24 июля 2016, воскресенье

День памяти: как в 1944 году СССР в одночасье вывез из Крыма целый народ

Бригада сосланных крымских татар на лесоповале в Марийской АССР, 1950 год.
Фото предоставлено специальной комиссией Курултая по изучению геноцида крымско-татарского народа

Бригада сосланных крымских татар на лесоповале в Марийской АССР, 1950 год.

18 мая, в День памяти и скорби по случаю депортации крымских татар, НВ вспоминает, как советские власти вывезли крымских татар. За годы ссылки в Средней Азии половина вывезенных погибли

Cемь десятков лет назад, 18 мая 1944 года, советские власти провели масштабную операцию по депортации крымских татар в Среднюю Азию, Марийскую АССР, на Урал. Целый народ обвинили в сотрудничестве с немецкими оккупантами. С захватом полуострова Российской Федерацией крымских татар вновь стали обвинять в сотрудничестве с "чужой" властью - на этот раз киевской. Это произошло еще при жизни того поколения коренного народа полуострова, которое помнит саму депортацию. О том, что пережили и какие воспоминания передадут своим потомкам, рассказывают участники тех событий.

Жизнь до депортации

До Второй мировой войны на территории Крыма проживало 218 тыс. татар. Они составляли пятую часть населения полуострова, уступая в численности русским.

Рассказывает Фатма Якубова, 1930 г. р., Бахчисарай:

Мы жили в собственном двухэтажном доме с двором в семь соток, в котором росли сливы и груши. На наш розовый цветник засматривались прохожие. Когда советские войска в 1944-м освободили Крым, всем выделили по гектару земли за городом. Мы засеяли свой пай пшеницей, и там были хорошие всходы. 17 мая, накануне депортации, мы с сестрой ходили смотреть на этот участок.

Абилькерим Велиляев,
1934 г. р., село Баши (сейчас Головановка) Карасубазарского района:

В начале апреля 1944-го мы встречали освободителей с цветами. Как-то в наш дом зашли несколько солдат. Их командир пошатывался и требовал водки. Отец пытался объяснить, что для мусульман это грех, поэтому водки в доме нет. Обозленный "освободитель", достав из кобуры пистолет, засунул дуло отцу в рот и приказал подчиненным обыскать дом.

К счастью, в этот момент кто-то из соседей принес бутылку водки. Офицер, наполнив стакан, осушил его залпом. Через несколько минут он даже голову не смог поднять со стола. Вошел какой-то начальник и приказал: "Уведите эту свинью куда следует!"

15 минут на сборы

В освобожденном Крыму органы НКВД установили, что около 20 тыс. татарских мужчин в 1941–1944 годах состояли в отрядах самообороны, которые якобы вооружали немцы для борьбы с советскими партизанами. Хотя последние действовали по отношению к татарским крестьянам по-бандитски, самооборону крымских татар обвинили в коллаборационизме.

Розиле Меметова, 1936 г. р., село Корбек Алуштинского района:

В начале мая 1944-го люди в темной армейской одежде ходили по домам и что-то расспрашивали. Все на радостях, что скоро вернутся с фронта сыновья и мужья, угощали их, чем могли. Никому и в голову не приходило, что сделают с нами через несколько дней.

18 мая раздался громкий стук в дверь, затем вошли два солдата с автоматами и скомандовали: "Скорее выходите из дома, вы предатели, и вас высылают". Мама растерялась, сказала: "Если я предатель, вот я и мои дети, расстреляйте нас! Их отца расстреляли фашисты, а вы - нас!" Все, что мама успела собрать из вещей и продуктов, пришлось бросить по дороге к месту сбора, так как надо было идти около 3 км, а у мамы на руках была маленькая сестренка.

На станцию в Симферополе нас привезли уже ночью. Погрузили в вагоны для скота - в нашем было человек 60. Однажды, когда поезд остановился, мама возле вагона поставила на два кирпича кастрюлю и попыталась сварить нам что-то вроде каши из муки. Подошла женщина-железнодорожница с автоматом, пнула кастрюлю и выругалась матом. Мама подняла кастрюлю и ударила ею обидчицу. Подоспели другие рабочие железной дороги и напали на маму. Из вагонов выскочили наши люди, завязалась драка.

Рукие Мамутова, 1926 г. р., село Кызылташ Ялтинского района:

Ночью постучали в дверь. На пороге стоял офицер. Он развернул бумагу и прочитал, что за содействие оккупантам и предательство советской власти нас переселяют на другое место жительства. На сборы дали 15 минут. Мама взяла два одеяла, ведро, кастрюлю, таз. О продуктах даже не подумали. В это время солдаты штыками прокалывали все наши матрацы.
Нас погнали в центр. Брат Ремзи ускользнул от конвоиров и побежал домой, чтобы взять хоть что-то из продуктов, но там наткнулся на солдат, которые играли в футбол оставшейся домашней утварью. Тогда он на мельнице набрал немного кукурузы и пшеницы. Это и спасло нас от голодной смерти в дороге, так как в дороге нас кормили всего два раза: первый раз в начале пути - соленой рыбой, второй раз уже в Казахстане - бульоном не то из верблюжьих, не то из лошадиных ребер.

Джафер Эмиралиев, 1932 г. р., село Юхары-Каралез Куйбышевского района:

В вагоне, в котором нас везли, не было никаких условий. Туалет сделали сами: в уголке вагона пробили дырку в полу и загородили тряпичным лоскутом. Сами добывали воду на редких остановках. На них же из нескольких кирпичей быстро сооружали очаг, готовили еду из припасов, которые смогли взять с собой. Гудок паровоза - и все бегут с полусырой едой, на ходу запрыгивая в вагоны.

Мелия Османова, 1937 г. р., село Дуванкой Бахчисарайского района:

В начале мая отец вернулся домой с войны, на которой потерял ногу. Он передвигался при помощи самодельного костыля. 18 мая к нам пришли не сразу. Папа все время кричал солдатам: "А когда к нам придете?" Русский односельчанин Семен Семенович шел мимо и через забор крикнул: "Якуб, вас в Среднюю Азию увозят, берите продукты". Наша семья сама пошла на немецкое кладбище, куда всех сгоняли.

Сервер Аметов, 1932 г. р., Ялта:

В дороге из-за отсутствия туалета ходили под вагоны на остановках. Маму нашей снохи насмерть задавил поезд - не успела выйти из-под тронувшегося состава.
Утром на каждой станции конвоиры спрашивали: "Умершие есть?" За время пути в нашем вагоне скончались старушка и старик, их просто сняли и оставили на платформе. Что с ними было дальше, как хоронили, никто не знает.

На станции Каттакурган Самаркандской области, когда мы вышли из вагона, нас построили, раздели и отправили на дезинфекцию. Голых стариков, женщин и детей загнали в одну баню мыться.

Новый быт

Постановлением Государственного комитета обороны каждой выселенной татарской семье разрешалось взять до 500 кг имущества. Однако в 67 выделенных для перевозки крымчан эшелонах едва поместились сами люди с минимумом вещей. Крымских татар вывезли в глухие селения Узбекистана, Казахстана и Киргизии. До 1953 года для выселенных существовал комендантский час. Школы для детей были только на русском или на языке республики, в которой они проживали.

Крымским татарам нельзя было покидать свои дома далее чем на 3 км. Даже для визита к врачу в соседнее село необходимо было специальное разрешение. В таких условиях в первые ссыльные годы погибло 46,2% всех вывезенных из Крыма людей.

Джафер Эмиралиев:

В Митане, под Самаркандом, мы попали к одинокому старику-узбеку, который очень сочувственно отнесся к нам. Он запретил пить нам сырую воду из арыков. У себя на родине мы пили чистую воду из источников, а в Узбекистане жара заставляла нас утолять жажду из любых источников. Кишечные заболевания унесли множество жизней.

В 1944 году осенью после укола против малярии умерла моя сестренка Шерифзаде. Ее похоронили на сельском кладбище, а на следующий день увидели, что ее могила разрыта и труп съели шакалы.

Весной 1945 года председатель колхоза узбек Касым Тавлык вызвал глав наших семей и заявил, что каждой выдается ссуда от государства. Сумму не назвал. Предложил пойти на рынок и купить на эти деньги коров. За нашу корову мы платили пять лет. В 1947 году СССР провел денежную реформу, и мы были вынуждены выплачивать ссуду уже в десятикратном размере. Все строилось на обмане.

Рукие Мамутова:

На станции Беговат Ташкентской области нас поселили в землянку без окон и дверей, которая находилась в десяти шагах от железной дороги. До нас там жили немецкие пленные, которые, не выдержав тяжелых условий, объявили голодовку и умерли. Семь семей селили в одну землянку. Однажды мама вышла за водой, но русская женщина, из рабочих цементного завода, схватила ее ведро и выбросила. Кричала, что для предателей нет воды.

Меня направили на гравийный завод грузить лопатой на вагоны осыпавшийся гравий и песок. Однажды, не выдержав холода, мы с подругой ушли с работы на два часа раньше. За нарушение трудовой дисциплины нас судили в заводской столовой. Пришли представители органов, выставили перед всеми рабочими и присудили удерживать из зарплаты по 25% на протяжении шести месяцев. На мне тогда была юбка из одеяла, которой я ночью укрывалась, тонкая мамина кофточка, а на ногах - рваные ботинки 42-го размера, оставшиеся в землянке от умерших немцев.

Все попытки крымских татар в советское время вернуться на родину, были безуспешны. Массово они начали переселяться в Крым начиная с 1989 года. С 1991-го в Крыму регулярно избирается Курултай, национальный парламент, и назначается Меджлис - крымско-татарское правительство. Сейчас на полуострове проживает около 250 тыс. представителей этого народа.

Воспоминания предоставлены специальной комиссией Курултая по изучению геноцида крымско-татарского народа.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: