10 декабря 2016, суббота

Авиарынок просел на 40%. Угрожает ли банкротство крупнейшему украинскому авиаперевозчику

комментировать
Несмотря на просьбу МАУ о выдаче им кредита, эксперты не видят предпосылок для банкротства авиакомпании
Фото: Аvsim.su

Несмотря на просьбу МАУ о выдаче им кредита, эксперты не видят предпосылок для банкротства авиакомпании

МАУ Игоря Коломойского обратилась за помощью к правительству. О проблемах перевозчика и реакции рынка рассказал НВ адвокат фирмы Марченко Даневич Андрей Гук

На прошлой неделе один из лидеров украинского рынка авиаперевозок публично продемонстрировал положение дел на нем, обратившись к украинскому правительству с просьбой о выдаче стабилизационного кредита на 100 миллионов долларов. В соответствующем письме в адрес Мининфраструктуры также описывалось тяжелое положение авиационной отрасли и предлагались меры по ее поддержке. Участники рынка тут же заговорили о возможном скором банкротстве авиакомпании как когда-то ее предшественника – перевозчика Аэросвит. О том, как обстоят дела на самом деле, НВ попросило рассказать эксперта украинского рынка авиаперевозок, старшего юриста, адвоката фирмы Марченко Даневич Андрея Гука. 

24 сентября МАУ попросил у Кабмина кредит. Деньги нужны потому, что у компании проблемы?

Ситуация на авиарынке в целом действительно тяжелая. Никто против этого не будет возражать. Другой вопрос, что у МАУ было много времени, чтобы какие-то действия предпринять, зная, что рынок ожидает падение и проблемы. Кроме этого у МАУ довольно налаженные отношения с органами власти, которые регулируют авиационную отрасль.

Вы Госавиаслужбу имеете в виду?

Да. Поэтому все ресурсы, чтобы подготовиться и войти в кризисную ситуацию, у них были. Судя по всему, четкого плана решения проблемы у них нет. Пока мы не видим плана использования этих денег. 

Нельзя не отметить и второй нюанс: такая сумма, которую просит МАУ, для авиакомпании недостаточна. Это не такая большая сумма. Если бы речь шла о проблемах, решение которых уже требует вмешательства правительства, то сумма была бы иная. Поэтому говорить, что МАУ на грани банкротства, я бы не стал. Но только МАУ знает, насколько серьезны их проблемы.

После банкротства Аэросвита появился законопроект, который обязывает авиакомпании предоставлять время от времени финотчетность и бизнес-планы. Но он пока не был принят почему-то.

Сумма, которую просит МАУ у правительства, для авиакомпании недостаточна. Она не такая уж большая. Если бы речь шла о проблемах, решение которых уже требует вмешательства правительства, то сумма была бы иная. Поэтому говорить, что МАУ на грани банкротства, я бы не стал

Каков реальный масштаб проблем МАУ? Компании – конец, если она не получит денег?

Если объективно смотреть на вещи, то предпосылок для краха компании я не вижу. Мой клиент -авиакомпания Атласджет-Украина, находится с ними в судебном конфликте о демонополизации ими рынка, поэтому я вижу несколько больше, чем на поверхности. Исходя из этого, я не думаю, что МАУ на грани банкротства. У них достаточно ресурсов и запаса мощности, чтобы справиться с нынешними бедами. И в принципе МАУ умеет оперативно реагировать. Наложили на них санкции с российской стороны – они уже через несколько дней заявили об изменении планов полетов и так далее.

Если говорить о Договоре о едином с ЕС авиационном пространстве [угрожающем монополии МАУ на рынке], то МАУ уже сейчас комментирует, что он приведет к тому, что конкуренция сильно возрастет, и они могут уйти. Но до сих пор не определено, когда полностью заработает договор. Есть разные подозрения почему, но, тем не менее, пока этого не происходит. 

Хотя даже если его подпишут, не факт, что в Украину сразу ринутся все европейские перевозчики. Поэтому у МАУ очень много времени, чтобы подготовиться. Но системного подхода в этом она не демонстрирует. Какая-то оптимизация ресурсов происходит, оптимизация маршрутной сети, возможно, даже сокращения. Но это не системный подход к оптимизации и реструктуризации деятельности компании.

Эксперты утверждают, что у МАУ есть практика регистрировать права на много рейсов, но летать на них у нее нет возможности. Поэтому рейсы юридически закреплены за ними, а фактически – ничьи. Другие перевозчики на них зайти не могут, поскольку они как-бы закреплены за МАУ.

Так и есть. В этом и суть. Это первый случай в истории украинского авиационного рынка, когда чуть-чуть другая авиакомпания [Атласджет-Украина] попыталась откусить от МАУ – от маршрутов, где она и так не летала. 

И видите, какая реакция? Очень большой ресурс задействован, чтобы не пустить на эти линии кого-либо. Многим нелегко, не только Атласджет-Украина. Просто разница в том, что мы - новая компания, которой нечего терять.

У других перевозчиков дела обстоят тоже не лучшим образом? Мы видим, что серьезное падение объемов перевозок наблюдается уже с прошлого года.

По рынку в целом очень много негативных совпадений. Падение пассажиропотока, события в стране, действия РФ, рекомендации других стран ЕС не летать в Украину и решение многих авиакомпаний менять свои планы полетов.

Это влияет не только на авиаперевозчиков, но и на Украэрорух, и на государство в целом. Украина теряет очень много от того, что ее, грубо говоря, частично облетают или опасаются летать. Поэтому на рынке действительно ситуация тяжелая. Можно говорить, что больше 40% рынка мы уже потеряли.

Имеют значение и события на глобальной авиационном рынке. Например, Alitalia купили, Lufthansa оптимизирует всю, всю свою группу и сеть. SWISS не летает, Emirates приостановили полеты. Все это в совокупности сказывается.

Но опять-таки, если Emirates уходит с линий, значит кто-то, возможно, и появится. Поэтому тут с одной стороны плохие обстоятельства, а с другой – появляются новые возможности. Например, Атласджет-Украина, которые агрессивно пытаются войти. Визз Эйр Украина постоянно оптимизирует свои маршрутные линии.

Если допустить, что по каким-то причинам МАУ таки окажется на грани краха, как думаете – г-н Коломойский будет ее спасать? Или отпустит с миром ка Аэросвит?

У господина Коломойского есть не один вариант. Даже если и правительство им не поможет. Хотя я не думаю, что речь идет о банкротстве.

Кроме того, у Коломойского есть не одна авиакомпания, у которой уже есть сертификат эксплуатанта, лицензия, и которая готова принять что угодно. Поэтому... Вот когда Аэросвит вошел в банкротство, одним решением Госавиаслужбы большинство его линий были переданы МАУ. Вы понимаете, о чем я говорю?

Но, тут есть нюанс. В последнее время МАУ пыталась очень много сделать для того, чтобы линии воздушные распределяла только Госавиаслужба. 

Потому что Госавиаслужбу возглавляет Денис Антонюк - выходец из МАУ?

Это вы сказали.

Согласны ли Вы с тем, что уход с рынка МАУ уничтожит хаб в Киеве?

Хаб это громко сказано.... Где он? То, что мы называем хабом, и то, что у нас реально есть в Борисполе, – это две большие разницы. Как слон и Моська. Об уничтожении хаба в Борисполе речь не идет. Например, почему бы не пустить ту же нашу компанию Атласджет-Украина, которая сразу начинает делает из Киева около пяти рейсов? Это немало. И я думаю, что тот же Визейр с удовольствием заберут то, что МАУ потеряет, и смогут быстро поднять хаб. Самолеты могут очень быстро – буквально послезавтра – сюда привезти. При сегодняшних лизинговых схемах это не проблема...

Даже дальнемагистральные?

Вообще не проблема. Если бы мы знали, что МАУ завтра не подаст против нас иски и не остановит наши права, то мы бы летали. И не только мы, любая компания. Но нет уверенности в адекватности госрегулирования. Это главная проблема. Поэтому Борисполь вполне жизнеспособен и без МАУ, в случае худшего варианта. Есть чем заполнить. Эти линии пустовать не будут. Плюс – прецеденты. Мы все знаем пример банкротства авиаперевозчика Малев в Венгрии. Откровенно говоря, все эксперты сходятся в том, что на пользу Венгрии пошло банкротство Малев. 

Пока МАУ будет на рынке, мы подпишем открытое небо или нет?

Процедура имплементации затягивается. Официально мячик на стороне ЕС. Они ссылаются на спорный статус Гибралтара. Но если мы возьмем любую европейскую новую регуляцию, там в преамбуле всегда есть одно предложение – о том, что регуляция не распространятся на территорию Гибралтара до отдельного сообщения правительства Испании и Британии о решении конфликта по территории Гибралтара. Вот и все решение проблемы Гибралтара в тексте таких соглашений. 

Гибралтар – это просто официальная отговорка?

Да, но как МАУ это организовал, это никто не знает.

Но некоторые участники рынка, не будем называть, готовят синхронно письма на правительство, Мининфраструктуры, Минэкономики, Госавиаслужбу и другие органы с описанием конкретных механизмом, как решить проблему Гибралтара. И просьбой все-таки ее в ближайшее время решить. На фоне шумихи вокруг письма МАУ о просьбе предоставить им кредит, мы рассчитываем, что эти обращения будут рассмотрены и все-таки Украина предпримет попытку еще раз убедить Европу, что проблема Гибралтара – это совершенно не проблема. 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: