2 декабря 2016, пятница

Автодилеры упали на историческое дно, но не теряют надежду выехать из ямы

СИЛА ВЕРЫ: Петро Рондяк из Виннер Импортс Украина демонстрирует доску для виндсерфинга в фойе офиса — на ней собран весь оптимизм сотрудников по поводу грядущего роста продаж

СИЛА ВЕРЫ: Петро Рондяк из Виннер Импортс Украина демонстрирует доску для виндсерфинга в фойе офиса — на ней собран весь оптимизм сотрудников по поводу грядущего роста продаж

Продажи новых автомобилей упали на историческое дно — около 41 тыс. машин за год, чего в 2000‑х еще не было. Но дальше страну ждет небольшой рост

В холле центрального офиса компании Виннер Импортс Украина, официального импортера брендов Ford, Volvo, Jaguar, Land Rover и Porsche, стоит доска для виндсерфинга. Впечатление такое, будто кто‑то из офисных сотрудников готовится оседлать океанскую волну. На самом деле это талисман. На доске под названием компании черным по белому выведены слова: “Хвиля йде”. Под ними бесчисленные автографы членов команды и десятки заклинаний на украинском и английском языке: “Готуємось до хвилі”, “Зміни тільки на краще”, “Be happy”.

Этот коллективный аутотренинг внушает сотрудникам веру в скорый рост автопродаж. Пусть они не достигнут уровня 2008 года, когда на украинском рынке продали рекордные 623,5 тыс. новых машин, но в Виннере верят: вскоре в Украине автодилеры смогут добраться до результата 2012‑го — 213 тыс. автомобилей.

Пока же, в 2015‑м, продавцы уверенно идут на национальный антирекорд — по данным компании AUTO-Consulting, за 11 месяцев в стране продали чуть более 40 тыс. новых машин. Это вдвое хуже, чем даже в постмайданном 2014‑м. Да и вообще в 2000‑х украинский авторынок так низко еще не падал.

Достиг ли он дна или впереди еще более глубокое погружение? “В Украине все возможно,— пожимает плечами Петро Рондяк, генеральный директор Виннер Импортс Украина.— Но в последние пять месяцев у нас по 5 тыс. регистраций [новых автомобилей] в месяц, это [потенциал] 60 тыс. в год. Уже лучше. Так что я надеюсь, мы уже видели дно”.

Даже на этом дне продавцы умудряются собирать неплохие деньги. Автобум 2006–2008‑х сформировал в Украине приличный автопарк, который теперь нужно обслуживать. Так что провал в продажах дилеры в некотором смысле компенсировали за счет доходов от сервиса, продажи расходных материалов и активизации работы на вторичном рынке.

Артем Ткаченко, глава правления крупнейшего автодилера Украины — компании ВиДи АвтоСити, говорит, что вторичка — это очень прибыльный бизнес. “Мы в этом убедились и собираемся развивать его очень серьезно",— рассказывает топ-менеджер, уточняя, что доходы от такого рода деятельности сопоставимы с доходами крупного дилерского центра.

 

Мы их теряем

Самым громким событием года на авторынке Украины Анна Самойленко, главный редактор онлайн-издания Auto.RIA, называет уход из страны официального представительства Honda. “Рынок сужается уже несколько лет,— говорит она.— Сейчас же ситуация совсем катастрофическая. Думаю, если бы в главном офисе видели перспективы роста, то Honda еще потерпела бы”.

Но не потерпела. Таку Касахара, представитель Honda Motor Co., рассказал в интервью газете Бизнес, что решение оставить Украину они приняли после того, как местный авторынок сжался до ничтожных размеров. Впрочем, японцы не совсем покинули страну — функции центрального офиса они передали локальному дистрибутору — компании Прайд Мотор. На прощание Касахара дипломатично отметил: “Этот рынок имеет хороший потенциал роста, несмотря на сложность нынешних обстоятельств”.

Потенциал — это секретное оружие Украины. Но стреляет оно не так часто, как хотелось бы. Последний мощный выстрел прозвучал в 2008 году, когда продажи перевалили за 600 тыс. новых машин и национальный авторынок по своему объему стал седьмым в Европе, пропустив вперед лишь Германию, Великобританию, Италию, Францию, Испанию, Россию.

 


НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ: Артем Ткаченко из ВиДи АвтоСити говорит, что на фоне спада продаж новых автомобилей они стали уделять больше внимания растущему сегменту перепродаж б/у машин
НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ: Артем Ткаченко из ВиДи АвтоСити говорит, что на фоне спада продаж новых автомобилей они стали уделять больше внимания растущему сегменту перепродаж б/у машин


Соседняя Польша, сопоставимая с Украиной по населению и структуре экономики, в 2008‑м осилила рубеж всего в 320 тыс. продаж. Импортерам было от чего танцевать гопак.

Андрей Нестеренко, гендиректор Ниссан Мотор Украина, помнит те щедрые времена до мельчайших цифр. Он рассказывает, что в салонах продавалось до 80 автомобилей в месяц. Теперь же в среднем — 7–8. Как результат, к началу декабря в Украине продали лишь 40,8 тыс. автомобилей. Это меньше месячной нормы 2008‑го и в восемь раз меньше, чем сейчас продается в Польше.

В том, что автомобильный промысел Украины рухнул, нет ничего неожиданного. Политическая, экономическая нестабильность, лишь слегка утихнувшая война на востоке — все это становится труднопреодолимой преградой на пути автомобилей в гаражи покупателей. Нестеренко добавляет и другие негативные факторы: аннексия Россией Крыма и оккупация части Донецкой и Луганской областей — а в Донбассе раньше совершалась пятая часть продаж.

Все игроки в начале 2015‑го понимали, что дела пойдут не ахти, но никто не мог предугадать, что рынок просядет столь глубоко. Например, Ткаченко год назад прогнозировал, что если курс доллара не перешагнет отметку 17 грн, то в 2015 году в стране продадут до 80 тыс. новых машин. А если курс обвалится больше — то 60–70 тыс. “Я ошибался,— признает теперь он.— Но надеюсь, что в 2016‑м не будет еще хуже”.

 

Танцуют не все

Лоик Сибрак, гендиректор компании Пежо—Ситроен Украина, заметил удивительную особенность нынешнего большого провала авторынка. Он рассказывает НВ: хотя кризис коснулся всех, почувствовали его игроки по‑разному. “Некоторые премиальные бренды даже увеличили объем продаж по сравнению с 2014 годом и вплотную приблизились к десятке наиболее продаваемых марок”,— говорит он.

Надеюсь, в 2016 году не будет еще хуже 
Артем Ткаченко, 
глава правления ВиДи АвтоСити

В первую очередь речь идет о BMW. В 2013‑м этот премиальный немецкий бренд в рейтинге самых продаваемых марок в Украине занял 26-ю строчку, разделив ее с китайским Chery. Теперь BMW — 11‑й. Причем в украинском топ-20 самых популярных брендов BMW — единственный, кто нарастил свой прошлогодний показатель. Все остальные, не считая Mazda c ее ростом на 1%, рухнули.

Текущий кризис перепутал все автомобильные ориентиры страны. Некогда уверенно первый корейский Hyundai с относительно демократичными ценами и стабильно четвертая в рейтинге продаж японская Toyota со своими не самыми доступными моделями поменялись местами. При этом обе марки потеряли свыше 50% в продажах.

Renault в более или менее благополучные времена был девятым, теперь же, сделав ставку на демократичную линейку своих машин и потеряв за год относительно немного, стал вторым по популярности автобрендом в Украине. Национальный производитель — ZAZ — ни при какой финансовой погоде из тройки лидеров не выпадает. Хотя именно лоукост-сегмент — машины по цене до $15 тыс. — просел глубже всех: минус 64%. Автомобили более дорогого сегмента сдулись в объемах продаж на 48%, а премиум-класс потерял лишь 25%.

 


ИСКУССТВО ПРОДАВАТЬ: Андрей Нестеренко, гендиректор Ниссан Мотор Украина, уверен, что сейчас дилерам нужно что-то придумывать, чтобы продавать машины
ИСКУССТВО ПРОДАВАТЬ: Андрей Нестеренко, гендиректор Ниссан Мотор Украина, уверен, что сейчас дилерам нужно что-то придумывать, чтобы продавать машины


Ухудшились и финансовые показатели автодилеров. За 11 месяцев уходящего года украинцы потратили на новые автомобили €926,6 млн, в то время как за аналогичный период 2014‑го — €1,7 млрд. Причем в 2015‑м на машины среднего, премиального и люксового сегмента украинцы выложили €806,1 млн, то есть почти в семь раз больше, чем на малобюджетные малолитражки. Примерно такие же пропорции были и год назад. Но тогда сегмент лоукоста занимал пятую часть рынка, а теперь — лишь 1/8.

“Премиум-сегмент занимает все большую часть от всех регистраций",— констатирует Рондяк.

Подобный расклад сил, когда бедные беднеют быстрее, чем богатые,— это не только украинский феномен. Во всем мире рынок премиум- и люкс-класса меньше подвержен коррозии. И ориентироваться на него, чтобы делать общие выводы, не стоит. Ради реальной картины надо смотреть на сухую статистику общих продаж, увлажненную слезами дилеров.

 

Через тернии

По данным Auto.RIA, средний возраст украинского автопарка — 21,5 года, российского — 12,5 года. В странах ЕС этот показатель равен 8,6 года, а США — 11,4 года. Не будь Кубы с ее средневозрастным парком в 38 лет, Украина могла бы считаться пристанищем наиболее возрастных машин мира.

Сейчас в стране на 1 млн населения продается около 1 тыс. машин, хотя в лучшие периоды этот показатель достигал 14 тыс. Но до европейских лидеров Украина все равно не дотягивала: в Германии сейчас продается 37 тыс. новых машин на 1 млн жителей, в Великобритании — 25 тыс.

“Те условия, в которых мы находимся, диктуют нам необходимость что‑то придумывать,— признает Нестеренко.— Раньше надо было просто выдавать автомобили: стояли очереди”.

Глава Ниссан Мотор Украина говорит, что может быть и еще хуже. Он, как и другие автоимпортеры, проклинает предложенные парламентом изменения в Налоговый кодекс, особенно в части “стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств”. Речь идет о снижении ставки акциза для импортных б/у машин на два следующих года.

“Если этот закон будет принят,— говорит Нестеренко,— мы можем уйти на уровень 15 тыс. [продаж новых машин в год]. Белые продажи представительств и дистрибуторов будут замещены на б/у продажи из Европы”.

С 1 января вступает в силу требование по ввозу в страну иномарок, которые соответствуют экологическим стандартам Евро-5, то есть машин не старше 2010 года. Анна Самойленко утверждает, что такие автомобили будут стоить недешево. Кроме того, под их видом могут завозить в Украину и машины стандарта Евро-4 и ниже.

Инстанции, которая будет контролировать соответствие нормам, в стране нет. “А значит, заключение [соответствия] можно будет купить за деньги”,— говорит Нестеренко.

Мы ожидаем в 2016-м динамику порядка плюс 15% 
Ярослав Вовк, 
директор  НИКО Авто Холдинг

Кроме места для коррупции, Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) заметила в этих новациях прямую угрозу для отрасли и бюджета. Импортеры выступили с воззванием к президенту, премьеру и спикеру парламента не допустить снижение акцизной ставки для б/у автомобилей.

В ВААИД прогнозируют катастрофу на рынке: “Импорт б/у автомобилей станет практически не облагаемым налогами видом бизнеса в Украине”. Мол, под видом б/у в страну начнут поставлять новые автомобили с целью избежать уплаты налогов.

Тем не менее уже невозможно игнорировать колоссальный спрос на подержанные автомобили. На этом плохо контролируемом рынке идут достаточно крупные торги. При продаже в нынешнем году 40,8 тыс. новых машин и 4 тыс. импортированных автомобилей с пробегом внутренние перепродажи составили 420 тыс. Этим трендом воспользовались многие, в том числе и ВиДи АвтоСити.

“В нашей компании это [вторичка] уже больше 10% в общей структуре продаж,— рассказывает Ткаченко.— Но в следующем году мы планируем удвоить данный показатель”.

Время сложное, каждый выживает, как умеет. Рондяк рассказывает, что после вынужденного сокращения штата — примерно на 30% — его компания делает ставку на эффективность. Для этого проводит обучение персонала дилеров — продавцов и механиков: при центральном офисе открыли курсы и построили учебный цех для обслуживания техники.

Еще выпустили учебники, где прописан даже дресс-код для сотрудников всех дилерских центров. Уже около 3 тыс. человек со всех уголков Украины получили здесь образование. В этот и другие инновационно-образовательные проекты Виннер Импортс Украина инвестировал около $1 млн.

 

У компании есть две основные предпосылки для таких трат. Во-первых, Виннер стремится зарабатывать не только на чистых продажах, но и на сервисе. Во всем мире структура доходов дилеров выглядит так: продажа новых авто — 25%, примерно столько же приходится на машины б/у по так называемому trade-in, около 50% автоцентрам приносит сервис.

В Украине о таких пропорциях еще не слышали: сервис в лучшем случае дает 15%. Небогатый украинский автовладелец, особенно тот, кто приобрел в кредит средство передвижения по цене, несопоставимой с доходами семьи, уже не тянет его обслуживание. “Многие, кто покупали автомобили, говорили: ой, у вас дорого, мы поедем в гараж к дяде Васе”,— иронизирует Ткаченко. Правда, некоторые, получив проблемы от “гаражного сервиса”, все же возвращаются.

Вторая предпосылка для инвестиций в персонал, по мнению Рондяка,— вера в то, что автопродажи станут расти.

Эту веру подогревает тот факт, что все рынки по западную границу Украины растут. Топ-менеджер Виннер говорит, что это играет на руку стране.

Когда в кризис 2009‑го весь мир тонул в финансовом водовороте, материнские компании ничем не могли помочь своим украинским “дочкам”. Теперь все будет по‑другому: чтобы поддержать умирающий рынок, западные производители и банкиры готовы идти на финансовые уступки.

Например, на приобретение ряда французских и японских брендов французский банк Credit Agricole предоставляет двухгодичные нулевые займы. Таких программ еще немного, но они уже появляются. Свои финансовые инструменты для поддержки клиентов разрабатывают практически все игроки рынка.

Лоик Сибрак говорит, что в Пежо—Ситроен Украина доля кредитных и лизинговых продаж достигла 20%. Как по нынешним временам — довольно много.

От всего этого у Ярослава Вовка, директора компании НИКО Авто Холдинг, хорошее предчувствие скорого выздоровления отрасли. Чем он и делится с НВ. “Есть надежда, что рынок [в следующем году] немного вырастет, хоть рост и не будет измеряться теми темпами, которыми он падал в последние годы”,— говорит Вовк. И заключает: “Мы ожидаем динамику порядка плюс 15%”. 

 

Материал опубликован в №48 журнала Новое Время от 24 декабря 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: