7 декабря 2016, среда

"Достаточно лишь расположить людей в правильных позициях". Как 3D-драма Любовь скандального Гаспара Ноэ начинает завоевывать мир

В драме Любовь снимались непрофессиональные актеры, а треть экранного времени занимают сцены секса
DR

В драме Любовь снимались непрофессиональные актеры, а треть экранного времени занимают сцены секса

Эротическая 3D-драма Любовь скандального Гаспара Ноэ начинает завоевывать мир при помощи своих главных достоинств — визуального совершенства и предельной искренности. Впрочем, целомудренная Россия ленту запретила

Майской ночью в Большом театре Люмьер, главной площадке кино-смотров авторитетного Каннского кинофестиваля, многолюдно. Хотя стрелка часов давно перевалила за полночь, кинокритики и прочие знатоки кино не покидают зрительских мест и увлеченно смотрят на экран сквозь стекла 3D-очков. В трехмерной реальности обыденные кадры из жизни влюбленных сменяются откровенными сексуальными сценами разного уровня изобретательности.

Это премьера фильма Любовь аргентинско-французского режиссера Гаспара Ноэ, известного как мастер провокации. На протяжении двух часов экранного времени он рассказывает историю о любовном треугольнике, однако в моменты физической близости персонажей, когда коллеги по цеху стыдливо отвели бы камеру в сторону, Ноэ продолжает пристально смотреть на своих героев.

Эротическая 3D-драма Ноэ стала наиболее громким и обсуждаемым событием последнего Канна. Из-за немалого количества показанных в ней половых актов картину часто сравнивают с порно. Теперь украинские зрители получат возможность лично оценить работу режиссера — в середине октября фильм выйдет в отечественный прокат.

Смелый подход режиссера разделил критиков на два равных лагеря адвокатов и ненавистников ленты. По данным американского сайта Rotten Tomatoes, который собирает рецензии на кинопремьеры, лишь 53 % экспертов поставили ленте позитивные оценки.

Фильм также озадачил прокатчиков, многие из которых не решились приобрести права на него для показа в своих странах. Во Франции, которую называют родиной кинематографических экспериментов, ленте присвоили ограничение 18+. В консервативной России картина не получила прокатного удостоверения. В Украине на сеансы Любви допустят только тех зрителей, которым исполнился 21 год.

“Новаторство Ноэ в том, что он сделал сентиментальное порно и больше других приблизился к чистоте жанра”,— делится впечатлениями от картины Александра Кравченко, киновед и директор по коммуникациям Одесского кинофестиваля, которая побывала на каннской премьере. По ее мнению, в отличие от своих предшественников из большого кино, Ноэ снимает сексуальные сцены ради красоты и демонстрации близости героев, а не для выражения сложных философских концепций.

Сам режиссер, чей триллер Необратимость, созданный в 2002‑м, вошел в историю кино благодаря особо брутальной сцене изнасилования главной героини, объясняет свое желание снять откровенную картину просто. Разделение фильмов о любви на целомудренные мелодрамы и эротику всегда казалось ему смехотворным. Поэтому он задумал сломать разделяющую эти жанры границу и показать отношения во всех свойственных им крайностях.

“Я хотел бы снять честное кино о любви, полное крови, слез и спермы”,— заявляет в начале картины главный ее герой, студент-киношник Мерфи. Именно с такой установкой была создана Любовь, вторит своему герою Ноэ.

Сила импровизации

Более десяти лет назад в активе Ноэ был лишь один фильм — полная жестокости драма о мяснике Один против всех — и несколько сценариев. Один из них представлял собой сюжет с большим количеством сексуальных сцен. Ноэ предложил итальянке Монике Беллуччи и французу Венсану Касселю воплотить идею на экране. Актеры отвергли откровенную историю, сделав выбор в пользу шокирующей Необратимости.

Несколько лет спустя режиссер вернулся к старой идее. Для съемок эротического кино было решено привлечь непрофессиональных актеров и снимать фильм в Париже.

Ноэ вспоминает, как на протяжении нескольких месяцев проводил кастинг, лично встречаясь с молодыми парнями и девушками. В результате с исполнителем главной роли, американцем Карлом Глусманом, он познакомился благодаря друзьям. А девушек, воплотивших на экране образы пассий студента, автор случайно встретил в ночном клубе.

По словам Глусмана, раскрепощение давалось ему с трудом. Перед съемками первой откровенной сцены он едва не сбежал домой, в родную Америку. Тем не менее он быстро втянулся в процесс, отбросив комплексы и предубеждения.

Автор не скрывает, что, в отличие от Необратимости, где шокировавшие публику физиологические детали пришлось дорисовывать специалистам по спецэффектам, в Любви все происходило по‑настоящему. Впрочем, совсем без ограничений не обошлось. Ноэ с удивлением отмечает, что задействованная в главных ролях троица без стеснений воплощала сексуальные фантазии перед камерами, однако наотрез отказалась использовать дополнительный реквизит, например вибраторы.

Еще одной особенностью работы на съемочной площадке стала импровизация. Сценарий двухчасовой картины поместился на семи страницах и содержал лишь краткое описание ключевых эпизодов. Диалоги и хореография секса рождались непосредственно на площадке.

“Я не слишком режиссирующий режиссер,— говорит о своем стиле Ноэ.— Достаточно лишь того, чтобы расположить людей в правильных позициях. И можно снимать”.

Эффект порно

Когда министр культуры России Владимир Мединский увидел нашумевшую в Европе Любовь, он лишился дара речи. Картина, в первых кадрах которой обнаженная пара влюбленных ублажает друг друга руками, шокировала чиновника настолько, что ленту запретили показывать в российских кинотеатрах.

— Я не могу найти слов, передающих мои эмоции после просмотра фильма,— лаконично высказался Мединский.

Впрочем, Любовь стала тестом на открытость не только для консервативной России. Прогрессивная Франция решилась показывать драму Ноэ только зрителям, достигшим 18. Чиновники планировали установить планку в 16 лет, однако изменили решение под давлением популярной в стране партии Национальный фронт, известной своими правыми взглядами. Непростой оказалась судьба картины в США, где Любовь также покажут в ограниченном прокате.

Несмотря на шквал эмоций и множество споров, спровоцированных новой лентой Ноэ, кинокритики соглашаются в одном — скандальность картины преувеличена. Специалисты шутят: мол, лента обладает провокационным потенциалом, но зрители вряд ли увидят на экране нечто такое, чего не смогли бы в считаные минуты найти в интернете.

“Если судить Любовь по канонам эротических картин, то окажется, что фильм достаточно традиционен в изображении конфигураций тел и позиций”,— дает свою оценку Лесли Фелперин из профильного американского издания The Hollywood Reporter.

Игра актеров также заставляет специалистов сравнивать картину с продукцией порноиндустрии. Критики отмечают, что исполнитель главной мужской роли Карл Глусман выглядит на экране блекло. Изображаемые актером душевные метания большинству экспертов кажутся неубедительными.

Сюжетную канву драмы также называют слабой. Мировой кинематограф видел тысячи подобных историй о любовных треугольниках и юношеской страсти, соглашаются эксперты. При этом отдают должное визуальному совершенству, которого достигли во время работы режиссер и оператор картины. Любви, как и предыдущим фильмам Ноэ, свойственно фирменное использование цветовых фильтров, которые создают особую атмосферу на экране. Лента запомнится самыми красивыми кадрами физической близости, твердят критики.

Оглядываясь на прошлые достижения Ноэ в авторском кино, специалисты называют его Любовь удачным черновиком и разминкой перед новым успехом. “Кажется, будто Ноэ старается вырасти, двигаться вперед и найти способ снимать картины, которые бы не отталкивали и не смущали зрителей”,— отмечает Фелперин.

В лагере защитников картины царят другие настроения. Адвокаты Любви отмечают, что в своей революционности фильм сравним с Прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота братьев Люмьер 1896 года. Ноэ будто бы возвращает зрителей к той чистоте восприятия кино, которую они потеряли за более чем столетнюю историю этого искусства.

А еще режиссер успешен в своих попытках показать истинную суть любви, которую слишком долго отделяли от секса, преподнося последний как нечто грязное и низкое. “Мне кажется, Любовь Ноэ — прекрасный способ восполнить пробел этого злокачественного заблуждения, ставшего причиной стольких социальных неврозов”,— утверждает киновед Кравченко.

Материал опубликован в НВ №37 от 9 октября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: