7 декабря 2016, среда

Госпогранслужба будет контролировать страхование авто. Как не влететь со страховкой, выезжая в Европу

Госпогранслужба заявляет о своей готовности инспектировать автомобилистов. Дело за МТСБУ и страховыми компаниями - когда те предоставят достаточную материально-техническую базу

Госпогранслужба заявляет о своей готовности инспектировать автомобилистов. Дело за МТСБУ и страховыми компаниями - когда те предоставят достаточную материально-техническую базу

Пограничники будут проверять наличие и действительность полисов Зеленой карты у выезжающих за границу автомобилистов. НВ выяснило как уберечь себя от мошенников, и что будет, если вас поймают с фальшивым полисом заграницей

Украинские пограничники будут контролировать наличие и действие полиса Зеленой карты у всех желающих пересечь границу на собственном автомобиле. Движение транспортных средств на выезд из Украины в дальнейшем будет разрешаться только после предоставления Зеленой карты пограничному наряду. А в случае обнаружения фальшивого или измененного сертификата, автомобиль будут отправлять на штрафную площадку. За пребывание на площадке владельцам авто также придется платить.

Сейчас украинские пограничники совместно с Моторно-транспортным страховым бюро (МТСБУ) отрабатывают технологическую схему проверки международных сертификатов страхования ответственности владельцев транспортных средств. Уже несколько месяцев пограничники совместно с МТСБУ тестируют проект в Черниговской области на пропускном пункте Новые Яриловичи.

Пограничная группа прошла подробный инструктаж по вопросам юридических аспектов международного страхования ответственности владельцев автотранспорта, и проверки страхового сертификата на признаки их подлинности. Рабочие места пограничников оборудованы компьютерной техникой для проверки сертификатов Зеленая карта. Для этого Госпогранслужбу подсоединили к электронной централизованной базе данных МТСБУ.

За 2014 год было 3 тысячи сообщений о ДТП за рубежом по вине украинских автомобилистов. В 46 случаях в Зеленых картах были выявлены самовольные изменения, еще в 166 - карты и вовсе были недействительными

Целью такого сотрудничества между страховщиками и пограничниками, а в последующем - и спецподразделеними МВД и прокуратуры, является минимизация использования фальшивых или фальсифицированных Зеленых карт, а следовательно – защита водителей от мошенников. На сегодня эксперты МТСБУ оценивают фальсификат полисов в 1% от всех договоров, которые есть в обращении. Однако, эксперты страховых компаний оценивают объем поддельных и недействительных Зеленых карточек и вовсе в 5-20%, а некоторые специалисты говорят и о 30%.

За время действия пилотного проекта на Черниговщине было выявлено 54 случая использования измененных и поддельных сертификатов. То есть речь идет о потере суммы страховых платежей по международному страхованию в размере свыше 20 млн грн. За период январь-август 2015 года страховщики заключили 528 тысяч договоров-“зеленок”.

В соответствии с подписанными нашей страной международными обязательствами, МТСБУ несет финансовые гарантии перед иностранными бюро в случае, если в ДТП принял участие транспорт, зарегистрированный в Украине, и была использована Зеленая карта, в том числе фальшивая. По оценкам специалистов МТСБУ, если установить такую программу на основных государственных контрольно-пропускных пунктах, то это позволит избежать ежегодных убытков МТСБУ по фальшивым Зеленым картам в объемах свыше 200 тыс. евро.

Как рассказали НВ в МТСБУ, по поводу транспортных происшествий, к ним регулярно обращаются иностранные бюро. Ориентировочно, это около трех тысяч сообщений об аварии, которые произошли по вине наших страхователей за рубежом. “Например, за 2014 год, с 3,12 тыс. сообщений о ДТП, было 46 случаев, в которых зафиксировали использования водителями поддельных Зеленых карт, то есть таких, в которые были внесены некорректные недостоверные сведения”, – рассказывает Александр Салайчук, руководитель департамента международного страхования МТСБУ. Например, когда использованная при ДТП Зеленая карта предъявляется на одно транспортное средство, например, марки Volkswagen, а зарегистрирована она на другой автомобиль, например, марки Mercedes.

Кроме того, органы разных стран ежегодно фиксируют около сотни фиктивных (не зарегистрированных) Зеленых карт у украинских водителей. “К нам обращаются иностранные регулировщики, когда уже произошло ДТП, и водитель предъявил фальшивую украинскую Зеленую карту – таких случаев немного меньше, чем 100 за 2014 год было. А обращений без ДТП, когда наших водителей просто останавливали и выявляли фальшивые карточки, в 2014 году было 166”, – рассказывает Салайчук.

Раньше, как рассказывают эксперты, абсолютным лидером по объему выявленных фальшивых и фиктивных Зеленых карт была Италия, вследстиве значительного числа украинских трудовых мигрантов. Но в течение последних пяти лет первенство за Россией – именно для выезда в эту страну чаще всего используют “липовые” страховки, очевидно полагаясь на непридирчивость местных правоохранителей.

Штраф за недействительные страховки может составлять от нескольких сотен евро. Зеленую карту в Украине можно приобрести, в зависимости от вида транспорта и срока страхования, в среднем по 40 евро

“Когда иностранное бюро обращается по поводу фальсификата, мы начинаем наши внутренние расследования: выясняем, на каком этапе произошла фальсификация страхового документа, кто виноват, сотрудничаем со страховыми компаниями, которые также проводят служебное расследование, и тогда уже принимаем решение, мы выплачиваем компенсацию по таким картам, или отказывает в страховом возмещении”, – рассказывает Салайчук.

Часто выясняется, что подделкой сертификатов может заниматься страховой агент. Он заинтересован финансово в таких махинациях – ему выгодно показать страховой компании, что он заключил короткий договор на 15 дней, например, на мотоцикл, а выдать страхователю договор на год, например, на автобус. А разницу между премиями, в несколько тысяч, а то и десятки тысяч гривен, положить себе в карман.

Также в схеме может быть задействован водитель транспортного средства, который может путем механических публикаций продлить себе срок действия Зеленой карты на более долгий срок. Если же говорить о фальшивых, а не фальсифицированных, сертификатах, то тут и вовсе налажена целая бизнес-модель: кто-то производит, распространяет, а кто-то использует, и на этом зарабатывают деньги. И такие карточки могут изготавливаться как в Украине, так и за рубежом, где есть большая диаспора и значительное количество транспортных средств с украинскими номерными знаками.

Если иностранные компетентные органы получают подтверждение, что украинский водитель использовал поддельный или фальсифицированный страховой документ, то на него может быть наложен штраф. Международный опыт предусматривает различный размер штрафов. Например, в Италии это может быть несколько сотен евро. Штраф за отсутствие Зеленой карты в Польшу составляет от одной тысячи евро. Плюс автомобиль могут поставить на штраф-площадку до выяснения всех обстоятельств. За вынужденную стоянку придется платить.

Кроме того украинского горе-водителя могут обязать заключить договор страхования уже на территории той страны, где его проверяют. В той же Италии страховка будет стоить ориентировочно 500-1000 евро. У нас, для сравнения, Зеленые карты стоят в среднем 40 евро, и выдаются на срок пребывания за границей от 15 дней и до 12 месяцев.

В Украине подделка документов наказываются штрафом до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан, или арестом на срок от шести месяцев, или ограничением свободы на срок 3-5 лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Заведомое использование поддельного документа наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Продавать полисы по акционным ценам строго запрещено законом, поэтому не ведитесь на дешевые страховки, подсказывают эксперты

К сожалению, нельзя просто ответить на вопрос как украинскому автомобилисту уберечь себя от “липовых” Зеленых карт. Если бы выявить участников этих схем можно было так легко обнаружить, то и МТСБУ, и страховые компании, направляли бы прокуратуру и милицию к ним.

“Как правило рискуют граждане, которые покупают Зеленые карты с “рук”, в необорудованных местах, возле государственной границы у посторонних лиц, которых, чаще всего, невозможно идентифицировать”, – рассказывает Василий Зубач, директор юридического департамента страховой компании PZU в Украине. Приобретать Зеленые карты лучше в офисах представительств страховых компаний, и как можно меньше пользоваться услугами неизвестных посторонних лиц.

Также, по советам экспертов, необходимо обращать внимание на стоимость страхового полиса – ведь любые скидки являются противозаконными, и это должно насторожить граждан при сотрудничестве со страховыми агентами.

Как информирует Зубач, граждане имеют возможность проверить внесен ли полис в базу МТСБУ через интернет. “На сегодня более 90% полисов Зеленой карты вносится в базу МТСБУ онлайн сразу при выписке полиса. Спросите у продавца карты, возможно ли проверить информацию после ее получения в базе МТСБУ”, – рассказывает эксперт.

Всегда первая реакция автомобилиста, когда иностранные инспекторы указывают на фальсификат, - шок: человек мог попасть в серьезную аварию, и теперь ему не только за свой счет, возможно, придется возмещать ущерб пострадавшим, но и нести ответственность перед другим государством за отсутствие действительного полиса. Плюс, он еще и потерял потраченные на фальсификат средства. Однако, эксперты советуют пострадавшим не терять времени, и сразу же связаться со страховой компанией, от имени которой был заключен договор, и логотип которой можно найти на Зеленой карте. И выяснить, действительно ли карточка фиктивная, или это техническая ошибка.

Также можно обращаться непосредственно и к МТСБУ, потому что мы администрируем базу данных, и тоже можем помочь в такой ситуации нашим водителям.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: