26 июня 2017, понедельник

Главное - вернуться живым. Глава полиции раскрыл малоизвестные детали работы копов

Александр Фацевич практически не общается с прессой
Фото: Наталия Кравчук / НВ

Александр Фацевич практически не общается с прессой

В своем первом большом интервью для медиа Александр Фацевич, глава патрульной полиции Украины, рассказывает, чем в действительности занимается его служба, и объясняет, на каких преступлениях специализируются разные города
Глава патрульной полиции Украины Александр Фацевич практически не общается с прессой. “Не люблю публичности”,— признается руководитель самой публичной структуры МВД. Беседа с НВ стала первым большим интервью 29‑летнего майора со времени его прихода в патрульную службу — ту самую, с которой начались реформы МВД, одной из самых коррумпированных силовых структур страны.

Причем в течение своей недолгой службы в полиции Фацевич даже успел сделать карьеру: сначала он был назначен начальником Главного управления патрульной полиции города Киева, а теперь возглавил департамент патрульной полиции МВД Украины.

В полицию Фацевич попал, можно сказать, случайно. С детства мечтавший стать военным, он закончил факультет аэромобильных войск Одесского института сухопутных войск. Потом служил в 79‑й аэромобильной бригаде, а после увольнения преподавал в Волынском военном лицее. С началом событий в Донбассе пошел добровольцем защищать Украину — восстановиться в 79‑ю бригаду сразу не удалось.

В январе 2015‑го добровольческий батальон Свитязь под командованием Фацевича попал в окружение под Углегорском. С боем вырвавшись из окружения, добровольцы вывели за собой бойцов ВСУ. За эту операцию Фацевич получил орден За мужество третьей степени.

С НВ именитый полицейский встречается в здании патрульной полиции на окраине Киева. Первый этаж, где принимают граждан, отремонтирован, зато на втором, где работают сотрудники, стены обшарпаны, а в кабинете Фацевича к тому же очень холодно. Главный полицейский извиняется за то, что небрит: говорит, что из-за высокой загрузки ночевал сегодня в офисе. Во время беседы к нему то и дело заходят коллеги: секретаря, который мог бы их остановить, у главного полицейского страны нет.

— У вас усталый вид.

— Нормально, бывало и тяжелее. Меня, как мужчину и военного, мотивирует то, что на этом месте я могу что‑то сделать и увидеть конкретный результат.

И потом, когда видишь ребят-патрульных, как они “горят” работой, это мотивирует еще больше. По телевизору показывают только вершину айсберга — как улыбчивые полицейские делают селфи с горожанами, а то, сколько у полиции вызовов, насколько тяжелую работу они выполняют,— не показывают.

Все видели видео с Крещатика с таксистом, где девушке-патрульному руку ломали [речь о задержании на майдане Незалежности 16 сентября 2015 года водителя такси, который отказался убирать неправильно припаркованную машину и оказал сопротивление патрульным]. Крупный дядька, наверное, думал: ну, молодежь, я вам сейчас покажу. Показал. Задержали за злостное неповиновение, завезли в райотдел. И в итоге таксисты машины с Майдана убрали. Мы бы хотели добиваться результатов меньшей кровью — беседой, вежливостью, но пока не всегда выходит.

— Непривычно слышать это от силовика.

— А мы и не силовики! Наша главная функция — это общение с гражданами. Общение и защита.

— Почему вы решили работать в полиции, как принимали решение?

— После того как мой батальон вышел из окружения и нас наградили, позвонили из МВД, пригласили на собеседование с министром Арсеном Аваковым и замминистра Экой Згуладзе. Они и предложили мне поработать, правда, о должности тогда речь не шла.

Я тогда не сразу согласился. Всю жизнь видел себя только в армии. В добровольческий батальон МВД тоже шел воевать. В то же время мне хотелось быть полезным для государства. Поэтому, подумав, согласился и с марта учился у грузинских и американских коллег.

— Как вообще готовят человечных полицейских?

— Это небыстрый процесс. Большинство ребят пришли с желанием что‑то поменять. Но в то же время мы — часть этого общества, такие же, как все. У нас есть правило: относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Вот я хочу, чтобы ко мне в органах местного самоуправления относились по‑человечески, потому и сам стараюсь работать по этому принципу.

Для нас все равны и все люди. Даже у правонарушителя, применяя спецсредства, мы обязательно спросим: не давят ли вам наручники? Я не говорю, что все это делают идеально. Но мы стараемся.

— Есть такое мнение — если милиционерам платить такие же зарплаты, как и патрульным, выдать гаджеты и достаточно бензина, они будут так же работать. Как вы считаете, это так?

— У патрульных мотивации больше, и дело не в зарплате, а в желании помогать людям и навести в городе порядок. Не у всех милиционеров этот мотив есть. Конечно, когда есть обеспечение, то качество улучшается. Однако если нет мотивации, нет желания, эффективность этой работы будет невысока.

Есть много милиционеров, которые хорошо работают. Вот таким место в полиции. Не только в патрульной. Мы все ждем 7 ноября [вступает в силу закон о национальной полиции] и надеемся, что взаимодействие патрульной полиции с милицией станет более эффективным.


ПЕРВЫЙ, БЫСТРЫЙ: Менее чем за год 29-летний Александр Фацевич из командира добровольческого батальона стал и.о. главы департамента патрульной полиции Украины / Укринформ
ПЕРВЫЙ, БЫСТРЫЙ: Менее чем за год 29-летний Александр Фацевич из командира добровольческого батальона стал и.о. главы департамента патрульной полиции Украины / Укринформ


— Есть ли у патрульной полиции какое‑то расчетное время прибытия на место ДТП?

— Сейчас — 10 минут, но все зависит от загруженности города. И еще один фактор: не бывает случаев, когда экипаж свободен. В Киеве очень много вызовов по номеру 102 — 5 тыс. в день. Для сравнения: в Житомире — всего 150.

— В первый месяц работы патрульной полиции было 4 тыс. звонков, почему сейчас стало больше?

— До начала работы полиции было 1.800–2.000 звонков. За первый месяц произошел скачок в два раза. Я думаю, это показатель доверия, потому что в основном увеличилось количество звонков по административным правонарушениям: хулиганство, где‑то шумят и прочее.

Для нас важно, что появились звонки о случаях насилия в семье. Раньше не звонили, потому что милиция не приезжала. Сейчас патрульные приезжают, и все об этом знают. Соответственно, количество вызовов увеличилось.

— Количество ДТП в Киеве упало или увеличилось за три месяца работы патрульной полиции?

— За три месяца в Киеве произошло 10.000 ДТП. По сравнению с прошлым годом, рост на 30%. Это связано с тем, что каждый год количество транспорта у нас увеличивается. А в последнее время выросло особенно — из‑за событий на востоке страны и в Крыму. В Киев приехало много переселенцев. Потому я не думаю, что количество ДТП выросло из‑за недоработок патруля.

— Есть ли случаи взяточничества среди патрульных?

Просто так в человека не выстрелишь. Это очень сложно, говорю вам как воевавший

— Мне таксисты часто говорят: патрульные взяли деньги. Но ни одной фотографии, ни одного видео нет, спросишь номер машины — не помнят. Если бы у нас хоть один патрульный взял деньги, что — не сняли бы его? Если вы столкнулись с таким случаем, называйте номер машины или время и район, снимайте видео, будем разбираться.

Конечно, есть случаи. Например, в Одессе, где полицейского уволили за то, что взял “благодарность”. Или случай, когда полицейский пытался продать шлем, который забрал на месте ДТП. Мы сейчас разбираемся с этим.

Но это единицы из 5 тыс. человек по всей Украине. И самое интересное, что в обоих случаях нарушителей привели сами патрульные, их коллеги. Это нормально. Коллектив отторгает тех, кто ему не нужен.

— Какие недостатки украинской патрульной службы вы выявили за три месяца ее работы?

— Личная безопасность. Главная задача патрульного — вернуться живым. Мы обеспечиваем безопасность граждан и помогаем, но если патрульный не может сам себя защитить — это большой риск для всей системы. Поэтому мы продолжаем обучать патрульных, как общаться с агрессивно настроенными людьми, держать дистанцию.

Есть и проблемы с оформлением протоколов, пока с этим не все справляются хорошо. Процент бывших сотрудников ГАИ среди полицейских очень низкий, учатся все уже по мере работы.

Еще ребята пока путаются в статьях. Но все узнать невозможно, тем более за такой короткий период времени! Стараемся эти недостатки исправлять и компенсировать своим отношением к людям.

— Да, на работу патрульных есть жалобы.

— Идет много негатива. Но я всегда спрашиваю: почему юристы не пошли в полицию? Они есть, но их мало. Или, например, полицейских обвиняют в нарушениях правил дорожного движения, но у меня же не стояли в очереди водители с большим стажем вождения.

В Киеве заявки подали 36 тыс. человек, из них выбрали лучших. У некоторых просто есть водительское удостоверение, а стаж вождения не очень большой. А все, кто критикует, почему сами не пошли в полицию? Если считаете, что разбираетесь лучше, почему вас нет среди нас?

— Вы проводите дополнительное обучение патрульных по проблемным вопросам?

— Конечно, первоначальной подготовки 2,5 месяца недостаточно даже при хорошей интенсивности.

— Были ли уже случаи применения патрульными огнестрельного оружия?

— По людям — нет. В воздух стреляли при задержании, однажды пришлось стрелять в собаку. В основном применяли оружие для предупреждения. Была ситуация, когда на патрульных пыталась напасть группа людей, один из них достал пистолет, выстрелил в воздух. Помогло.

И вообще, просто так в человека не выстрелишь. Это очень сложно, говорю вам как воевавший.

В США применение патрульными огнестрельного оружия доведено до автоматизма. Мы к этому тоже идем.

— Отличается ли работа патрульной службы в разных городах?

— В Киеве правонарушений гораздо больше, даже учитывая размеры города. Во Львове и в Одессе, вместе взятых, количество правонарушений меньше раз в десять, чем в Киеве.

Да и специфика преступлений разная. Во Львове водители любят ездить, выпив. В Одессе такого меньше, но там больше уличных грабежей. А вот во Львове больше краж, чем в Одессе. В Киеве все это вместе и в гораздо больших количествах.

Мы, учитывая это, думаем о ротации полицейских. Ребятам из других городов полезно приехать в Киев на стажировку, здесь действительно много сложной работы, и на местах им потом будет легче. Ну а наших киевских полицейских нужно отправлять в меньшие города — и отдохнут, и опытом обменяются.

Материал опубликован в НВ №39 от 23 октября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: