4 декабря 2016, воскресенье

Американец Илон Маск совершает революции в космосе, энергетике и автопроме, причем одновременно

Американец Илон Маск совершает революции в космосе, энергетике и автопроме, причем одновременно
Американский бизнесмен Илон Маск бросил вызов всему человечеству — его компании совершают революции в космосе, энергетике и автопроме. Причем все это одновременно

Apple, Google, Tesla Motors — так выглядит тройка самых инновационных компаний мира в рейтинге Boston Consulting Group, обнародованном в декабре. И если “яблочный гигант”и главный поисковик занимают первые две позиции уже десять лет, то производитель электрокаров Tesla совершил прорыв, поднявшись за последний год с седьмого места на третье.

Все 12 лет своего существования Tesla потрясает автолюбителей новациями. Так, в октябре компания презентовала функцию автопилота, с которой электромобили будут сами маневрировать на шоссе, находить место на парковке и парковаться. Причем этой возможностью могут пользоваться и те, кто приобрел машины ранее,— достаточно просто обновить программное обеспечение электромобиля.

Новация пока работает в тестовом режиме, однако американский бизнесмен Илон Маск, гендиректор Tesla, уверен в успехе автопилота. “Он никогда не устанет, не напьется, не поругается ни с кем из пассажиров,— иронизирует глава Tesla.— В долгосрочной перспективе он станет намного лучше человека”.

44‑летний Маск приложил руку к самым громким проектам современности. Он стоял у истоков крупнейшей системы электронных платежей PayPal, был главным вдохновителем и инвестором Tesla, основал компанию SpaceX, которая стала первым частным космическим перевозчиком, и теперь разрабатывает план покорения Марса. Кроме того, Маск пытается совершить революцию в энергетике — его компания SolarCity не только производит электрозаправки для Tesla, но и является одним из крупнейших поставщиков солнечных батарей в США.

“Компании Маска демонстрируют неординарное видение будущего и уже меняют целые индустрии”,— признает уникальность достижений бизнесмена специалист в области корпоративных финансов и инвестиций, профессор Фэрфилдского университета (США) Майкл Макдональд. Мнение аналитика иллюстрируют $12 млрд Маска — с таким состоянием бизнесмен замыкает сотню самых богатых людей планеты в рейтинге Forbes. Многие авторитетные бизнес-издания называют его среди наиболее влиятельных CEO.

Это один из самых неординарных топ-менеджеров современности, говорит о Маске американский журналист Эшли Вэнс, автор недавней биографии Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее. По словам Вэнса, Маск легко управляется с ежедневным потоком дел сразу в двух компаниях, работает над дизайном продуктов, контролирует маркетинг и не раз демонстрировал сильные качества в бизнес-стратегии и привлечении средств.

“Я интервьюировал многих лучших СЕО — обычно они превосходно справляются с одной или двумя из этих вещей, но не со всеми сразу”,— говорит НВ Вэнс. Журналист собрал для своей книги о Маске свидетельства трехсот человек.

 

Жизнь на Марсе

Вдалеке от любопытных глаз, в пустыне штата Невада полным ходом идет строительство очередного проекта Маска — фабрики Gigafactory, крупнейшей в мире по производству аккумуляторов для электромобилей. Ее масштабы соизмеримы с названием: предприятие стоимостью $5 млрд разместится на площади, соразмерной 95 футбольным полям, и станет вторым в мире зданием по объему, уступая лишь цеху по сборке самолетов Boeing Everett Factory.

Работать фабрика начнет в 2017 году, на полную мощность выйдет к 2020‑му. К тому времени она уже будет выпускать больше литийионных батарей, чем сейчас производится во всем мире. Это позволит компании Tesla производить 500 тыс. машин в год — в десять раз больше, чем сегодня.

Маск воспринимает бизнес как войну: все или ничего 
Эшли Вэнс, биограф Маска

Этот амбициозный план — далеко не все, что задумал Маск на ближайшие годы. У всех его проектов не менее грандиозные цели. Так, компания SpaceX, которая уже осуществила несколько успешных полетов по заказу NASA, готовится впервые доставить астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). В случае успеха США больше не будут зависеть от России в пилотируемой космонавтике — после отказа от использования шаттлов американцы летают в космос на российских Союзах.

К тому же SpaceX готовится реализовать мечту Маска об освоении Марса и заселении его людьми в ближайшие десятилетия. Уже весной 2016 года компания планирует испытать свою самую тяжелую ракету-носитель Falcon Heaven, одна из задач которой — доставка грузов на Красную планету. В SpaceX также разрабатывают принципиально новый скафандр для астронавтов и проект космического корабля Mars Colonial Transporter, способного доставлять людей на Марс.

Кроме того, в начале 2016‑го Маск намерен протестировать свой новейший проект — революционный транспорт будущего Hyperloop. По задумке бизнесмена, капсулы с пассажирами будут двигаться по специальным “трубопроводам”со скоростью около 1,2 тыс. км / ч, то есть в полтора раза быстрее авиалайнеров. Для начала фантастическая транспортная линия должна соединить Лос-Анджелес и Лас-Вегас, где уже через несколько месяцев пройдут первые испытания пробного трека.

Все проекты, за которые берется Маск, имеют общую уникальную черту, указывает Макдональд. “Они базируются не на том, каким мир является сегодня, а на том, каким видит его Маск через 5, 10 или 20 лет,— говорит эксперт.— Немногие компании или люди обладают подобным менталитетом”.

 

Звездный путь

Вплоть до совершеннолетия Маск жил за тысячи километров от США — в Южной Африке. Его родители — канадская модель и британский инженер —развелись, когда их сыну едва исполнилось девять лет.

Там же, в ЮАР, Маск пополнил биографию хрестоматийными вехами жизни вундеркинда: подростка жестоко третировали сверстники, которых он опережал в своих достижениях. В 10 лет будущий миллиардер освоил азы программирования, а в 12 создал и продал за $500 свое первое детище — компьютерную игру-стрелялку о космосе Blastar.

За высшим образованием Маск отправился в Канаду, однако затем перевелся в Пенсильванский университет (США), где получил сразу две бакалаврских степени — по экономике и физике. Маск также стал аспирантом Стэнфордского университета, но вскоре бросил науку ради предпринимательства.

Уже первая компания сделала его миллионером. Это была Zip2, основанная 24‑летним Маском на пару с братом, которая выпускала программное обеспечение для новостных сайтов, а среди ее клиентов были авторитетные издания вроде The New York Times. Через несколько лет, в 1999 году, стартап выкупил IT-гигант Compaq за $300 млн. Маску досталось 7 % от этой суммы.

Следующим был X.com — сервис онлайн-платежей, позднее объединившийся с платежной системой PayPal. И хотя из этого бизнеса Маск вышел раньше его звездного часа, все же остался крупнейшим акционером X.com. Так что, когда в 2002 году интернет-аукцион eBay выкупил PayPal за баснословные $1,5 млрд, Маск получил от сделки $165 млн.

Такие средства давали ему возможность наконец‑то попробовать свою хватку в космической сфере — в 2002‑м Маск, давно мечтавший о межпланетных путешествиях, основал SpaceX. Он решил всерьез заняться этой отраслью после того, как обнаружил, что в США нет ни одной действующей программы колонизации Марса.

Еще одна, более насущная цель SpaceX,— радикальное удешевление полетов в космос за счет многоразового использования ракет-носителей. На этом пути Маск едва не потерпел крах: три первые запуска Falcon 1, дебютной ракеты компании, обернулись неудачами.

Еще один провал — и на космической мечте можно было бы ставить крест, признавал сам Маск. Однако он не отступился: в 2008‑м Falcon 1 благополучно доставила груз на орбиту, и в том же году SpaceX заключила с NASA сенсационный контракт на $1,6 млрд. Компании доверили 12 рейсов обновленной ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС.

“С возвращением, детка!” — с такими словами в декабре 2015‑го праздновал Маск успешное приземление нижней многоразовой ступени ракеты Falcon 9. При помощи этого спуска бизнесмену удалось наглядно доказать, что на рынке межпланетных перевозок его компания вне конкуренции из‑за дешевизны запусков.

 


ЛУННАЯ ПОХОДКА: Илон Маск основал компанию SpaceX, ставшую первым частным космическим перевозчиком. На фото он выходит из корабля Dragon V2


“Это изменит экономику космических путешествий навсегда и по‑настоящему откроет космос как бизнес и простор для исследований человечеством”,— подчеркивает Вэнс значимость идеи Маска.

Не менее настойчив миллиардер и в сражении за автомобильный рынок, где с 2003 года вместе с Tesla Motors воюет за расширение ниши электромобилей. За это время компания пережила множество взлетов и неудач.

Так, весь минувший год Tesla демонстрировала рекордные показатели продаж, но в ноябре объявила об отзыве 90 тыс. седанов Model S из‑за возможных проблем с ремнями безопасности. А влиятельный американский журнал Consumer Reports сначала назвал Model S лучшим автомобилем, который издание когда‑либо тестировало, однако затем пересмотрел свою оценку, сославшись на множество мелких недочетов, подмеченных водителями.

Впрочем, Маск не сдается — он играет на опережение. К примеру, сейчас Tesla разворачивает по всему миру сеть станций для бесплатной зарядки своих машин, чтобы упростить передвижение для пассажиров. А в 2014 году компания объявила, что откроет доступ к своим патентам, чтобы мир быстрее перешел на электрокары.

 

Войти в историю

Маск развивает одновременно несколько компаний, постоянно перемещаясь из офиса в офис: его рабочая неделя нередко длится более 80 часов. Неудивительно, что в таком ритме семье достается немного времени.

“Главный роман у Илона — с его работой”,— заявила однажды первая жена Маска, канадская писательница Джастин Уилсон. Пара развелась после восьми лет брака, в котором у Маска родилось пятеро сыновей. В 2010‑м, спустя два года после развода, бизнесмен женился на британской актрисе Талуле Райли, с которой остается до сих пор, несмотря на частые размолвки.

Маска сравнивают со Стивом Джобсом — в том числе из‑за стиля менеджмента. Он действительно жесткий и бескомпромиссный руководитель, порой требующий от своих сотрудников выполнения нереальных задач. Правда, сам подает им лучший пример.

Определяющие черты Маска — его непреклонность и сфокусированность на задаче, считает Вэнс: “Для многих CEO их работа — всего лишь работа. Для Илона его компании — это его жизнь, и он воспринимает бизнес скорее как войну: все или ничего”.

Справляться с невозможным бизнесмену помогает его личная стратегия, суть которой — полагаться в первую очередь на собственные новации. К примеру, SpaceX использует в ракетах двигатели своего производства.

Еще одно преимущество Маска — его поразительная деловая хватка, полагает профессор менеджмента Джей Пи Эггерс из бизнес-школы Нью-Йоркского университета. К примеру, это умение видеть взаимосвязь между автопромом, производителями батарей, зарядными станциями, развитием инфраструктуры и возможным участием государства.

Такие качества дают Маску высокие шансы запомниться человечеству одним из крупнейших новаторов, уверены эксперты. И если Tesla и SolarCity обладают потенциалом изменить важные, но отдельные отрасли, то SpaceX в случае успеха с ее недорогими многоразовыми ракетами может переписать историю планеты, убежден Макдональд.

“Это полностью изменит то, как человечество взаимодействует с внешним миром, так же, как реактивный двигатель совершил революцию в глобальной бизнес-среде”,— считает эксперт.

 

 Материал опубликован в №1 журнала Новое Время от 15 января 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: