25 августа 2016, четверг

Директор FREYWILLE: Чем беднее покупатель, тем больше он склонен тратить деньги на золото

Большой опыт: Доктор Фридрих Вилле возглавляет ювелирный дом FREYWILLE уже 34 года
Фото: Александр Медведев

Большой опыт: Доктор Фридрих Вилле возглавляет ювелирный дом FREYWILLE уже 34 года

Гендиректор австрийской ювелирной компании о том, как продавать бижутерию по цене золота с бриллиантами

В австрийце Фридрихе Вилле, на протяжении последних 34 лет возглавляющем ювелирный дом FREYWILLE, без труда уживаются бизнесмен и философ. Он руководит компанией с годовым оборотом €65 млн, но о различиях между немецкими и французскими философами рассуждает так же охотно, как о состоянии мировой экономики.

Компания FREYWILLE, ставшая главным делом его жизни, была основана более полувека назад. Доктор Вилле, юрист по образованию, присоединился к ней в 1969 году, а в 1980‑м стал собственником. Вместе с супругой, художницей Симоной Грюнбергер-Вилле, он превратил FREYWILLE из заурядного производителя эмалевых украшений в ведущего игрока на рынке бижутерии класса люкс. Магазины этого австрийского бренда есть в 35 странах, в том числе и в Украине.

Особенностью украшений FREYWILLE считается уникальный дизайн, при создании которого часто используются мотивы творчества художников конца XIX—начала ХХ века, в частности австрийца Густава Климта, француза Клода Моне и чеха Альфонса Мухи.

В начале июля доктор Вилле приехал в Киев, чтобы лично представить здесь коллекцию по мотивам Моне. Компания работает на украинском рынке уже семь лет, и это второй визит австрийца в украинскую столицу.


Удачный союз: Супруга доктора Вилле Симона Грюнбергер-Вилле является главным дизайнером его компании / DR
Удачный союз: Супруга доктора Вилле Симона Грюнбергер-Вилле является главным дизайнером его компании / DR


НВ встретилось с ювелиром на террасе ресторана в отеле Hyatt Regency, откуда открывается прекрасный вид на Софийский и Михайловский соборы.

— Не страшно было ехать в Киев после зимней революции?

— С нами в Вене работают украинцы, так что у нас постоянно была возможность получать информацию из первых рук, а не только из теле- или радионовостей. Но на Западе действительно плохо с информацией о происходившем здесь.

Мне было тяжело наблюдать за теми событиями. Могу представить, что вы переживаете, ведь после Второй мировой Австрия была оккупирована советскими войсками вплоть до 1955‑го.

Затем мы наблюдали, как восстание 1956 года в Венгрии было подавлено советскими танками. Потом была так называемая Пражская весна 1968‑го, тогда и на нашу территорию едва не вторглись. Так что австрийцы очень хорошо понимают, что вам приходится переживать. И мы, безусловно, в шоке, ведь ощущение того, что в Европе навсегда воцарился мир, потеряно.

Мне было важно приехать в Киев. Да, мы работаем в России, и нам нужны наши тамошние клиенты, но Украина занимает третье место в нашей статистике, и здесь мы нашли именно такой тип клиентов, который любим больше всего. Это эмоциональные, щедрые и образованные покупатели. Здесь мы чувствуем себя, как в Париже, я не вру. Хороший вкус и оригинальность здесь в цене. Это абсолютна наша [по духу] страна.

— Как относитесь к идее экономического бойкота России?

— Думаю, эта идея возникла среди американцев и части европейцев, не имеющих тесных экономических связей с Россией. Страны вроде Германии и Австрии, ведущие с россиянами бизнес, иначе смотрят на ситуацию. Результат налицо — слова не становятся делами. Европейцы не могут насолить России в экономическом плане, если же попробуют, то просто уничтожат сами себя.

— Украинский рынок перспективен для Frey Wille или украинцы все же предпочитают золото и бриллианты?

— Прежде чем зайти на рынок, мы работали здесь с 2002 года — тут был наш агент, мы сотрудничали с несколькими ювелирными магазинами. Но дела велись не так, как хотелось бы, и мы открыли свой магазин. Мы тут же поняли, что опасения насчет предпочтений украинцев напрасны.

Кстати, неверными оказались аналогичные стереотипы об арабских странах — там будто бы тоже покупают только золото и бриллианты. На самом же деле, чем беднее покупатель, тем больше он склонен тратить деньги на золото, это для него как сбережения в банке.

Чем беднее покупатель, тем больше он склонен тратить деньги на золото

Украинские клиенты образованны и ценят искусство, коим мы и являемся. А еще мужчины здесь гораздо более щедрые, чем где бы то ни было. Вы знали об этом? Так что вы в привилегированном положении (смеется.)

— В чем отличие между вашими клиентами в Украине, России и Европе?

— Около десяти лет назад, когда мы начинали работать в России, у местных покупателей была не лучшая репутация — все напоказ, никакого вкуса, только золото и бриллианты. С тех пор ситуация сильно изменилась. Работающие на российском luxury-рынке компании извлекли уроки, при этом сами россияне стали другими.

Украинцы же всегда были ближе к Европе, чем к России. Они и путешествуют по Европе больше, и географически ближе. Да что там — сто лет назад часть нынешней Украины входила в состав Австрии, вспомните Лемберг [немецкое название Львова] и Черновцы. У нас было множество культурных связей, это хорошо отображено в литературе. До 1918 года Рутения [так в Австро-Венгрии называли входившую в ее состав часть Украины] была представлена в австрийском парламенте десятью украинцами.

— По вашему мнению, как украинский рынок товаров класса люкс будет развиваться в ближайшие годы?

— Думаю, украинцы любят luxury, рынок будет расти. Возможно, его развитие займет больше времени, чем нам хотелось бы. Но кризис ведь сейчас не только в Украине. Те же Германия, Италия, Испания, Франция и Австрия переживают трудные времена.

— Как отразился на вас мировой финансовый кризис 2008 года?

— Он подарил отличные возможности для инвестиций. Ведь если есть деньги, в период кризиса легче искать новые локации. В России, например, мы открыли тогда пять магазинов. Так что мы расширялись и осваивали новые рынки.

Но вот нынешний мировой кризис совершенно другой. Он не только политический, но и экономический. Никто не может дать точный ответ на вопрос, в чем его причины. На уровне макроэкономики крупные страны сейчас больше склонны к экономии, спрос сокращается.

Думаю, тут сыграли свою роль еще и показатели рождаемости — в Западной Европе они падают. Это вообще очень показательный критерий — экономика сейчас растет в тех странах, где увеличивается население, как в Китае, например. В целом же индустрия товаров класса люкс не развивалась бы сейчас, если бы не Китай, Япония и Южная Корея.

— В каких странах больше всего ваших бутиков и кто приносит наибольшую прибыль?

— В данный момент у нас 107 магазинов, больше всего в России — 19. Наилучшие продажи — на Среднем Востоке, за ним идет Россия. В Украине дела всегда шли стабильно, даже в период кризиса.

Нынешний кризис в Украине понятен, но, думаю, люди все же опять захотят себя чем‑то порадовать. Знаете, в Германии на меня работала женщина, в чьи обязанности входили визиты к клиентам. И каждый раз, когда она получала от них отказ, покупала себе новые туфли.

Однажды она позвала меня в гости, и я увидела у нее 500 пар туфель. Так бывает со многими из нас — время от времени мы нуждаемся в том, чтобы доставить себе удовольствие. О чем‑то подобном говорят сейчас и французские философы — в первую очередь надо заботиться о собственном счастье.


Магазины Фридриха Вилле есть в 35 страннах, в том числе и в Украине / DR
Магазины Фридриха Вилле есть в 35 страннах, в том числе и в Украине / DR


— Кого вы считаете своим конкурентом на рынке?

— На мировом рынке у нас нет конкурентов, потому что в этой артистической нише мы одни. Особенно хорошо это видно, когда с нами связываются крупные компании. Например, мы работали с Hermes около 30 лет — придумали и развивали для них линию эмалевых украшений.

Пять лет назад мы продали это производство, потому что, в итоге всегда, когда имеешь дело с большой компанией, чувствуешь себя мышью рядом со слоном. Теперь их украшения не так качественны, как в то время, когда их производили мы.

— Как вам удалось сделать культовыми украшения из довольно простых материалов?

— 30 лет назад мы сменили концепцию и перешли от создания обычных украшений к настоящему искусству. И речь идет не только о том, что мы вдохновляемся творчеством известных художников,— у нас есть собственная философия радости жизни.

Я придерживаюсь мнения, что любая философия должна помогать нам сделать собственную жизнь лучше. Если вы способны создавать искусство, то материалы не так уж важны. Те же художники покупают кисти, краски и холсты. Все это стоит не очень дорого. Но люди восхищаются их произведениями.

— Сколько на вас работает дизайнеров?

— Немного, всего четыре. Один из них с нами уже более 20 лет, двое — больше десяти, последний — только пять. Они постоянно учатся, становятся лучше, как хорошее вино. Около 60 человек работают на производстве.

— Насколько уникально каждое украшение?

— Зависит от конкретного случая, иногда делаем очень мало — 10–20, некоторых украшений производим до 500. Но чаще всего — 100–200.

— Среди специалистов бытует мнение, что коллекции FREYWILLE, вдохновленные творчеством какого‑то художника, ничего общего с его творчеством на самом деле не имеют. Что скажете на это?

— Думаю, что это утверждение лишь подтверждает тот факт, что мы ничего не копируем и не воспроизводим. Но бывают исключения. Например, я знаком с семьей Альфонса Мухи, много раз бывал в его доме, особенно в Праге. Так вот Муха был настоящим филантропом — он оставил коллекцию эскизов декоративного дизайна, чтобы люди могли ими пользоваться.

— Знаете что‑нибудь об украинских художниках?

— Очень люблю Казимира Малевича. Его не все воспринимают как украинского художника, но родился‑то он в Киеве. У нас есть коллекция по мотивам его творчества, которую я люблю, несмотря на то что она не стала бестселлером,— это все‑таки абстракция, ее нужно понимать.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: