8 декабря 2016, четверг

Бюджет для МВФ: Верховная рада пошла на непопулярные меры ради обещанного кредита

Верховная рада одобрила требуемые МВФ инициативы

Верховная рада одобрила требуемые МВФ инициативы

Что приняла вчера вечером Рада и почему, по мнению экспертов, это еще не настоящие реформы

"Когда говорят, что этот пакет необходим для МВФ, позволю себе возразить. Для Международного валютного фонда эти пакеты не нужны. Эти реформы необходимы для страны", - заявил на заседании парламента в понедельник премьер-министр Арсений Яценюк, представляя пакет правительственных законопроектов.

Роль МВФ глава правительства явно приуменьшил. Именно требования Фонда во многом спровоцировали и рвение Кабмина как можно скорее внести в парламент соответствующие инициативы, и рвение парламента провести внеочередное заседание, чтобы принять эти документы до заседания совета директоров МВФ 11 марта. В ходе него Фонд намерен решить судьбу первого транша кредита для Украины.

Верховная рада, несмотря на заминки и дискуссии, поддержала все принципиальные для выделения финансирования законопроекты, в том числе откорректировала государственный бюджет на 2015 год с учетом будущего кредита.

В новой редакции документ предусматривает увеличение доходов госбюджета на 22 млрд грн – до 498,2 млрд гривен и расходов на 35 млрд грн – до 563,2 млрд грн.

При этом, парламент утвердил прогноз снижения ВВП в 2015 году на 5,5% при инфляции 26,5%.

Пересмотрело правительство и показатели дефицита бюджета. Представляя законопроект в сессионном зале, министр финансов Наталья Яресько сообщила, что дефицит увеличится с 3,7% ВВП до 4,1% ВВП, а дефицит сектора общегосударственного управления, который включает, в том числе, дефицит НАК Нафтогаза, напротив, сократится с 13,5% до 8,8%.

"Это отражает сокращение на две трети финансирования государством компании Нафтогаз и умеренные изменения в финансировании Пенсионного фонда", - пояснила Яресько.

Значительным, но недостаточным такое снижение расходов называет исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко. "Это не реформы. Это расчистка финансового поля, которую надо было бы предпринять, чтобы начать сотрудничество с МВФ. Альтернативой было объявление дефолта, притом дефолта широкомасштабного и неконтролируемого. Поэтому, сделано то, что сделано", - говорит эксперт.

Стремление удовлетворить МВФ принятием изменений в бюджет не ограничилось. Рада одобрила ряд других правительственных инициатив, призванных сократить расходы или же получить новые источники доходов.

Более 9 млрд грн правительство рассчитывает получить от увеличения рентной платы за пользование недрами при добыче природного газа для населения с 20% до 70%. Помимо этого, в четыре раза увеличатся ставки за транзит аммиака и минимум в полтора раза – размер рентной платы за добычу железной руды.

Не обошли вниманием также лидера по дефицитности среди государственных компаний – НАК Нафтогаз Украины.

Верховная рада в первом чтении одобрила предоставление Нафтогазу права отказывать в заключении договора на поставку природного газа промпотребителям, если против них начато производство о банкротстве. Чтобы получить газ, таких потребителей обяжут гарантировать обеспечение взятых на себя обязательств. Они могут предоставлять в залог имущество, поручительства третьих лиц и гарантии в объеме не менее стоимости планового двухмесячного потребления газа в отопительный период.

Ключевую роль в принятии соответствующей инициативы опять же сыграл МВФ. Именно Международный валютный фонд потребовал от Украины обеспечить бездефицитный бюджет Нафтогаза уже в 2017 году.

Долги НАК представляют большую проблему для украинского бюджета, в прошлом году на компанию ушло две трети золотовалютных резервов, отмечает Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований.

"Если население платит довольно исправно, то у теплокоммунэнерго есть большие задолженности. Чтобы заставить их соблюдать более четкую платежную дисциплину, была предпринята попытка надавить на них. Этот закон должен простимулировать их более адекватно работать на рынке и не создавать огромных долгов", - подчеркивает эксперт.

С этой же целью МВФ требовал повысить тарифы на газ для населения. Уже во вторник Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила минимальный тариф для населения на газ в 3,3 раза, для Укргаздобычи – в 4,6 раза, а для теплокоммунэнерго – в 2,2 раза.

"Население платит хорошо, но ставки намного ниже, чем для промышленности или для теплокоммунэнерго. А если учесть, что вместе с теплокоммунэнерго население потребляет газа больше, чем его добывают в Украине, повышение тарифов для населения необходимо, чтобы сократить разрыв между ценой импортного и украинского газа", - поясняет Жолудь.

Впрочем, все эти действия украинских властей не более чем первые шаги на пути настоящих реформ, считает бывший министр экономического развития Павел Шеремета.

"Сегодня в своих постах некоторые украинские чиновники говорят: "Три месяца мы работали без выходных и, вот, мы сделали". По опыту прошлого года, меня беспокоит, что лучшие реформы у нас получаются до получения транша. После этого наступает определенное перенасыщение. Но этого недостаточно, это только начало", - говорит НВ Шеремета.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: