6 декабря 2016, вторник

До Украины добрался американский онлайн-сервис Uber, напрямую связывающий пассажиров и водителей такси

ТАКСОМОТОРНЫЙ ПРОТЕСТ: Столичные перевозчики и девушки—операторы служб такси не стали дожидаться, пока в стране начнет работать Uber, и вышли на протест

ТАКСОМОТОРНЫЙ ПРОТЕСТ: Столичные перевозчики и девушки—операторы служб такси не стали дожидаться, пока в стране начнет работать Uber, и вышли на протест

До Украины добрался главный ценовой раздражитель таксистов многих городов мира — американский онлайн-сервис Uber, напрямую связывающий пассажиров и конкретных водителей

25 февраля несколько десятков киевских таксистов—представителей профильного профсоюза провели под стенами столичной горгосадминистрации митинг: согнали сюда свои машины, привезли девушек, гудели, жгли покрышки и размахивали плакатами с лозунгами а-ля “Такси по цене жизни пассажиров”.

Акцию широко освещала пресса, и только благодаря этому большинство киевлян и жителей других городов узнали, что в Украину приходит Uber — высокотехнологичная американская компания, работающая на рынке пассажироперевозок. Этот сервис, рожденный в Сан-Франциско всего шесть лет назад, теперь имеет капитализацию $50 млрд и представлен в сотне городов по всему миру. Uber в онлайне напрямую связывает пассажиров и водителей, а потому прост, доступен и дешев. Из-за этого везде, куда он приходил, цены на услуги лицензированных перевозчиков падали.

К примеру, в Москве и Берлине разница в стоимости обычного такси и машины от Uber составляет 30 %. А в Лондоне таксисты, чтобы конкурировать с заокеанским сервисом, в сентябре прошлого года на треть снизили цены на некоторые поездки.

Неудивительно, что Uber почти везде ненавидят таксисты, устраивая акции, подобные киевской.

При этом киевляне сработали на опережение. Американский сервис в украинской столице еще даже не запущен: как рассказала НВ Евгения Шипова, менеджер по коммуникациям компании Uber, они лишь готовятся выйти на местный рынок. Условия работы, цены и дату старта Шипова пока не раскрывает. По данным портала ain.ua, речь может идти о начале весны.

Эксперты уверены — смысла в возмущениях таксистов нет. В украинских условиях, когда большинство перевозчиков находятся в тени, официально платящий налоги Uber не сможет демпинговать. Зато он сделает рынок прозрачней и поможет наполнять госбюджет.

 

Простой, как Uber

Uber — не служба такси, а приложение, которое можно установить на компьютер или смартфон. Оно работает на платформах Android и iOS, а также в Windows Mobile. Кроме этого, автомобиль можно вызывать через сайт Uber.com.

Главное предназначение программы — связывать водителей, желающих заработать на перевозках, с потенциальными клиентами. Для первых она облегчает процесс продажи услуги, вторым значительно упрощает ее покупку и расширяет выбор.

Вызывая такси, клиент указывает в программе свое местонахождение и отмечает адрес, куда ему нужно попасть. Когда свободная машина обнаружена, на экране появляется информация о водителе и его автомобиле: фотография, имя, марка, модель и госномер. Через приложение можно связаться с шофером — позвонить ему или написать сообщение.

Похожим образом в Киеве уже работает отечественный сервис Uklon. Но у Uber есть особенности.

Во-первых, здесь все расчеты безналичные. Нужная сумма за поездку автоматически списывается с банковской карты — ее реквизиты клиент должен указать при регистрации в системе. Отчет о списании приходит на электронную почту.

Второе важное отличие — система баллов: клиент после поездки обязан оценить водителя. “Если в сумме оценка падает ниже какого‑то уровня, Uber исключает водителя из системы”,— рассказывает Роман Хмиль, директор департамента автотранспорта Мининфраструктуры. В итоге остаются только хорошие водители или те, кто старается работать качественно.

Uklon преимущественно работает с диспетчерскими службами. Их новый конкурент действует иначе. По задумке основателей сервиса, стать таксистом хоть на час может любой владелец не очень старой легковой машины. Необязательно иметь лицензию — достаточно зарегистрироваться в системе, отправить отсканированные копии документов и пройти фейс-контроль. Деньги за работу приходят автоматически на карту один раз в неделю.

Из-за того, что оказывать услугу может любой человек с машиной и даже без лицензии, стоимость услуг перевозчиков из‑за прихода Uber, как правило, падает — сервис выступает в роли биржевого “медведя”, заставляя всех играть на понижение. Впрочем, это не означает, что компания не имеет при этом фискальной нагрузки — в ряде стран налоги она платит сама с суммы каждой поездки.

Но история работы Uber по всему миру показывает: в некоторых случаях, в основном под влиянием властей, компания может решить сотрудничать и с лицензированными водителями.

В Украине Uber будет работать только с частными предпринимателями и юридическими лицами, говорит Шипова из Uber. Других подробностей она не раскрывает. По ее словам, обо всем они расскажут в день запуска сервиса в стране. При этом точную дату старта Шипова не называет.

   
Дешево или сердито

В госорганах приходу Uber рады и рассчитывают на скорое появление аналогичных компаний с мировым именем. Например, GetTaxi. По словам Хмиля, это публичные компании, которые работают исключительно в правовом поле, обеспечивая высокие налоговые поступления.

Для рядовых пользователей все не столь позитивно. По мнению Вячеслава Клапчука, директора по маркетингу компании Uklon, приход американского сервиса не обвалит цены местных перевозчиков. Мол, они и так слишком низкие — около 30 грн за км в Киеве. Ведь большая часть рынка нелегальна, его участники, как правило, не платят налоги и конкурируют друг с другом за счет демпинга.

По данным Василия Попика, главы Профсоюза таксистов Украины, только в Киеве частным извозом занимаются 20 тыс. человек. При этом официальную лицензию имеют лишь 10 % из них.

Кроме того, Uber работает исключительно с новыми автомобилями: к примеру, в России подключиться к сервису можно владельцу иномарки не старше 2012 года выпуска. По словам Клапчука, в Украине, где в такси в основном работают ZAZ Lanos и Sens, владельцы высококлассных машин вряд ли согласятся возить пассажиров по низким тарифам. “Скорее, Uber будет работать в чуть более высоком сегменте”,— полагает он. И говорит, что не видит опасности для Uklon, работающего в среднем ценовом сегменте. Мол, у украинцев низкая покупательная способность, и немногие из них станут платить за более высокое качество.

Но Хмиль уверен, что даже если цены с приходом Uber не упадут, рынок все равно почувствует позитив от появления этого сервиса. Ведь тот привнесет новый стандарт качества, при котором потребителю не будут втюхивать Lanos по цене Mercedes. Кроме этого, появление международного игрока подтолкнет рынок такси к легализации.

А еще, как думает Иван Марченко, один из сооснователей сервиса массовых курсов Prometheus, появление заокеанского конкурента заставит местных операторов работать эффективней. И доказательство этому есть: Uber еще не стартовал, а сервис Uklon уже готовится запустить функцию безналичного расчета.

 

Материал опубликован в НВ №9 от 11 марта 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: