10 декабря 2016, суббота

Будущее без будущего: На Всемирной выставке 1939 года СССР потратил $4 млн на один только выставочный павильон

комментировать
Символы завтрашнего дня: Сферическое здание Перисфера на центральной площади выставки символизировало Вселенную, шпиль - стремление к достижениям
Фото: Museum of the City of New York

Символы завтрашнего дня: Сферическое здание Перисфера на центральной площади выставки символизировало Вселенную, шпиль - стремление к достижениям

В то время как на последней предвоенной Всемирной выставке 1939 года американцы показывали телевидение, Советский Союз демонстрировал успехи гигантизма - как в размере своего павильона, так и в статуях и макетах зданий, его наполнивших

Весной 1939 года в Нью-Йорке открылась последняя перед Второй мировой войной Всемирная выставка достижений промышленности.

Она продолжила традицию таких же форумов, первый из которых стартовал в Лондоне в 1851‑м.

Их идея состояла в том, чтобы в одном месте собрать мировых технологических лидеров, которые дальше уже сами договаривались бы о сотрудничестве или торговле.

Долгое время для Всемирных выставок строились целые города из павильонов стран-участниц, представлявшие собою серьезные архитектурные сооружения.

В них можно было в течение более чем года познакомиться с товарами ведущих производителей, а также с достижениями искусства.

Официальный слоган нью-йоркской выставки — Рассвет нового дня — предлагал участникам пофантазировать над тем, как они видят города, транспорт, моду будущего.


Досуг будущего:
Досуг будущего: "Водяные жуки" на воздушных подушках - новый аттракцион, придуманный американцами / DR


Тема форума диссонировала с международной ситуацией: к моменту его открытия гитлеровская Германия уже аннексировала Австрию и Чехословакию, и в воздухе витала угроза большого конфликта.

Несмотря на это, участники живо откликнулись на призыв американских организаторов.

Выставка вообще оказалась крайне успешной, установив рекорд по общей площади экспозиции — почти 5 кв. км. Ее посетили 44 млн человек. И хотя 1 сентября 1939‑го началась Вторая мировая война, посетители экспозиций еще более года любовались технологическими образами будущего, рожденными фантазией инженеров и конструкторов.

В следующий раз подобного рода мероприятие прошло почти через двадцать лет — в 1958 году очередная по счету международная выставка состоялась в Брюсселе.

Лидер технологий

Всемирные выставки знали массу инженерно-архитектурных сооружений, восхищавших посетителей настолько, что их оставляли даже после демонтажа павильонов. Хрустальный дворец в лондонском Гайд-парке, встречавший гостей I Международной выставки, простоял 85 лет, пока не сгорел в 1936 году.

Эйфелева башня, возведенная как входная арка на Парижскую выставку 1889 года, до сих пор остается символом французской столицы. Центральными сооружениями Нью-йоркского промышленного форума были 55‑метровый в диаметре сферический павильон — символ Вселенной — и 190‑метровый шпиль — образ стремления к будущему.

Их соединял движущийся по спирали тротуар длиной в 290 м. Но не этим символам выставки суждено было стать ее настоящим открытием.

Самой перспективной инновацией, которую представили конструкторы, было телевизионное оборудование. Его показали американские изобретатели, руководители компании RCA Дэвид Сарнов и Владимир Зворыкин, родившиеся в Российской империи.

Первый уехал с родителями в США из еврейского городка в Беларуси, спасаясь от нищеты. Второй бежал от большевистского переворота.

С телевидением экспериментировали и в других странах. Даже в советской столице перед войной установили 100 телевизоров, хотя и со знаком фирмы RCA.

Однако всех превзошли американцы: открытие выставки в прямом эфире смогли посмотреть более тысячи зрителей на 200 телевизорах, установленных в витринах нью-йоркских магазинов. Для того времени это был абсолютный рекорд смотрибельности.


Телестарт:
Телестарт: Посетители выставки у одного из первых телевизоров компании RCA. На фото задняя панель закрывает экран - его диагональ всего 7,5 см / DR


Развил тему телевидения и американский автомобильный гигант General Motors, удививший посетителей и конкурентов своим футуристическим автомобилем, снабженным экраном.

Новшества сталинизма

Советский Союз иначе видел свое и мировое будущее: в монументальных памятниках своих вождей и лубочных пропагандистских сценах успехов социалистического образа жизни.

Павильон СССР, выполненный вполне в духе царствовавшей тогда в Союзе гигантомании, на выставке был самым большим. Его построили из настоящего мрамора по проекту Бориса Иофана. Гигантские формы здания венчала стальная скульптура рабочего.

Из центра павильона на гостей шествовал нарисованный марш физкультурников. У советских художников тогда возникла проблема с изображением фона для счастливых советских людей.


Самый мраморный:
Самый мраморный: Павильон СССР на выставке был самым большим. Его построили из настоящего мрамора / DR


Екатерина Зернова, один из авторов панно, вспоминала, что принимать работу пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия решила, что люди на панно не вызывают ее возражений, но вот архитектура на заднем плане была не та.

“Она была написана красиво. Но город будущего должен был выглядеть как‑то по‑другому. Дело кончилось тем, что художники написали архитектурный фон, едва различимый в туманной дымке”,— рассказывала Зернова.

По обеим сторонам от парада физкультурников создатели советского павильона решили расположить фигуры Иосифа Сталина и Владимира Ленина.

С ними, к счастью, проблем не возникло. Задание по их созданию поручили живому классику Сергею Меркурову, получившему философское образование в Цюрихе, а скульптурное — в Париже.

Он высек вождей из карельского розового гранита. Памятники впоследствии пережили не одно приключение. После закрытия выставки их установили в Москве. Гранитный Ленин в 1946‑м перекочевал в Киев на Бессарабскую площадь, где простоял до зимы 2013‑го и был сброшен восставшими украинцами как символ тоталитаризма.


Несостоявшийся рекорд:
Несостоявшийся рекорд: СССР показал миру, где в будущем должны были приниматься все важные решения страны. На рисунке - макет Дворца Советов. Здание планировалось как самое высокое в мире на то время / DR


Памятник Сталину до сих пор стоит в российской столице, но у него отбиты нос и ступни, а у подножия установлен мемориал жертвам репрессий.

Гвоздем советской экспозиции должен был стать самолет АНТ-25, созданный Андреем Туполевым.

За два года до открытия выставки конструктора арестовали по делу маршала Михаила Тухачевского, и в разгар выставки он продолжал работать в “шараге” — так тогда называли специальные лагеря для конструкторов.

Самолет Туполева стал мировой сенсацией в июле 1937‑го. На нем экипаж Михаила Громова совершил беспересадочный полет дальностью 11500 км по маршруту Москва — Северный полюс — штат Калифорния.

Но посетителей выставки самолет не заинтересовал. Купить его было невозможно, а о том, как обращаются в СССР с теми, кто создает его славу, информация время от времени все же просачивалась в мировую прессу. В Союзе было произведено только два таких самолета, и это создавало впечатление, что их строили только для никому не нужных рекордов.

Посетители косились и на 20‑тонный макет Дворца Советов для Москвы по проекту Иофана.

Здание должно было быть высотой 420 м, а увенчать его создатели планировали 70‑метровой статуей Ленина.

В 1931‑м, освобождая место под строительство Дворца, власти взорвали храм Христа Спасителя. К 1939 году заложили фундамент его высотной части, а для каркасов разработали специальную марку стали — ДС, самую прочную на тот момент в СССР.

Дворец в итоге так и не построили. Зато Иофан все‑таки вошел в советскую историю. В 1960‑х он оказался в группе архитекторов, воплощавших план тогдашнего главы СССР Никиты Хрущева по переселению жителей городов из коммуналок в отдельные квартиры.

Как временное жилье их строили тесными и с потолками высотой 2,6 м. Иофан же создавал элитные 16‑этажные хрущевки для Москвы.


За два года:
За два года: Пустырь, выделенный для советского павильйона. Его построили за два года. Обычно все сооружения всемирных выставок демонтировали после из завершения / DR


Так классику сталинской гигантомании все‑таки довелось заняться архитектурой будущего, которую трудно было придумать в 1939 году.
Макет дворца был не единственным в советском павильоне.

Настоящим триумфом гигантомании стал воссозданный там в масштабе 1:1 интерьер московской станции метро Маяковская с мозаичными потолками, гранитными и мраморными перронами. Проект авторства Алексея Душкина получил гран-при выставки.

Будущее для войны

Печальной была судьба экспозиций стран, которые первыми ощутили на себе агрессию Германии. Чехословацкий павильон вообще не успели достроить.

Правительство Третьего рейха, полностью оккупировавшего страну в марте 1939‑го, выделило $10 тыс. на завершение строительства. Однако при условии, что во время выставки не будет антинемецкой пропаганды.

Деньги успешно перевели в США, но их использовали совсем на другую цель — демонтаж павильона Чехословакии и доставку его на родину. Кстати, сама Германия отказалась от участия в выставке, сославшись на нехватку государственных средств.

Польша, не имея достойных новых технологий, в Нью-Йорк привезла 200 т произведений искусства. После того как немцы вошли в Варшаву, польский павильон был наиболее популярным.

Однако поляки не захотели возвращать свою экспозицию на оккупированную родину. Часть экспонатов удалось продать с аукциона, некоторые — оставить обществам соотечественников в США на хранение. Однако многое из представленного на выставке бесследно исчезло — к примеру, четыре ценных гобелена авторства Мечислава Шимянского.


Идеал:
Идеал: Стальная голова рабочего перед монтажом. Вячеслав Андреев, автор 24-метрового образа советского человека завтрашнего дня, поставил его на 60-метровый пилон / DR


Выставка принимала посетителей до октября 1940‑го. Однако когда война в Европе приняла планетарный характер, “мир будущего” пригодился для войны нынешнего.

Американцы распилили для нужд фронта технологически сложное сферическое здание из своей экспозиции и рекордно длинный эскалатор, ведший от него.

Осенью 1941‑го в Москве были порезаны на противотанковые ежи для обороны города и металлические конструкции, готовые для монтажа Дворца Советов.

Материал опубликован в №17 журнала Новое Время от 5 сентября 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: