управляете своим бизнесом, нужно вникать в каждую деталь. Нельзя что-то, чего ты не понимаешь, просто оставить в стороне и думать, что оно само будет работать. В бизнесе мелочей не бывает. Нужно ночевать на производстве, лично принимать звонки, чтобы точно знать, чего хотят твои клиенты, самому рисовать маршруты доставки. Вникать во все и знать абсолютно все процессы.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

Обычно процесс создания бизнеса проходит так. Сначала вы садитесь, выдумываете, представляете, рисуете свой будущий бизнес. Потом наступает второй этап – вы рассказываете об этом другу, он критикует вашу идею, отсекает лишнее. И вы, наконец, ему говорите: иди отсюда, ты ничего не понимаешь. Потом вы просто садитесь, берете листок бумаги и начинаете считать. И тут все банально: затраты – по максимуму, доходы – по минимуму, и если при этом все равно вылезает плюс – то можно начинать.

Ищите смежные с вашим продуктом возможности и ниши.

Первые два года мы не зарабатывали ничего. Второй ивент делали, чтобы отдать долги за первый.

Саша Саттаров, сооснователь фестиваля don't Take Fake

РИСК И ГИБКОСТЬ

В бизнесе надо блефовать, но блефовать тонко – это не должно отразиться на продукте. И если ты решаешь блефовать, ты должен быть уверен, что сможешь сделать то, что обещаешь при любом исходе. И далеко не всегда нужно говорить клиенту, что вы делаете то, что делаете для него, впервые.

Бизнесмен должен всегда реагировать на происходящее вокруг. Нельзя поставить себе цель и переть к ней, несмотря на меняющиеся обстоятельства и несоответствие рынку. Нужно реагировать на рынок.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

ПАРТНЕРЫ В БИЗНЕСЕ

Выбирайте партнера так чтобы у вас совпадали ценности. Коррелировали ответы на вопросы: зачем мы это делаем? Ради чего?

Всех знаний, умений, качеств характера у одного человека не может быть. Никогда не думайте: я сам все сделаю, потому что сделаю лучше всех.

Доверие = делегирование. Если вы доверяете – вы делегируете, если нет – то нет. Большие проекты не работают без делегирования. Я все сделаю сам – не работает.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Советы из разряда "не стройте бизнес с друзьями и семьей" – это мифы.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой


Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой
Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой


Если вы решаете взять партнера, дайте себе честный ответ – зачем вам это? Если ради денег – то, может, вам нужен не партнер, а инвестор?

Не делите доли в бизнесе 50 на 50 только потому, что так "принято". Другие ресурсы – связи, знания, человеческий потенциал – могут быть дороже, чем деньги.

Все, что вы проговариваете с партнерами, нужно оформлять документально. Даже если вы друзья. Не рушьте дружбу. Подписывайте меморандум, в котором прописывайте все свои желания и ожидания – каждый свои.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

ПЕРСОНАЛ. МОТИВАЦИЯ И ТАБУ НА "НЕТ"

У вашего персонала должна быть общая практичная! цель.

Всегда контролируйте эмоциональное состояние заведения. Люди готовы тратить деньги там, где им комфортно. Если официант в плохом настроении – он транслирует плохие эмоции клиенту. Мы его снимаем со смены, отправляем домой и вызываем другого.

Когда запускаешь проект, нужно с самого начала собрать в команде хороших людей. Люди, которые вокруг вас – это люди, которых вы сами набрали. Если ты понимаешь, что Леша мудак, и Саша плохая – значит какое-то мудачество есть и в тебе самом.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Мотивация сотрудников – это деньги, отношения и развитие – все на одну треть. Если что-то из этого выпадает – мотивации нет.

Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar

Мотивируйте команду внутри компании. Без мотивации ничего не будет работать хорошо. Люди должны быть мотивированы.

Если ваши сотрудники не знают, как что-то сделать, или сомневаются, что просьбу клиента вообще возможно выполнить, они должны быть мотивированы хотя бы спросить у вас и посоветоваться, а не отказать клиенту сразу.

Если вы не доверяете на 100% своей команде, значит, нужно перепроверять задачи, ставить дедлайны и все фиксировать письменно. Пользуйтесь записной книжкой, Google Calendar, Wunderlist, Evernote.

Запретите членам вашей команды говорить "нет" клиенту. Если клиент слышит с порога "нет", он сразу входит в ступор и теряет желание работать с вами на самом первом этапе. Научите ваших сотрудников, что отвечать вместо "нет". Например, "Да, мы можем вам помочь, но в такой-то форме".

Если вам отказывают, не опускайте руки и не уходите ни с чем. Спросите: "Что я мог или могла бы еще сделать, чтобы вас заинтересовал мой проект/продукт?". В ответе на этот вопрос могут быть живые идеи для вашего бизнеса.

Нужно окружать себя людьми и находиться рядом с тем, кто в чем-то тебя превосходит – это мотивирует и стимулирует.

Алена Злобина, основатель благотворительной барахолки The New Old

Сложно управлять пятью людьми. Когда научишься управлять ими, дальше сотней будет управлять легче, потому что ты управляешь все равно пятью, а управление остальными происходит по схеме "солнышко".

Важно постоянно доносить до персонала мысль о том, что мы делаем что-то хорошее. Объяснять идеологию компании, бренда, бизнеса, продукта. Тогда они будут чувствовать себя командой.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy


Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy
Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy


Старайтесь, чтобы ваша команда заимствовала ваши черты. Вы должны личным примером продвигать те черты, которые вас отличают на рынке.

Материально стимулировать можно только того, чьи цели и ценности совпадают с вашими. Мы поставили перед сотрудниками наших ресторанов цель сделать в месяц продажи на 5 млн, то есть вдвое больше обычного. За 5 млн пообещали всем купить новые iPhone. При том, что посадка в залах и так была уже 100%. И они получили свои 56 "айфонов".

Дмитрий Заходякин, основатель The Burger, The Bar, The Cake

МАРКЕТИНГ И ПРОДВИЖЕНИЕ

Создайте вокруг продукта комьюнити, культуру, субкультуру, которые будут его продвигать.

Саша Саттаров, сооснователь фестиваля don't Take Fake

Когда мы открываем новое заведение, мы исследуем всю прилегающую территорию, конкурентов, рисуем все это в карту и со старта выходим с ценой минус 10% от средней у конкурентов.

Маркетинг – это рассказывание историй.

Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar

Я создаю эмоцию. Люди приходят просто на праздник, а уходят с мыслью "я верю в любовь!"

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

Я не верю в карточки и программы лояльности. Формируйте комьюнити, создавайте события, которые будут объединять людей вокруг ваших проектов.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Работают только интегрированные коммуникации. Выберите для себя несколько каналов и транслируйте одно сообщение. Мы выбрали интернет, радио, почтовую рассылку, ивенты, лекции по дизайну.

Ольга Кучмеева, соосновательница Первого Украинского Проекта Дизайнерских часов ZAVOD

Не блокируйте на странице компании в facebook людей, которые на что-то жалуются. Блокировка – это страх. С жалобами нужно работать. Задавать вопросы. Если вам пишут на вашей странице "вы говно" – в ответ заходите под своим личным именем и пишете: "Здравствуйте, я А. Это я делаю этот продукт. Что конкретно вам не нравится?" На этом чаще всего люди ломаются – на вашей открытости или на том, что в реальности они ничем не недовольны.

Алена Злобина, основатель благотворительной барахолки The New Old

КОНЦЕНТРАЦИЯ И ФОКУС

Когда вам кажется, что проект круто набирает обороты, вы начинаете бросаться в новые ниши. Здесь важно справиться с расфокусом. В бизнесе реальное развитие происходит только тогда, когда вы занимаетесь на 100% чем-то одним, главным.

Николай Белоусов, руководитель Madrobots


Николай Белоусов, руководитель Madrobots
Николай Белоусов, руководитель Madrobots


Придерживайтесь "метода тыквы": увеличивайте большое и подрезайте маленькое. Лучше вкладывать больше в те продукты, которые приносят больше прибыли, чем вкладывать во что-то, что генерирует немного прибыли в сравнении с первым продуктом.

[В книге Метод тыквы более детально процесс описан так: посадить перспективные семена и постоянно поливать; по мере роста удалять больные и слабые побеги; нещадно выпалывать все, кроме "тыквы"; когда "тыквы" вырастут, отобрать самые сильные и быстро растущие и удалить все менее перспективные; сконцентрировать все внимание на главной большой "тыкве", лелеять ее и охранять - НВ]

Игорь Сухомлин, основатель сети кофеен Чашка Espresso Bar

Твоя идея будет работать только тогда, когда ты 100% времени (хотя бы рабочего) уделяешь ей. Тогда все усилия дают отдачу в геометрической прогрессии.

Если вы запустили бизнес в небольшом формате и спустя два месяца у вас появились деньги, чтобы реинвестировать – не делайте этого. Оттестируйте сначала бизнес в зародыше.

Лера Бородина, основательница Oh My Look и G.Bar

Не бросайтесь в разные стороны. В бизнесе действует принцип Парето, поэтому концентрируйте усилия на главном, на том, что дает наибольшую отдачу. Не пытайтесь сразу во всем быть идеальным. Даже если у вас несколько направлений бизнеса – концентрируйтесь на ключевом.

Алексей Геращенко, лектор Свободной школы экономики и собственник FREUD HOUSE cafe art club

ПРОДАЖИ

Сегодня в стране такая ситуация, что нужно совершенно по-новому смотреть на рынок. Люди очень тяжело расстаются с деньгами. Они закрывают только базовые потребности. Поэтому чтобы продолжать продавать, сделайте так, чтобы они получили от вас больше, чем ожидают.

Делайте кросс-сейл [продажа продуктов из смежных ниш]. Если ты знаешь свою целевую аудиторию, ты всегда найдёшь, на чем делать кросс-сейл. У бизнеса физически не существует границ. Все, что может продавать в любой сфере – должно продавать. Если даже дополнительный бизнес не принесёт миллионы – он принесёт лояльность и желание рассказать о вас друзьям. Мы же торгуем эмоциями.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Спрашивайте себя: что на самом деле я создаю и продаю? Что есть моим продуктом? Мы продаем не то, что в коробочке. Мы продаем то, что надо человеку – эмоцию, признание.

Приведу пример. Мой клиент – дизайнер по пошиву одежды – перестала лично приходить к клиенткам на примерки, потому что все процессы в компании в принципе уже были отлажены, все работало. После этого продажи резко пошли на спад. Оказалось, что одежда, достаточно дорогая, была не главным, за чем приходили к ней клиентки – главное, за чем они приходили, было общение с ней. В их восприятии процентов 90% стоимости платьев приходилось на общение, а не нитки и ткани.

Спрашивайте себя, кто является вашим клиентом. Не всегда тот, кто платит деньги, принимает решение.

Алексей Геращенко, лектор Свободной школы экономики и собственник FREUD HOUSE cafe art club




ОШИБКИ В БИЗНЕСЕ

Не бойтесь негативного опыта. Если вы чего-то очень хотите, вас отговаривают, но вы все равно хотите – не бойтесь, пробуйте. У вас будет как минимум понимание того, что это не работает.

Когда ты начинаешь делать что-то классно, нужно понимать, что все не будут говорить всегда про тебя хорошо. Люди разные. Люди будут говорить гадости, критиковать. Нужно просто быть готовым к этому и продолжать делать классный продукт.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

Не бойтесь ошибок. Они дают новые знания.

Лера Бородина, основательница Oh My Look и G.Bar

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ И УПОРСТВО

Если хотите чего-то добиться, вджобывайте!

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

Многим нравится думать, что кто-то талантлив в бизнесе. На самом деле "кто-то" просто очень усерден.

Алена Злобина, основатель благотворительной барахолки New Old

Если вы хотите быть лучшими, вы должны делать больше чем другие. Это очень простая фраза, и все это прекрасно понимают – но не делают.

Саша Дергоусова, основательница Свадебного агентства Саши Дергоусовой

Дьявол – в деталях.

Алена Злобина, основатель благотворительной барахолки New Old

ЛИДЕРСТВО И ПРАВИЛА УСПЕХА

Успех – это вопрос статистики: чем больше усилий предпринимаешь, чтобы что-то преодолеть и чего-то достичь, тем скорее это случится.

Алена Токар, сооснователь и руководитель кондитерской LOL&POP

Нельзя ловить тунца, если ты можешь поймать акулу, как говорил Цукерберг.

Быть голодным – если вы подумали, что вы все знаете – вам конец.

Правило 4Н + никто никому ничего не должен. Просто делайте свой продукт хорошо.

Чтобы расти, нужно выталкивать себя из зоны комфорта. Когда нам легко – мы перестаем расти. Когда есть напряжение, ощущение, что ты идешь в горку, тебе – тогда ты растешь.

Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

0 > min. Есть такое правило: ноль – это больше, чем минимум. Приведу пример. Вы приходите к клиенту и говорите: я сделаю вам круто, и это стоит столько-то. А он вам: я дам столько – и говорит меньше. Вы можете согласиться – а можете ответить: а давайте я сделаю вам круто, а вы мне – ноль. И вы делаете им круто. И они вам чуть-чуть уже должны. Потому что вы им сделали крутую штуку, и она им стоила ноль. Такой человек всегда будет помнить об этом. Вы топите лед коммерческих отношений. И просто ждете, пока этот ноль окупится. Да, он может никогда и не окупится. А может окупится. Плюс в голове этого человека навсегда останется засечка.

Саша Саттаров, сооснователь фестиваля don't Take Fake


Саша Саттаров, сооснователь фестиваля don't Take Fake
Саша Саттаров, сооснователь фестиваля don't Take Fake


Когда вам советуют – это хорошо. Нужно слушать и пропускать через себя – и выбирать из этого то, что тебе нужно. И нужно уметь говорить "нет", если вы чувствуете, что вам какие-то советы даже профессионалов не подходят.

 Татьяна Бондарчук, основатель и руководитель Eat Easy

ПЛАНИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ, ФИНАНСЫ

Планируйте наперед. Отсутствие планирования – это ошибка. Не сделав компанию системной, нельзя развивать новые проекты. Когда на тебя будет катиться снежный ком, ты уже ничего не сможешь сделать.

Нельзя управлять тем, что вы не измеряете. Любые вещи, которые вы придумали – иметь самую быструю доставку, лучший сервис – нужно измерять. Поэтому нужно иметь цели "до" – как точку отчета. Нужно сравнивать с конкурентами. Без этого вести бизнес – все равно, что бегать с целью увеличить скорость – и не замерять ее. Нужно иметь финансовый план, чтобы оценить: что мы хотели и как хотели – и что получили.

90% людей не понимают, что такое прибыль, думая, что прибыль – это деньги, которые им поступили, минус деньги, которые, потрачены. На самом деле прибыль – это увеличение капитала, с которым вы пришли в бизнес. Прибыль – это не деньги, это увеличение капитала. Она возникает, когда активы растут быстрее, чем обязательства.

Рассматривайте ваши финансы как обратную связь – правильно ли вы все делаете.

Алексей Геращенко, лектор Свободной школы экономики и собственник FREUD HOUSE cafe art club

Деньги, материальные ценности, планы – это всего лишь добавочная стоимость для проекта. Главное в проекте – это люди.

Ценности – фундамент проекта, потому что их чувствуют клиенты. Делайте такие проекты, в которых вы сами хотели бы быть, находиться, покупать.

Основные катализаторы развития – это статистика, клиенты и команда. Анализируйте, задавайте вопросы и слушайте. Спрашивайте, делайте анкеты, спрашивайте ваших читателей в facebook, в Instagram, получайте фидбэк. Важно, чтобы о мелких победах ваших сотрудников – будь-то хороший отзыв на Foursquare или facebook – знали остальные члены команды. Распечатайте их и повесьте на доску в офисе на видном месте.

Как не забывать планы: если видите, что после креативной встречи нет движения по реализации, вы поручаете руководителям отправлять вам каждый день два списка – что вы сделали сегодня и что сделаете завтра. Если им нечего отправить вам – они понимают, что день прошел неэффективно. Вы помогаете им самим выбраться из их рутины и делать новое.

Павел Горак, основатель книжной лавки Хармс и винного бара Виан

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: