26 сентября 2016, понедельник

Феномен LifeNews: против Украины работает одна из самых циничных и эффективных машин по добыванию информации

Кадр телеканала LifeNews
LifeNews

Кадр телеканала LifeNews

Помимо боевиков, Россия применила в Донбассе куда более тяжелое оружие – флагмана российской пропаганды, телеканал LifeNews

Российский телеканал LifeNews, входящий в медиахолдинг Ньюс медиа, 23 июля объявил о вознаграждении в $ 100 тыс. любому диспетчеру Украэроруха, который поможет установить причины крушения малазийского Боинга. По данным телеканала, СБУ строго-настрого запретила диспетчерам говорить об этом инциденте с кем-либо, опасаясь, что российские спецслужбы могут вытянуть из небесных поводырей нежелательную для Украины информацию. 

Многие украинцы восприняли объявление LifeNews в качестве курьеза: дескать, оказавшись в отчаянной ситуации, Москва даже этих фантазеров бросила на поиски доказательств причастности Украины к уничтожению самолета. На самом деле ситуация очень серьезная: LifeNews – не просто один из пропагандистских инструментов Кремля, а нечто большее. В некотором смысле – это венец эволюции нынешней российской системы, наиболее эффективное и совершенное ее порождение, сочетающее в себе все ее самые сильные черты.

Арам Габрелянов, создавший LifeNews, – в высшей степени незаурядный человек, блестящий медиа-менеджер, доказавший своей работой, что может вывести в лидеры рынка практически любое СМИ. Первый же его опыт работы главным редактором увенчался ошеломляющим триумфом. В начале 1990-х под его руководством захолустная газета Ульяновский комсомолец (позднее – Голос молодежи) за пару лет увеличила свой тираж в 20(!) с лишним раз – девяти до 210 тысяч экземпляров.

Габрелянову удалось достичь невероятного для российской провинции успеха благодаря методам, позднее перенесенным в Москву: использованию широкой сети платных информаторов, а также не слишком большой щепетильностью в подборе тем и заголовков. На заре российского капитализма весь Ульяновск с упоением зачитывался леденящими кровь статьями “Скотный двор на костях сказочника”, “Свастика на рублях” и им подобными. Медиа-бизнес Габрелянова начал стремительно расти: в него вошел ряд газет Поволжья, Сибири и, наконец, Санкт-Петербурга. Все эти издания неизменно становились популярными.

Причем секрета своего успеха Габрелянов не скрывал и не скрывает. В общих словах рецепт таков: ориентация на эксклюзив, потребности массового, а не элитарного читателя, максимальная оперативность при работе с материалом и тщательный подбор сотрудников. Последнее – особенно серьезно: по отзывам сотрудников, на работу в издания Габрелянова берут лишь тех, кому по-настоящему интересно добывать информацию, кто расшибется в лепешку, но достанет эксклюзив, не брезгуя никакими методами. Еще один немаловажный момент – умение Габрелянова всегда находить общий язык с властями и крупным бизнесом. По его мнению, утверждение, что только оппозиционное СМИ может быть популярным – глупость. 

В начале 2000-х годов Габрелянов применил все перечисленные методы работы для покорения российской столицы. Запущенная им газета Жизнь стала почти полной копией британского таблоида The Sun – и по дизайну, и по верстке, и по содержанию: светские скандалы, кровавые подробности преступлений, фотографии из душевых и спален известных людей. Газета стремительно вошла в пятерку самых читаемых в России. Но это было лишь начало большого пути.

После многочисленных изменений в формате изданий, структуре собственности и коллективах в 2008 году под был запущен портал Life.ru, который, по замыслу создателей, должен был стать самым популярным новостным интернет-ресурсом страны. Заявленная цель достигнута так и не была, поскольку в интернете новости все-таки черпает не привычная Габрелянову “серединная” аудитория, а люди более продвинутых взглядов, для которых стиль его СМИ неприемлем.

Однако Life.ru (и позднее вылупившийся из него LifeNews) свою нишу обрел. Он стал главным порталом страны по распространению так называемых “жареных” видеоматериалов с мест аварий, преступлений, терактов и тому подобного. Журналисты портала приобрели широкую известность тем, что для получения искомых материалов использовали любые, часто даже сомнительные методы. Известные люди стали шарахаться от сантехников, медсестер, таксистов и любых случайных знакомых, небезосновательно подозревая в них вездесущих лайфньюсовцев. Кроме того, на сайте был запущен сервис, с помощью которого любой человек, снявший эксклюзивное видео, за определенную сумму мог продать ролик и права на него LifeNews. Благодаря этому ролики с мест терактов на сайте LifeNews появлялись раньше, чем другие ресурсы – только лишь сообщали о том же происшествии.

Логичным развитием этой тенденции стало появление в 2013 году одноименного телеканала. Этот актив стал одновременно “главным калибром” и “бриллиантом в короне” медиахолдинга Ньюс медиа, объединившим СМИ под управлением Габрелянова. Генеральным директором телеканала стал его сын Ашот.

Хотя кабельный LifeNews не обладает охватом главных конкурентов – Первого, России-1 и НТВ, он быстро набрал популярность: его аудитория черпает новости, в основном из телевизора – такой формат ей привычнее и удобнее. Кроме того, LifeNews работает намного более оперативно и жестко, чем неповоротливые государственные конкуренты. Репортеры LifeNews с энтузиазмом роют землю в поисках новостей. Издержками такого медиапроизводства стало то, что нередко сообщаемая телеканалом информация оказывается слухами или домыслами в исполнении странных “очевидцев” или безымянных “источников”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТОП-20 СЛУЧАЕВ ВОПИЮЩЕЙ ЛЖИ РОССИЙСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

Это, впрочем, руководcтво телеканала ничуть не смущает. Как говорил сам Габрелянов, журналистика для него – лишь бизнес, а новости – товар. Если продается, то и хорошо. А продается продукт LifeNews замечательно: целевая аудитория – скучающий средний (во всех смыслах) класс – с удовольствием потребляет видео-версии небылиц в стиле “Свастики на рублях” (теперь, правда, “на гривнах”) и сладко ежится от созерцания разного рода ужасов, войн и катастроф.

Несмотря на скандальную репутацию, LifeNews прекрасно себя чувствует, поскольку никогда не отваживается “посягать на святое”. Президент РФ и все, что к нему относится, для телеканала – вне критики. Возможно, это связано с тем, что в числе собственников Ньюс Медиа, по данным газеты Коммерсантъ, есть структуры близких друзей Владимира Путина – Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука. Трудно назвать людей, которые в России были бы более влиятельными, чем они.

Высокие покровители, блестящий менеджмент, жесткий, лишенный сантиментов подход к организации дела, гигантская сеть осведомителей и агентов, хваткие сотрудники с гибкими принципами, а также святая вера в безгрешность Путина – все это делает из LifeNews идеальную информационно-пропагандистскую машину. У государственных конкурентов нет сумасшедшей энергии Габрелянова, у частных – его знакомств и возможностей. Весьма циничная система сбора информации сделала бы честь любой спецслужбе мира. LifeNews платит любому желающему быстрые и хорошие деньги за интересную изданию информацию. А деньги нужны всем и всегда.

Если LifeNews заинтересовался украинскими диспетчерами, то можно почти не сомневаться – так или иначе он свое получит. Сотрудникам СБУ, если они действительно пытаются не допустить разглашения информации о полете малазийского Боинга, не позавидуешь. Против них сейчас будут работать не банальные российские разведчики, а одна из самых циничных, злых и эффективных машин по добыванию информации на постсоветском пространстве. А может быть, и в мире.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: