29 августа 2016, понедельник

Голоса собраны. Десять главных выводов, которые можно сделать после местных выборов-2015

Эти выборы аналитики называют наиболее креативными в истории Украины
Фото: Наталья Кравчук / НВ

Эти выборы аналитики называют наиболее креативными в истории Украины

Низкая явка, запредельная стоимость кампании и ростки демократии на востоке - такова краткая характеристика местных выборов, которые прошли в Украине 25 октября

Они проводились по новому закону. Впервые мэров городов с населением более 90 тыс. избирают в два тура. Изменился также принцип наполнения местных советов: партии выдвигали на выборах своих кандидатов, а не самих себя. Хотя итог все равно подводился по партийному признаку.

При этом явка на выборах оказалась невысокой — всего 46,6 %. Особенно пассивными оказались жители контролируемых Украиной районов Донецкой области — лишь треть из них пришли на избирательные участки.

На основании опроса экспертов НВ составило десятку ключевых итогов нынешней избирательной кампании.

Распыление электората регионалов

Представители Оппозиционного блока (ОБ), прямого наследника Партии регионов (ПР), надеялись собрать богатый урожай голосов на востоке и юге страны. Однако часть потенциальных избирателей у них оттянули новые политпроекты, созданные их бывшими соратниками,— партии Наш край и Відродження.

Костяк обеих этих сил составляют экс-члены Партии регионов, но первую политсилу эксперты называют техническим проектом Банковой, а вторую связывают с миллиардером Игорем Коломойским.

Наш край и Відродження изначально нацеливались на электорат ПР и преуспели. Например, в Харькове Відродження получила не только “своего” мэра — Геннадия Кернеса, но и больше всего мест в облсовете.

Снизили результат ОБ на востоке и юге еще и локальные проекты экс-регионалов. Например, в Одесском горсовете большинство получила политсила мэра Геннадия Труханова Доверяй делам. Преодолела 5‑процентный барьер и Украинская морская партия Сергея Кивалова — еще одного бывшего соратника Виктора Януковича.

Политические приспособленцы

Партия регионов умерла, но дело ее живет: именно бывшие представители этой политсилы чаще всего фигурировали в списках партий-участниц нынешней избирательной кампании.

Чемпионом по этому показателю оказалась президентская Солидарность: в ее рядах на выборы пошли 120 людей, в прошлом входивших в команду Януковича. Для сравнения: Наш край и Відродження включили в число своих кандидатов лишь 102 и 57 экс-регионалов соответственно.

“Люди, которые были в ПР,— страшные конформисты, им нужно быть с властью. Они готовы брать под козырек”,— говорит Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии.

Восток меняет цвет

Главной неожиданностью как для бывших регионалов, так и для экспертов стало то, что восточная часть страны проявляла большую украиноцентричность. В массовое явление это не превратилось, но процесс пошел: Самопоміч львовского мэра Андрея Садового и Солидарность Петра Порошенко, по данным экзитполов, набрали в среднем по 10 % голосов в таких городах, как Северодонецк, Лисичанск и Краматорск. В Красноармейском районном совете Донецкой области Блок Петра Порошенко (БПП) и вовсе получил 41 %. При этом на предыдущих местных выборах в Донбассе, как напоминает социолог Ирина Бекешкина, директор фонда Демократические инициативы, у ПР было 94 %. А в Луганской области — около 90 %. “Сейчас там разные политические силы. Пока они в меньшинстве, но они уже есть”,— констатирует эксперт.

Власть партии власти

Лидирующей политической силой в стране осталась Солидарность. Эта пропрезидентская партия представлена во всех облсоветах. По состоянию на вечер 28 октября (момент сдачи номера) она получила первые места по предварительным итогам выборов в 14 областях Украины и Киеве. Еще в четырех регионах партия показала второй результат.

Новый уровень

Самопоміч, еще недавно бывшая локальным политпроектом львовского мэра Андрея Садового, вышла за рамки Западной Украины после парламентских выборов 2014 года. Тогда она с высоким результатом попала в Верховную раду, проведя 26 депутатов и сформировав четвертую по численности фракцию.

Теперь детище Садового совершило марш-бросок и в регионы. По словам мэра Львова, Самопоміч прошла во все советы, в которых выдвигала кандидатов. Его команда теперь будет иметь представительство не только на западе Украины и в Киеве, но и, например, в местных советах Донбасса, Запорожье. А в Харькове партия, по итогам подсчета 98,5 % голосов, получила второе место после Відродження.

Серьезный бой кандидаты от Самопоміч дали конкурентам на выборах мэров Киева, Николаева и Кривого Рога. “Самопоміч воспринимается как новая партия, отличающаяся от других. Она использует непривычные средства агитации, опирается на местные общественные инициативы. Это обеспечило ей результат”,— считает Юрий Якименко, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова.

Деньги на борды

Местные выборы поставили финансовый рекорд: по оценкам Комитета избирателей Украины и интернет-издания Depo.ua, в гривневом эквиваленте они оказались затратнее для политиков, чем парламентская кампания 2014 года. На агитацию в нынешнем году партии потратили не менее 2 млрд грн ($90 млн), что на 200 млн грн больше, чем было на последних выборах в Раду.

По отношению к ВВП это почти в тысячу раз дороже, чем выборы в США, констатирует Андерс Аслунд, американский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council. Недавние парламентские выборы в Швеции, по его словам, стоили всего $12 млн, в Германии — $100 млн. “Украине стоит последовать примеру Европы: выборы здесь должны обходиться не больше $50 млн в целом”,— полагает эксперт.

Особенно отличился кандидат в мэры Киева Сергей Думчев и его партия Рух за реформи. За одну только наружную агитацию, по подсчетам экспертов, этот новоявленный политик выложил около 40 млн грн, а вся его кампания обошлась в 90–100 млн грн. Учитывая, что результат кандидата оказался ничтожно низким, эти деньги были выброшены на ветер. “30 тыс. грн — приблизительная цена одного голоса за Носорога [в партийной символике проекта Думчева используется стилизованное изображение носорога]. Рекорд. Можно было купить избирателю по смартфону”,— подсчитал Владимир Арьев, депутат от БПП.



Правые и радикальные

Результат партии Свобода оказался неожиданно высоким. После провала на парламентских выборах 2014‑го и нескольких громких скандалов с ее участием команда Олега Тягныбока все же обрела второе дыхание. Помимо Западной Украины, где позиции партии традиционно сильны, она показала неплохой результат в центре страны и Киеве.

Даже во Львове Свобода удивила: ее кандидат Руслан Кошулинский прошел во второй тур выборов мэра, не дав действующему градоначальнику Андрею Садовому получить победу сразу.
Такой тренд эксперты объясняют тем, что у партии не было конкурентов. В Радикальной партии Олега Ляшко избиратель разочаровался, особенно в больших городах. Правый сектор участвовать в выборах отказался. Ниша праворадикальных избирателей оказалась свободной.

Гонимых властями — а именно такой образ сейчас эксплуатирует Тягныбок и Ко — в Украине, по словам Алексея Голобуцкого, замдиректора Агентства моделирования ситуаций, любят. “Кроме того, идеологический электорат отличается от электората, который ведется на картинку: он ходит на выборы, голосует”,— резюмирует эксперт. При общей низкой явке эта особенность дала Свободе лишние очки.

Парад нереальных обещаний

К местным выборам многие партии отнеслись так, как будто речь шла о парламентской гонке: претенденты раздавали избирателям обещания, несовместимые с их возможным будущим статусом. Проведение судебной реформы, создание контрактной армии, снижение тарифов на энергоносители — это лишь некоторые примеры подобных агитационных воззваний. “Так проще: говорить о канализации и конкретных проблемах у нас никто не готов. А вот в глобальных вещах все эксперты”,— говорит Голобуцкий.

Но ставка сработала. “Люди выбрали не реальность, а грезы, на которых отлично сыграли некоторые партии”,— поясняет Ярослава Плошко, партнер компании CMS Group.

Креатив вокруг нас

Эти выборы аналитики называют наиболее креативными в истории Украины.

Если раньше политрекламу, по словам Александра Смирнова, креативного директора CMS Group, можно было охарактеризовать как “колхоз” и “облагороженный колхоз”, то местная кампания стала настоящим всплеском творчества. “Рождение политической сатиры, представленной Носорогом Думчева, плакатно-героические кампании [Борислава] Березы и [Сергея] Каплина, человечная кампания Самопомочі — свежие и живые явления, показывающие, что политика развивается”,— говорит эксперт рекламного рынка.

Он подчеркивает: речь идет не об эффективности, а лишь о формате подачи. Хотя основная масса, по словам Смирнова, все равно оказалась “унылым мейнстримом в стиле Оппоблока”. А шуточную кампанию кандидата в мэры Киева Гарика Корогодского он и вовсе назвал отвратительной. “Но в целом страна развивается, и это хорошо”,— добавляет эксперт.

Демократия на марше

Все опрошенные НВ эксперты сошлись во мнении: несмотря на некоторые проблемы, нынешние местные выборы стали намного демократичнее и честнее кампании 2010 года, проходившей во времена Виктора Януковича. “Нынешние выборы и те — это небо и земля”,— уверен политолог Алексей Гарань. Он указывает, что принципиально изменилась атмосфера в стране. Не было монопольного административного ресурса, который работал на какую‑то партию, как во времена правления Януковича и ПР. Да и правоохранительные органы вместе с СБУ не играли на стороне провластных кандидатов.

Материал выйдет в свежем №40 журнала НВ от 30 октября 2015 года.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: