4 декабря 2016, воскресенье

Киев управляется не по правилам. Экс-глава Вильнюса рассказал, как построить в столице Украины Европу

Мэр должен быть хорошо образован. Хорошо, если занимая пост городского главы, этот человек к тому времени уже успел создать собственную жизнь
Artūras Zuokas via Facebook

Мэр должен быть хорошо образован. Хорошо, если занимая пост городского главы, этот человек к тому времени уже успел создать собственную жизнь

Бывший глава литовской столицы Артурас Зуокас объясняет, почему в Вильнюсе штрафуют за подаяние нищим, как ему удалось пересадить всех жителей города на Mercedes и Volvo и учит, как это сделать в Киеве

Бывший мэр Вильнюса Артурас Зуокас вполне может претендовать на звание самого креативного градоначальника. В августе 2011 года он прославился своими нестандартными методами борьбы с неправильной парковкой в городе. Он сел в БТР и переехал припаркованный на велосипедной дорожке автомобиль. Его трижды избирали мэром Вильнюса: в 2000-м, 2003-м и 2011-м.

Зуокас – заядлый велосипедист. Среди его мэрских достижений – реформирование сети общественного транспорта в Вильнюсе, запуск городской сети проката велосипедов.

Бывший мэр Вильнюса в последнее время часто бывает в Украине. В конце ноября его приглашали рассказать о том, как построить "правильный город", молодым политикам на конференции Украинской школы политических студий

НВ встретилось с Зуокасом, чтобы расспросить, каким должен быть настоящий мэр европейской столицы.

- Какой мэр нужен Киеву? Хозяйственник или политик?

- Я часто слышал этот вопрос в последнее время в Украине. Я думаю, мэр должен иметь много качеств. На его плечах лежит большая ответственность. Как правило, мэр ответственен за целый ряд инстанций, начиная с больниц, где рождается новый житель города, и заканчивая кладбищем. То есть, цикл всей человеческой жизни – это ответственность мэра.

Я всегда смотрю с улыбкой на те примеры, когда мэр хвастается, что ремонтирует дыры на дорогах. Для меня это то же самое, как хвастаться, что я чищу зубы по утрам

Поэтому, мэр должен быть хорошо образован. Он должен понимать много, иметь реальный опыт управления. Хорошо, если к этому времени человек уже создал собственную жизнь. Если у него есть навыки или знания из того же самого частного бизнеса, если он руководил предприятиями или какими-то большими коллективами, и, конечно, если у него есть знания по планировке города, по архитектуре.

Я сам по призванию журналист, но я быстро учился. Поэтому могу сказать, что хозяйственник – это хорошо, но этого не хватает, чтобы город был успешным. Я всегда смотрю с улыбкой на те примеры, когда мэр хвастается, что ремонтирует дыры на дорогах. Для меня это то же самое, как хвастаться, что я чищу зубы по утрам. Это гигиена города. Этим не нужно хвалиться, это просто норма.

Лидер города должен продвигать город вперед. Я всегда рад был, когда спрашивают: "Какое ваше самое большое достижение?" Я никогда не называю, что мое достижение то, что мы построили объездную дорогу или мост. Я всегда говорю: мое самое большое достижение в период мэрства, это то, что жители города, по данным Евростата, были самыми оптимистичными людьми в Европе. То есть, 90% населения Вильнюса смотрели на будущее позитивно и оптимистически. Если человек оптимист, он сам все сделает. Самое главное, чтобы власть не мешала.

- Наши политики из года в год постоянно говорят, что на кардинальные перемены не хватает денег в бюджете. Можете поделиться секретами, как сэкономить где-то, как рационально использовать финансы?

- Денег всегда не хватает. Конечно, все реформы легко делать, если бы было достаточно денег. Но так в реальной жизни не бывает. Те, кто говорит, что невозможно ничего делать ввиду нехватки денег, на самом деле, просто не знают, что делать. Они не готовы к этому и просто ищут оправдание.


Экс-мэр Вильнюса - заядлый велосипедист. Это одна из причин, сподвигших его реформировать транспортную систему и бороться с хаотичной парковкой авто. Artūras Zuokas via Facebook
Экс-мэр Вильнюса - заядлый велосипедист. Это одна из причин, сподвигших его реформировать транспортную систему и бороться с хаотичной парковкой авто. Artūras Zuokas via Facebook


Всегда можно делать правильные дела. Как правило, они не стоят много. В принципе, так в любом городе, неважно, это Киев, Вильнюс или другой. Чтобы не было игры с правилами, а играли по правилам, денег не нужно. Для этого нужно только понятие и четкое признание, что именно это городское правило, которое мы должны соблюдать.

Когда сама администрация работает правильно, когда есть доверие инвесторов, кредиторов, можно разговаривать, получать деньги на большие проекты для улучшения инфраструктуры.

В каждом городе, если нормально посмотреть, можно найти много ресурсов, которые просто тратятся зря. Нужно управлять своими ресурсами грамотно.

Ситуация в Литве и в Украине очень похожи. Чересчур много решений принимает центральная власть. И в этом уровень свободы самоуправления в Украине и в Литве сильно отличается от той же самой Польши. Польша – хороший пример, каким должно быть самоуправление, где есть четкие правила, их не может нарушать центральная власть. Сколько доходов, которые собираются в городе, принадлежат городу. И это уже не зависит от решения правительства или парламента.

- У нас в Киеве один из самых долгоиграющих проектов – это попытки построить метро на левобережный массив Троещина. Между прочим, один из самых густонаселенных в Киеве. И инвесторы иностранные вроде бы соглашались деньги вложить, но все никак. Какую альтернативу вы бы могли предложить, чтобы вопрос решился?

- Конкретно этого проекта я не знаю. Но понимаю – проекты метрополитена очень дорогостоящие.

Я думаю, нехватка денег для этого проекта связана с более широким кругом проблем. Первое – это эффективность общественного транспорта, цена на билеты. Потому что жители Киева должны знать, что они, по сравнению с другими странами, очень мало тратят на общественный транспорт.

И это тупик. Доходы от билетов маленькие. Общественный транспорт сильно убыточный. Он должен иметь субсидии, как и везде. Везде общественный транспорт получает субсидии с городского бюджета, но зависит от размера, насколько этот бюджет большой.

Основная проблема Киева - то, что город управляется не по правилам, а играя с правилами

Поэтому, чтобы получить деньги на метрополитен, вам надо всю систему общественного транспорта пересмотреть. Один билет, четкое планирование маршрутов, чтобы не разъезжали полупустые автобусы. Решить вопрос так называемых микрушек [маршрутные такси], которые забирают у общественного транспорта верхнюю часть прибыли, а общественному транспорту приносят только убытки. То есть к этому нужно подойти систематично. И только тогда, когда уже будет сделана последняя реформа, можно реально иметь деньги и на метро.

В некоторых странах Европы: во Франции, в Испании, также и в Англии, хорошо используется общение частного и городского капиталов. Это когда ту часть денег, которой не хватает, инвестирует частный партнер, и он оперирует системой. Таким образом можно привлекать инвесторов и для проектов метро.

- Вы ездили в общественном транспорте в Киеве? По качеству с литовским можете сравнить?

- Ездил на автобусах, на микрушках, только метро не попробовал.

У нас в Вильнюсе тоже нужны большие инвестиции в общественный транспорт. Нам тоже всегда не хватало, но за последние лет 7 мы модернизировали половину общественного транспорта.

Несколько лет назад мы делали очень большую реформу общественного транспорта. Убрали микрушки, точнее они остались, они только подвозят клиентов до тех пересадочных мест, где уже идут городские автобусы. У нас действует система одного билета. По нему вы можете ехать и на автобусе, и на троллейбусе, и на любом виде другого транспорта. Также отдан четкий приоритет общественному транспорту. Везде, где можно, есть отдельные полосы, чтобы те люди, которые пользуются общественным транспортом, не стояли в пробках.

Мы купили полсотни новых автобусов. Как правило, покупая новый автобус, сразу выдвигали требования – низкопольный, двойное стекло, кондиционер, обогрев, экология. И чтобы это был качественный автобус, даже стараемся, чтобы бренд был Mercedes или Volvo, хотя по конкурсу это не так просто. Почему? А чтобы вы могли, приезжая на работу, сказать: "Я приехал на мерседесе". Не важно, что это автобус, но вы приехали на мерседесе. Эти вещи тоже важны для имиджа общественного транспорта.

- Не могу не спросить про вашу борьбу с незаконной парковкой. Это была чья-то машина или это было подстроено для картинки? Как это происходило?

- Мы оплатили себестоимость того мерседеса.

Решились на этот проект, ведь парковка – очень важный элемент порядка в городе. Если люди ставят машины, как им задумалось, это показывает, что человек не думает о других, только о себе. Это чистый пример высшего эгоизма в городе. А в городе не может быть эгоистов.

Если вы будете думать сначала о другом, а уж потом – о себе, город станет хорошим для всех, кто в нем живет. Я вижу проблему парковки в Киеве. Даже сразу сужу по городу: если машина стоит на тротуаре, пешеходы должны обходить ее, как по зигзагу, значит, в этом городе что-то не то. Не может быть машина превыше человека.

Если машина стоит на тротуаре, пешеходы должны обходить ее, как по зигзагу, значит, в этом городе что-то не то. Не может быть машина превыше человека

Каким образом изменить это? Стандартный путь – брать полицию, выписывать штрафы. Это занимает много времени и стоит много денег. Я всегда говорю, что жители города реально хорошие люди, только они забывают о правилах.

У меня много примеров того, как мы стараемся донести правила до людей эффективно, используя такие социальные провокации, как бронетранспортер, которым переехали неправильно стоявший мерседес. Еще и на велосипедной дорожке. Таким образом, я достиг того, что все об этом говорили несколько лет. Все поняли, что ставить машину на тротуаре, на велосипедной дорожке нельзя. И те люди, которые подзабыли правила и даже об этом не задумывались, стали к этому присматриваться.

- Так это все-таки случайный был Мерседес?

- Пусть это будет наш секрет.

- В каких случаях вообще стоит прибегать к таким радикальным способам работы?

- Сегодня коммуникация – очень важный элемент в проблеме города, так как информации много. Как сделать, чтобы человек вас услышал? Сначала надо стараться объяснить правила и доказать, что если мы все придерживаемся этой социальной нормы, если мы признали это важной социальной нормой – не парковать автомобиль неправильно, это уже хорошо. Поэтому нынешние власти должны быть очень креативными, как донести социальную норму до людей.

Еще пример. Я вижу, у вас в городе много людей на улицах просят денег, хотя многие из них не являются теми, кто мог бы претендовать на соцпомощь. Даже во времена Великого Литовского княжества, если кто-то захотел собирать публично деньги на улицах, они должны получить разрешение в городской Ратуши. Им тогда давали специальную коробку с печатью. Что значило, что этот человек имеет какие-то проблемы и ему можно жертвовать деньги.


В 2011-м Зуокас сел в БТР и переехал стоявший на велодорожке автомобиль. Фото: Artūras Zuokas via Facebook
В 2011-м Зуокас сел в БТР и переехал стоявший на велодорожке автомобиль. Фото: Artūras Zuokas via Facebook


Мы в горсовете приняли такой закон. Если вы приезжаете в Вильнюс и будете давать деньги просящему на улице, вас оштрафуют. Глупо выглядит. Почему? Вы же делаете хорошее дело.

Но мы специально приняли такой закон, чтобы создать очередную социальную провокацию в городе, чтобы все начали говорить, что, если вы даете денег тому, кто на коленях сидит на улице, то он там и останется. Не давайте наличных денег – вы этим не помогаете. В Вильнюсе наличные деньги давать тому, кто просит денег, нельзя. Получите штраф. Лучше дайте свои деньги общественным организациям. Они помогут этим людям реально встать на ноги.

Это второй пример, как подойти креативно к коммуникации с жителями, чтобы достичь результата и преподнести социальную норму, которая была бы важна для всего города.

- Чего еще Киеву не хватает, чтобы стать европейским городом?

- Киев – хороший город. Он уже европейский, но, насколько понимаю, общаясь с жителями города, с общественными организациями, с политиками Киева, основная проблема – это администрация города, коррупция и то, что город управляется не по правилам, а играя с правилами. И в этом четкая ответственность мэра и горсовета.

Чтобы принять нужные документы планирования, чтобы каждый знал, что можно строить, где и как – для всего этого не нужны деньги. Должны быть четкие документы планирования города на долгое будущее, которые не мог бы изменить ни мэр, ни какой-то чиновник в кабинетах администрации.

Неэффективность администрации, ее закрытость и коррупция, думаю, сейчас одни из важнейших проблем, которые отделяют Киев от европейских столиц.

Дальше – мы говорили об этих соцнормах. Парковка, выпивание в публичных местах. Как люди смотрят на город? Либо они смотрят на него, как на свою собственность, ею занимаются, присматривают за ней. Либо как пользователи. Нужно сделать так, чтобы смотрели как на собственность. Чтобы понимали, что город принадлежит им, а не чиновникам.

- А как бороться с коррупцией?

- Самое главное, как я говорил, это четкое планирование города, чтобы определенный чиновник не имел права что-то изменять и делать исключения из общих правил. Когда все документы будут утверждаться на уровне городского совета, громады, после обсуждения жителями города, чиновнику или мэру будет сложно что-то сделать. Сразу будет видно, что это нарушение закона.

Дальше – открытость. Все документы, которые существуют, должны быть доступны жителям города, чтобы люди могли сами контролировать администрацию города и сравнивать разные решения или разные закупки, которые делаются для нужд города.

Стараемся, чтобы бренд автобусов в городе был Mercedes или Volvo, хотя по конкурсу это не так просто. Чтобы вы могли, приезжая на работу, сказать: "Я приехал на мерседесе". Не важно, что это автобус

Еще одно: к управлению городом нужно привлекать как можно больше жителей. Сделать так, чтобы это с ними городская власть советовалась, обсуждала принимаемые вопросы и решения для города. Чтобы это им объясняла власть, почему это делается. И последнее, сначала сами власти должны показать личный пример открытости, хорошего поведения, борьбы с коррупцией. Для этого нужно использовать систему e-government.

У нас в Вильнюсе, если вы попросите какую-то копию документа у жителя, это уже будет считаться бюрократией. Все документы есть в самоуправлении или в разных подразделениях правительства в электронном виде. То есть, не надо просить, чтобы каждый раз житель приносил копию паспорта, копию покупки квартиры и так далее. Так бюрократия сразу снижается, все обслуживается как можно быстрее, даже по интернету.

Когда я был мэром, я требовал, чтобы, скажем, разрешение для деятельности кафе или ресторана привозили наши работники администрации прямо предпринимателю и отдавали в руки. Чтобы чиновник не чувствовал себя самым важным в этом процессе.

Та же система – с документами. Если вы приходите в госструктуру в городе, то получаете определенный номер и можете в реальном времени следить, где находится в определенное время ваш запрос. Можете видеть, какой чиновник и в каком органе самоуправления решает ваш вопрос. Ему дано время. Три дня, скажем. Если в четвертый день эта бумага у него еще, все, сразу красная лампочка горит.

- У нас происходит показательная люстрация, людей меняют, и киевляне, может, и не против бороться вот так с коррупцией. Но в каждом ведомстве остаются люди, заинтересованные в коррупции, в бюрократии. Они тормозят процесс. Что с ними делать?

- Я сказал бы, что нет плохих работников. Первый раз, когда я стал мэром, я тоже сделал большую реорганизацию в администрации. Мы сократили примерно 30% работников в администрации города. Перешли на обслуживание всех документов в электронном виде.

Если вы четко знаете, как мэр города, чего вы хотите добиться, вы четко формулируете поручения, контролируете их, любой чиновник под это подстроится, любой работник администрации будет работать. А если есть четкие параметры исполнения работы во времени и по качеству, сразу видите, человек работает или нет. Если нет – простите, но нам придется расстаться с вами. И это повседневная работа.

- Как изменились отношения у стран Балтии с Россией за последние пару лет?

- Страны Балтии, особенно Литва, четко поддерживают Украину. Мы всегда являемся очень активным, может, не самым важным по величине, адвокатом в деле Украины. Конечно, отношения Литвы с Россией на сегодня очень напряженные, так как Литва, как часть ЕС, поддерживает санкции против России. Конечно, это влияет и на нашу экономику, но мы справились достаточно неплохо с этим. И пока Путин и Кремль не изменят свою политику в Украине, я думаю, надеяться на улучшения в таких отношениях сложно.

- Что именно должно измениться?

- Решение конфликта на востоке Украины и вопрос Крыма.

- Как повлиять на Путина и Кремль, чтобы они это услышали и сделали?

- Литва в этом совершает часть решений, которые принимает ЕС. И мы, Литва, четко поддерживаем достаточно жесткую линию против России. Нужно, чтобы она услышала силу решений, которые принимаются в ЕС, и определилась, как решить дело с этими двумя проблемными точками – Донбассом и Крымом.

Конечно, есть договоренности в Минске, которые были достигнуты с участием канцлера Германии и президента Франции, премьер-министра Голландии, при участии вашего правительства и России. И, я думаю, что это, может, не самый идеальный способ решения существующих проблем на востоке Украине, но в этом направлении ваша страна должна идти.

- А решают ли что-то конструктивно эти переговоры? Столько времени прошло, а все разговаривают.

- Эти проблемы не решаются быстро, как хотелось бы многим. И, думаю, не будут решаться еще определенное время

До того, как стать мэром, я был журналистом, работал в горячих точках, как военный корреспондент. Я был везде: в Молдове, Приднестровье, в Абхазии, Нагорном Карабахе, в Чечне, Грузии, Ираке. И я могу сказать, когда переходится определенная грань, когда уже есть погибшие, восстановить статус-кво очень сложно. И точно могу сказать, что ни один такой конфликт не был решен силой. Поэтому путь нелегкий, но его можно и нужно пройти. Ни одна страна в мире – сейчас, в частности говорим о России, не может, используя силу, совершать такие интервенции, которые совершили в Украине.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: