4 декабря 2016, воскресенье

Дорогие российские ведущие и мутные деньги. Соратники Януковича профинансируют украинское радио

комментировать
Дорогие российские ведущие и мутные деньги. Соратники Януковича профинансируют украинское радио
Фото: liveinternet.ru
В украинском эфире может появиться новый значительный игрок: на радиостанцию Эра приходят раскрученные ведущие из Москвы. Источники НВ утверждают: деньги в это вливают бывшие регионалы, находящиеся в розыске

Если быть точным, проект уже давно присутствует в медийном пространстве – это телерадиокомпания Эра. Но в 2016 году ее может ждать гораздо более бурное развитие: по данным источников НВ, у радиостанции, вещающей на всю страну, появился бюджет. Стоят за ним, по данным НВ, бывшие соратники беглого президента Виктора Януковича.

ТРК Эра, владеющая одноименными телеканалом и радио, принадлежит Андрею Деркачу, народному депутату из фракции Воля народа. Деркач в прошлом был членом Партии регионов, возглавлял атомного монополиста Энергоатом и работал в СБУ, куда его привел диплом об окончании Высшей школы КГБ им. Дзержинского в Москве.

Как утверждает осведомленный источник на медиарынке, развивать радиовещание Эры будут российские медиаменеджеры, которые ранее запустили в Украине радио Вести. У истоков радио Вести стояли россияне Алексей Воробьев, Дмитрий Солопов и Александр Иллерицкий. Все они прошли школу радио Эхо Москвы. На самом радио Эра отрицают информацию, что в менеджменте произошли какие-либо изменения. Просьбу НВ о комментарии Деркач оставил без внимания.

К радио Эра планирует присоединиться уволившийся 29 декабря с радио Вести известный российский ведущий Матвей Ганапольский, утверждает источник НВ. Все это удивительно тем, что радио Эра, не отличавшееся раньше большим бюджетом, теперь имеет деньги, чтобы позволить себе достаточно высокие зарплаты Ганапольского и медиаменеджеров из России. Так, месячная зарплата Ганапольского превышает $10 тыс. Озвучиваются версии о том, что деньги в Эру могли прийти от находящихся в России союзников беглого президента Виктора Януковича – Сергея Арбузова или Александра Клименко. Оба всегда были небезразличны к медийной активности, а с Клименко связывают медиахолдинг Вести, у которого Эра теперь заимствует кадры.

В разговоре с НВ Ганапольский не подтвердил, но и не опроверг планы присоединиться к Эре. "Дальше будет какой-то новый проект, детали пока неизвестны, – говорит он. – Сейчас уйду в отпуск, займусь семейными делами, а потом – без проекта не останусь. Сейчас веду программу Эхо Украины на телеканале NewsOne. После этого обязательно что-то сделаем и на радио".

Свой уход с радио Вести Ганапольский объясняет тем, что "достиг там потолка", выведя достаточно молодой проект в лигу наиболее рейтинговых радиостанций. При этом радиоведущий подчеркивает, что для него не имеет значения, кто является собственником медиапроекта, в котором он работает. "Вы знаете мое критичное отношение к российской политике и Владимиру Путину, – делится ведущий. – Никто мне на радио Вести никогда не говорил, что моя точка зрения кого-то не устраивает".

Источник на медиарынке считает, что изменения в Эре вызваны тем, что собственники, связанные с бывшей Партией регионов, хотят создать эффективную площадку, которой можно воспользоваться на будущих выборах – парламентских или президентских. Вести для такой роли уже не годятся. "У Эры намного лучше репутация, чем у Вестей, – говорит собеседник НВ. – Они говорят правильные вещи на украинском языке". К тому же, если радио Вести вещает только в Киеве, Днепропетровске и Харькове, достигая среднесуточного показателя аудитории на уровне двух миллионов, то Эра покрывает более 40 городов страны. Ее точные показатели по аудитории неизвестны, поскольку компания не позволяла себе тратиться на заказ рейтинговых исследований.

Валерий Калныш, главный редактор радио Вести, допускает, что у Эры есть все шансы стать успешным радио. "Нужны нормальный менеджмент и правильное позиционирование – и радио сможет зарабатывать, – отмечает Калныш. – В сегменте радио 50% успеха дают узнаваемые ведущие, а еще 50% – информационная и гостевая службы".

Похоже, кадровая проблема станет ключевой для Эры, если она захочет укрепить свои позиции на медиарынке. Калныш считает, что для успешной работы радиостанции нужны пять-шесть узнаваемых ведущих, которые обеспечат энергичный утренний эфир, качественные новости днем и интеллектуальный вечер.

Если телевизионные кадры еще можно как-то найти, предложив более высокие зарплаты, то радиоведущие в Украине в дефиците. Правда, дефицит можно покрыть традиционным для украинской журналистики способом – приглашением людей из России, где школа разговорного жанра сильнее. Ганапольский рассказывает, что постоянно получает звонки от российских медийщиков первого ряда с вопросами о том, можно ли найти хорошую работу в Украине.

Сам жанр разговорного радио, в котором работает Эра, достаточно затратный. Музыкальное радио обходится гораздо дешевле, ведь можно поставить плейлист, который воспроизводится автоматически, и лишь раз или два в сутки разбавлять его живым голосом диджея.

При этом путь агрессивного наращивания аудитории для теле- или радиопроекта вполне очевиден. Стоит начать рассказывать добрые истории, разбавляя их всевозможными слухами, чтобы привлечь к себе категорию возраста 50+. Но чтобы зарабатывать на рекламе, нужна другая аудитория – в возрасте 25-50, которой нужен качественный контент.

В большинстве случаев украинские медиапроекты остаются убыточными и живут за счет дотаций собственников. Выход в прибыль является, скорее, исключением из правила. Собственник популярного новостного интернет-ресурса Обозреватель Михаил Бродский недавно в интервью изданию Гордон заявил, что его медиабизнес является прибыльным. Интересно, что по данным мониторинга Института массовой информации, Обозреватель является лидером в размещении "джинсы" – материалов с элементами политического пиара или коммерческой рекламы, за которые издание берет деньги и на которые оно не ставит пометки "реклама". Особенно прибыльными для не брезгующих "джинсой" изданий становятся периоды предвыборных кампаний. Но финансовой отчетности Обозревателя в открытом доступе нет, поэтому подтвердить слова Бродского нечем.

Эксперты предполагают, что при наличии хорошего бюджета Эра сможет развиваться. Она в первую очередь захочет запустить круглосуточное спутниковое вещание, о чем компания уже заявляла. Впрочем, медиакритик Марьяна Закусило не думает, что даже это сможет помочь телерадиокомпании зарабатывать. "Сомневаюсь, что рекламные доходы круглосуточного телеканала, которых сейчас много, покроют затраты, – говорит она. – Это не бизнес проект. Он имеет целью оказание политического влияния на общественное мнение".

Среди возможных сценариев развития эфиров Эры – популяризация нардепа Деркача и его политических союзников, педалирование примиренческого отношения к России – эксперт Института массовой информации Роман Головенко считает более вероятным первый. Но это не исключает и других акцентов медийной активности.

Если у Эры появились деньги из России, это не значит, что они резко и заметно станут пророссийскими. Манипулировать общественным сознанием можно аккуратно и незаметно. "Те же Вести работают достаточно тонко, в грубом нарушении стандартов их не обвинишь, – делится мыслями Головенко. – У России есть опыт, как нужно манипулировать информацией".

Да и начинает Эра все-таки не с ноля, заключает эксперт ИМИ. По уровню ведущих до Вестей им далеко, но качество приглашаемых гостей достаточно неплохое, что позволило сформировать свою аудиторию.

Использование средств массовой информации для достижения политических целей – для Украины не новость. Но бесконечно поддерживать убыточный медиапроект может только довольно богатый собственник. Поэтому даже ориентированные на выполнение некой политической миссии издания думают о том, как зарабатывать деньги. Выехать на одном Ганапольском Эре вряд ли удастся, даже если он достигнет популярности уровня Уолтера Кронкайта – легенды американского радио, объявившего в эфире на весь мир об убийстве Джона Кеннеди. Нужны эффективные решения менеджмента. Однако способен ли менеджмент Эры на это – вопрос. Интерес к этому вопросу подогревается ролью России в истории с Эрой. Рецептом под названием "политически мотивированный бизнес" по ту сторону восточной границы Украины пользуются довольно часто. Теперь там не против экспортировать этот опыт в Украину.

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: