10 декабря 2016, суббота

Что получит Троещина вместо метро и на что Киев выменяет земли у пригорода

Последний Генеральный план, 2002 года, который действует на сегодняшний день, разрабатывался в конце ХХ – в начале этого века. Он строился на расчетах советского времени

Последний Генеральный план, 2002 года, который действует на сегодняшний день, разрабатывался в конце ХХ – в начале этого века. Он строился на расчетах советского времени

Главный архитектор рассказывает, как вместо Киева появится столичный округ, и как решат проблему вечно стоящего в пробках Московского моста через Днепр

Из-за ряда спорных моментов Киевсовет до сих пор не утвердил новый Генплан-2025. К примеру, в отличие от нынешнего Генплана, действующего до 2020 года, новый документ разрешает расширять границы Киева и предусматривает возможность создания так называемой киевской агломерации — круга, в котором будут взаимодействовать между собой сама столица и ближайшие населенные пункты.

О планах и проблемах Киева НВ поговорило с главным архитектором Киева Сергеем Целовальником.

- Расскажите, чем обусловлена необходимость появления нового Генплана?

- Последний Генеральный план, 2002 года, который действует на сегодняшний день, разрабатывался в конце ХХ – в начале этого века. Естественно, он строился на расчетах советского времени. Вот показательный пример. Москва когда-то не пустила нам шестивагонные станции метрополитена. Сказала: "Нет, это в Москве шестивагонные, а вы Киеве обойдетесь пятивагонными". И сегодня мы имеем проблему: сама технология метрополитена позволяет пропустить потоки на шести вагонах, но пользуемся пятивагонными, поскольку станции не рассчитаны на шесть вагонов. Такие вещи откладывают отпечаток на развитие городов.

- Чем именно этот Генплан 2002 года нам сейчас не подходит?

- Например, созданием столичного округа из прилегающих районов. К Киеву примыкает 10 районов. Поскольку эти 10 районов нас, так или иначе, кормили хотя бы овощами, то авторы посчитали, что они должны "покормить" нас и землей. Проектная команда присовокупила к Киевской территории, которая составляет 83,5 тыс. га, еще 64 тыс. га – примерно столько же, сколько и было в Киеве. И на этих территориях в Генплане 2002 года разместили примерно 38% будущего строительства – это чуть больше 7 млн кв. м. Все прекрасно понимали, что это должно было быть согласовано с собственниками земли, а это села, поселковые советы, сельские советы, районы и область. Но, кроме двух второстепенных сел, которые так или иначе собирались перейти в Киев – Лесники и Новоселки, ни с кем больше не обсуждался этот вопрос.

Планируется создание рабочих мест и зон деловой активности на левом берегу. Одновременно — ограничение строительства торгово-офисных и развлекательных комплексов в историческом центре.

- Это не было реализовано?

- Действующий Генплан предполагает, что за пределами Киева нужно размещать жилье и прочие объекты. А мы туда не можем даже сунуться – все земли уже давно застроены или застраиваются местными советами, и это их право. Такая беда получилась.

Есть много других несоответствий ожиданиям. По автомобильной загруженности, например, предполагалось 300 тыс. машин к 2020 году, а у нас эта цифра практически достигнута на сегодняшний день. Я уже не говорю о том, что к нам хлынул автопарк с востока Украины. Этого Генплан не мог предположить.

- По поводу автомобильной загруженности – как Киев будет решать эту проблему? Например, вечную историю с метро на Троещину и вечно стоящий Московский мост?

Существующие транспортные проблемы, в частности левого берега, будут решаться в нескольких плоскостях. Во-первых, новым Генпланом предусмотрена ликвидация диспропорции между местами проживания и работы. Каждый день более 700 тыс. киевлян, преимущественно — жителей левобережья, дважды пересекают Днепр – по пути на работу и домой. Больше половины этих жителей, двигаясь на общественном транспорте или на автомобиле, стоят в пробках на мостах. Для уменьшения интенсивности ежедневных трудовых поездок планируется создание рабочих мест и зон деловой активности на левом берегу. Одновременно предлагается ограничить строительство торгово-офисных и развлекательных комплексов в историческом центре.

Во-вторых, сейчас проводится активная работа по оптимизации транспортной системы Киева. Транспортная схема столицы работала в соответствии с расчетами, сделанными еще в 1986 году. Сегодня, благодаря привлечению экспертов Мирового банка, проанализирована транспортная ситуация и разработаны рекомендации по ее улучшению. Эксперты британской компании ITP разработали рекомендации по оптимизации маршрутов общественного транспорта. Планируется уменьшить количество дублирующих маршрутов с небольшим пассажиропотоком, увеличить количество прямых маршрутов, расширить маршруты подвоза пассажиров к метро, улучшить сообщение с пригородом. Также планируется оптимизация маршрутов общественного транспорта с Троещины: из двадцати одного существующего маршрута, связывающих Троещину с Правым берегом, двенадцать будут ликвидированы, а шесть – модифицированы. Также появятся три абсолютно новых, более эффективных маршрута.


Каждый день из этих и других городов Киевской области в Киев на работу приезжает до 250 тыс. человек. Ежедневно это плюс к существующим 2 млн 800 тыс.

Каждый день из этих и других городов Киевской области в Киев на работу приезжает до 250 тыс. человек. Ежедневно это плюс к существующим 2 млн 800 тыс.


 - Что будет с прилегающей территорией?

- Есть идея создания большого столичного округа. Мы понимаем это как создание киевской столичной агломерации. Предполагается участие нескольких городов, населенных пунктов, которые тяготеют друг к другу, либо какими-то технологическими цепочками, либо намерениями размещения жилья, рабочих мест, в транспортном смысле. Вокруг Киева находится порядка 10 городов с населением от 50 тысяч. Каждый из них разработал и утвердил генплан. Например, Борисполь, Буча, Васильков, Бровары. Каждый день из этих и других городов Киевской области в Киев на работу приезжает до 250 тыс. человек. Это плюс ежедневно к нашим существующим 2 млн 800 тыс. Получается больше 3 млн людей в день, которые питаются, пользуются водопроводом, канализацией, электричеством. Но спать они возвращаются в другие населенные пункты.

Эта трудовая миграция, которая происходит и в самом Киеве, с левого на правый берег, создает нам очень тяжелые экологические проблемы, перепробег и перепрожег горючего, пробки на улицах. Машина в пробке очень сильно загрязняет атмосферу. Даже троллейбус, как бы экологический транспорт, оказываясь в пробке, занимая своими габаритами дорогу, накапливает кучу машин, которые создают более сильное экологическое загрязнение.

Подобные проблемы мы планируем устранить посредством создания киевской столичной агломерации. Но абсолютно на другом уровне, не претендуя на территории населенных пунктов, которые вокруг нас находятся, а предлагая сотрудничать.

- Расскажите, как это действует, на примере какой-то страны?

- По такому принципу живет весь мир. Например, Франция, город Тулуза. 14 коммун, которые находятся вокруг Тулузы, не отдают свои земли, а Тулуза не забирает их земли, но у них есть договора о сотрудничестве.

То есть, допустим, хочет киевская громада построить в районе Гатного жилье, коттеджи или фабрику – заключается договор, и люди позволяют им это сделать. А Киев взамен дает этой громаде возможность, например, льготного поступления в столичные вузы или другие условия. Именно так и должен развиваться город.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: