6 декабря 2016, вторник

Духовные скрепы империи. Уволенный патриархом Кириллом сотрудник РПЦ рассказывает про "священные войны"

Духовные скрепы империи. Уволенный патриархом Кириллом сотрудник РПЦ рассказывает про
chapnin.ru
В декабре российский патриарх Кирилл уволил экс-редактора Журнала Московской Патриархии РПЦ Сергея Чапнина, автора доклада о том, что российская церковь превратилась в "церковь империи". НВ поговорило с Чапниным о духовных скрепах и войне Украины и России

18 декабря прошлого года епископ РПЦ, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл уволил редактора Журнала Московской Патриархии, журналиста и общественного деятеля Сергея Чапнина, который возглавлял главное церковное СМИ 6 лет и проработал в патриархии около 15 лет. Согласно заявлениям самого Чапнина, его "посчитали нецелесообразным" оставлять на должности из-за "неподобающих высказываний".

Накануне такого решения Чапнин прочитал в Московском центре Карнеги доклад под названием Православие в публичном пространстве: война и насилие, герои и святые. В докладе Чапнин говорил о том, что российская церковь превратилась в "церковь империи", в публичном пространстве звучит только голос патриарха Кирилла, а насилие стало притягательным для многих священнослужителей.

Еще чуть раньше, в ноябре 2015, Чапнин опубликовал статью Церковь Империи в американском христианском журнале First Things. Там описал путь и настроения русской церкви – от последних лет перед распадом СССР до современной России.

В интервью НВ Чапнин рассказал, что же на самом деле обозначает понятие "духовные скрепы России", какие взаимоотношения между российской и украинской церквями сейчас и можно ли бороться с так называемым воинственным православием, которое стало неотъемлемой частью современной России.

В своем докладе вы коснулись такого термина как "священная война". Что вкладывается в это понятие и когда оно впервые появилось? 

Я удивлен и, более того, огорчен тем, что и в России, и в Украине богословы хранят молчание и даже не пытаются дать оценку войне с точки зрения православного богословия. Может быть, это говорит о том, что богословие оторвано от реальных проблем? Или же на богословскую позицию влияют совсем не богословские, а, например, политические факторы? В любом случае, такая неожиданная "богословская беспомощность" многое говорит о состоянии православной церкви.

 "Воинственное православие" станет – и уже становится – неотъемлемой частью мировоззрения православных в современной России

Мой доклад в конце прошлого года был посвящен анализу некоторых наиболее значимых высказываний, связанных с представлением православной церкви в публичном пространстве. И среди них особо выделяется ряд высказываний протоиерея Всеволода Чаплина о "священной войне" и "священной борьбе". Он не только оправдывает войну, но и в некоторых случаях прямо призывает к ней. Как это часто бывает, отец Всеволод не проговаривает свою позицию подробно. Я считаю, что этим высказываниям отца Всеволода должна быть дана внятная оценка со стороны, например, Синодальной Библейско-богословской комиссии. Иначе "воинственное православие" станет – и уже становится – неотъемлемой частью мировоззрения православных в современной России.

Как с этим бороться? Можно ли изменить это воинственное мировоззрение?

Бороться с этим никак не получится, но, поверьте, это не пессимизм. Парадокс в том, что в этой борьбе пришлось бы использовать те же самые средства, что используют сторонники "воинственного православия". А проповедь любви и милосердия не может быть связана с насилием. Поэтому ответ может быть только ассиметричным – свидетельство о любви и милосердии своими делами, всей своей жизнью. Надо вспоминать и такую "неудобную" заповедь Спасителя как любовь к врагам.


12552861_10204092605634258_3046399275959338040_n_01


Какой, по-вашему, должна быть реакция российского духовенства на военные интервенции? В частности, на события в Украине, в Сирии?

Долгое время в богословии христианских церквей доминирующей была концепция "справедливой войны". Но после ужасов Второй мировой войны в межхристианском диалоге возник консенсус – на место концепции "справедливой войны" встала новая концепция, получившая название "справедливого мира", и связанное с ней "богословие мира". Такой подход предполагает прежде всего активную миротворческую позицию со стороны церквей. Хорошо бы церковным лидерам об этом вспомнить.

Как эта миротворческая позиция выглядит на практике? Чем должно заниматься духовенство с миротворческой позицией?

Если говорить о том, что может сделать каждый – это прежде всего молиться о мире. Вы знаете, что написана особая молитва о мире на Украине, которую священник призван читать за каждой литургией. Я бывал в разных городах России – и во многих храмах видел, как все прихожане в этот момент встают на колени, и молитва становится очень напряженной. Это не формальность, а сердечная боль. Прошу вас, помните, что православные в России тоже молятся о мире на Украине.

Если говорить о священниках, то я вижу их главную задачу достаточно просто: никого и никак не благословлять на участие в боевых действиях. Я знаю священников, которые служат на юге России, где казаки очень хотели бы отправиться добровольцами воевать в "ДНР", но из-за твердой позиции священника не решились и занимались только сбором гуманитарной помощи. Но не могу сказать, что таких священников большинство.

Недавно я был свидетелем горячего и очень жесткого спора двух священников, один из которых признался, что благословлял на участие в боевых действиях, а второй пытался убедить его больше этого никогда не делать. К сожалению, безуспешно.

Многое бы изменилось, если бы церковь в России четко заняла эту позицию.

Какое место занимает РПЦ в жизни современной России?

Ваш вопрос можно разделить как минимум на два. Первый – собственно, какое место занимает православная вера в жизни современных россиян. Второй – роль, которую играет РПЦ в общественной и политической жизни России. Мне кажется, крайне важно разделять эти два вопроса и, говоря о втором, не забывать о первом.

Это не формальность, а сердечная боль. Прошу вас, помните, что православные в России тоже молятся о мире на Украине

С точки зрения социологии процент православных в России весьма небольшой. Красивые цифры, которые из года в год показывают нам социологические опросы, не должны вводить в заблуждение. Это типичное для постсоветской России слияние национальной и культурной идентичности с религиозной. Вместе с тем, в России есть крепкие, дружные, деятельные приходские общины и монастыри, есть замечательные социальные проекты, которые ведут православные. Есть замечательные священники  настоящие пастыри и яркие проповедники, хотя их совсем немного. Об этом говорят меньше, чем хотелось бы, и я не удивлюсь, если в Украине об этой стороне церковной жизни в России знают совсем мало.

Как связаны между собой политика и религия в России? Насколько тесно?

Характер этой связи достаточно сложный. Принято считать, что у каждого человека есть три основных идентичности – религиозная, национальная и гражданская. Идентичность советского человека была в некотором смысле уникальной для секулярного мира ХХ века. В ней соединялись все три: Советский союз стал государством, в котором была сконструирована новая национальная общность – "советский народ" и был внедрен коммунизм как новая квазирелигия или, точнее, как политическая религия.

После крушения Советского союза страна прошла короткий демократический этап и вступила в автократический. Я его называю "неоимперским", хотя, конечно, здесь необходимы серьезные оговорки. "Церковное возрождение" в России шло по очень сложной траектории, и сегодня мы оказались в ситуации, когда православная идентичность конструируется не на основе личной веры, а как неотъемлемая часть большой государственной пропаганды. Именно поэтому мы видим, что, несмотря на все противоречия между современным российским государством и православной церковью, главный медийный образ – это "самое тесное сотрудничество".

В некотором смысле нет ничего страшного в том, что РПЦ ведет себя как национальная церковь Российской Федерации. Так ведут себя все исторические православные церкви. Это общая болезнь современного православия. Проблема лишь в том, что тем самым она теряет характер наднациональной церкви всего постсоветского пространства. Но здесь "или – или". Усидеть на двух стульях невозможно.

Как вы считаете, много ли осталось в России людей, которые до сих пор идентифицируют себя как вот этот вот "советский народ"?

Конечно нет, это фантом. "Советский народ" остался в прошлом, но тоска о нем еще жива. И эту тоску можно эксплуатировать не только с точки зрения культуры, но и политики.

Выражение "духовные скрепы России" уже стало устойчивым, и, даже, в какой-то степени, метафоричным. Что на самом деле было вложено в это понятие изначально? Что за духовные скрепы, которые держат Россию? И что вложено сейчас?

"Духовные скрепы" - это, на мой взгляд, очень удачное выражение. Несмотря на то, что использовалось оно еще Бердяевым в 1923 году ("Царь был духовной скрепой русского народа, он органически вошел в религиозное воспитание народа"), новую жизнь "духовные скрепы" получили в 2012 году, когда Владимир Путин в послании к Федеральному собранию заявил: "Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".

Я бы прокомментировал это выражение так: скрепы нужны тогда, когда какие-то части не складываются в единое целое, и нужны особые механизмы или приспособления, чтобы эти разные части удержать вместе. Скрепа как раз помогает это сделать – она механически соединяет одно с другим.

Кроме того, это попытка конструирования идентичности с использованием таких инструментов, которыми само государство не владеет и пытается взять у церкви взаймы. Общество распадается, и внутри него явный недостаток взаимопонимания, солидарности, единства. Государственная пропаганда и "патриотические" СМИ последовательно формируют образ внешнего и внутреннего врага.

"Духовные скрепы" – это мечта о том, чтобы проблемы решились сами, без участия государства, а точнее – вопреки тому, что оно делает.

А так может быть? Чтобы проблемы решались сами?

Конечно нет, сами собой такие проблемы не решаются. Поэтому эти слова больше похожи на магические заклинания.

А что не складывалось в единое целое в России в 2012-м, что заставило Путина воспользоваться этим выражением?

В 2012 году само общество "не складывалось", оно было разделенным на фракции, распадалось. Конечно, это было серьезной угрозой для государства. Но разговоры о "духовных скрепах" так и остались разговорами, а проблема была решена иначе – через "возвращение" Крыма и всеобщие торжества по этому поводу. И далее – активное формирование образа врага и мобилизации общества на преодоление трудностей, которые возникли в результате противостояния с врагом. Боюсь, этот путь заведет всех нас в тупик.

Как сейчас взаимодействуют между собой российская церковь и украинская? Изменились ли как-то взаимоотношения за последние пару лет?

При всех разговорах о единстве церкви, реальные связи на уровне общин, монастырей, семинарий и церковно-общественных организаций крайне слабые. Церковь в России живет сама по себе, а в Украине сама по себе. С началом войны связей стало еще меньше. Я знаю целый ряд священников и мирян, которые просто перестали ездить в Москву. Даже по приглашениям со стороны церковных организаций.

"Духовные скрепы" - это мечта о том, чтобы проблемы решились сами, без участия государства, а точнее – вопреки тому, что оно делает

Да, конечно, митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий исправно приезжает в Данилов монастырь на все заседания Священного Синода, но это скорее символический жест, не более того. На повестку дня заседаний синода он никак не влияет.

Между тем, я думаю, что у православной церкви сегодня появился потрясающий исторический шанс – взять на себя инициативу по развитию не только церковных, но и культурных связей России и Украины как единого с точки зрения церкви пространства. Другое дело, что это придется делать вопреки государству, преодолевая его сопротивление. Решится ли на это церковное руководство? Это было бы красивое и мужественное решение. Но, если быть реалистами, придется признать, что шансов крайне мало.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: