4 декабря 2016, воскресенье

60 или 250 тыс. грн в месяц – сколько стоит чиновник-реформатор?

60 или 250 тыс. грн в месяц – сколько стоит чиновник-реформатор?
Фото: Наталья Кравчук, НВ
Минфин предложил платить ответственным за реформы в Кабмине надбавки до 60 тыс. грн в месяц. Эксперты приветствуют такое решение, но отмечают, что менеджеры подобного уровня в бизнесе получают не меньше 200-250 тыс. грн ежемесячно

Долгожданная реформа государственной службы набирает обороты. Вчера Министерство финансов обнародовало документ, в котором речь идет о доплатах так называемым технократам, которые должны заниматься реформами в правительстве. В частности, чиновникам разрешат платить деньги Евросоюза и международных организаций.

Ограничения по доплатам установили на уровне 60 тысяч гривен в месяц. НВ узнало у экспертов, помогут ли такие деньги привести в правительство профессионалов и как это повлияет на ход реформ в Украине.

Денис Бродский, эксперт РПР, экс-глава Нацагентства по вопросам государственной службы

Мы писали стратегию реформирования государственной службы еще два года назад, она была согласована с европейцами, но ее отказался запускать тогдашний премьер Арсений Яценюк. В зависимости от должности мы предлагали увеличить зарплаты девяти группам чиновников: от госсекретарей до глав департаментов. Мы уже два года говорим, что не может нормальный порядочный человек работать министром за 12 тысяч гривен в месяц и решать вопрос на миллиард. Если мы не предложим достойные деньги достойным людям – ничего в стране не изменится. Европейцы с первого дня говорили, что готовы выделить деньги на доплаты реформаторам, потому что рядовой украинец не поймет высоких зарплат у чиновников, которые и так, по его мнению, воруют.

Начинать реформу следует с набора государственных секретарей, которые должны получать 250 тысяч гривен в месяц. Министры и их заместители не являются государственными служащими, они – политики. А вот исполнители этих политических решений – как раз госсекретари, которые будут самыми высокими должностными лицами в вертикали исполнительной власти. Но и министры с их замами также не могут жить на те жалкие деньги, которые мы им платим. Сейчас они идут туда не за зарплатами, а чтобы воровать. И это будет продолжаться, пока не будет других.

Политической воли для этой реформы не будет достаточно. Решение Минфина о 60 тысяч доплат реформаторам – тоже. Если бы эти деньги предлагали на уровне руководителя департамента – да, 60 тысяч – весомый аргумент для существенных изменений. Мы предлагали в начале доплачивать не всем чиновникам, а весьма ограниченному кругу лиц. Это 17 государственных секретарей, 50 руководителей департаментов, 250 их заместителей и в целом выходило до 10 тысяч человек. Абсолютно подъемные деньги для украинского бюджета. Если бы перестали воровать в ведомстве Насирова [Роман Насиров – глава Государственной фискальной службы Украины] миллиард гривен в месяц на одной схеме – у нас бы появились деньги в бюджете. Вот представьте, если бы мы взяли вместо Насирова человека с зарплатой $150 тыс в год – сколько бы денег сэкономило государство? [Согласно декларации официальная зарплата Романа Насирова в 2015 году составляла 3 тыс грн в месяц].

Вы в метро ездите? На Крещатике на пол-эскалатора объявления о работе для работниц стриптиз-бара с зарплатой 40 тысяч гривен. Вот это и есть настоящий уровень зарплаты в Украине.

За 25 лет независимости у нас сформирована когорта людей, которые умеют за приличные деньги выполнять сверхсложную работу. Они есть и знают, что такое противостоять взяткам. Думаете, в частном секторе не предлагают взятки? Может и меньшими суммами, чем в Правительстве, но если речь идет о поставках оборудования в какое-то министерство на 5 лет – это вопрос десятков миллионов долларов. Люди, которые получают 10 тысяч долларов в месяц добросовестно и честно отрабатывают эти деньги, опираясь коррупции.

Конечно, высокие зарплаты госслужащих – это не единственный путь преодоления коррупции. Но без этого ничего другого не будет.

Читайте также: Реформа №1: в правительстве может появиться новая должность

Роман Бондарь, партнер компании по подбору топ-менеджеров Talent Advisors

Я занимаюсь очень узкой специфической работой – нахожу таланты на должности топ-менеджеров бизнес-компаний. Мы также много делали для государства и исходя из моего опыта могу сказать, что стране не нужны просто руководители, способные администрировать существующий процесс.

Нам нужны те, кто способен перестроить или создать принципиально иной процесс, принимать крайне не стандартные решения. Условно говоря, не сделать проще процесс выдачи лицензий или повысить эффективность выдачи какого-нибудь разрешения, а вообще отменить их или перевести в онлайн. Нужны экстраординарные люди, которые способны управлять изменениями, мессианская роль.

Мотивация людей, способных на изменения совершенно отличается от тех, кто идет просто на административную должность. Обычный руководитель мотивирован властью, в основании его мотивации – защита и расширение своей власти. Одна проблема – такие люди консервируют любую систему, в которую они приходят. 

Второй тип мотивации, тех самых агентов изменений – достижение или реализация того, что кажется невозможным. Для них критически важным является факт достижения цели, они не марафонцы, которые бегут из удовольствия. 

Будучи партнером компании, которая занимается поиском директоров, могу сказать, что среди руководящего состава таких людей – меньше 3%. Поскольку их мало, а спрос на них очень большой – за них сражаются и бизнес-компании. 

Мы открыли окно для новых людей в госаппарате в 2014 году, только наша компания закрыла 56 правительственных проектов, то есть нашли людей на вакансии. Что произошло к лету 2016-го? 80% этих людей уволились. 

У нас же из-за неадекватной системы вознаграждения труда в государственном аппарате происходит отрицательная селекция. Министр украинского правительства должен получать минимум 250 тыс грн, заместители – от 150 до 200 тысяч, начальники департаментов – в районе 30-60 тысяч гривен в месяц.

Конечно, 60 тысяч гривен что-то решат в нынешней ситуации. У меня возникает в этом контексте другой вопрос, который гораздо важнее: это промежуточный этап в изменении системы оплаты труда госслужащих или финальный? 

Зарплату платят за выполнение функционала, а доплату – за геройство, о котором мы говорили. Не кажется ли вам, что 60 тысяч – как-то маловато для рисков геройства?

Желание правительства обойти все острые углы приводит к имитации реформ. В исполнительной власти сошлись два лагеря: одни хотят изменений на рыночных условиях оплаты труда, другие – кивают на среднюю зарплату в Украине.

Вот возьмем условное Министерство инфраструктуры, всего 200 человек. Владимиру Омеляну критически важно предложить достойную зарплату хотя бы руководителям департаментов и начальников управлений, чтобы хотя бы обеспечить выполнение его решений.

Когда мы работали с Айварасом Абромавичусом, выяснилось, что выполнять решение даже классного министра на среднем и нижнем уровне просто некому. Наличие качественных исполнителей – важное условие для осуществления изменений.

Читайте по теме: Профессионалы на зарплате. Технократы из Кабмина рассказывают, кто тормозит госмашину

Глеб Вышлинский, экономист, эксперт Центра экономической стратегии

В любом случае это положительный шаг, который позволит удержать ситуацию, но не решит проблему. Я очень зол, что это не сделал в свое время Яценюк, который просто упустил два года, когда на это были готовы европейцы. Все эти реформаторские заместители министров как минимум остались бы на своих должностях.

Если говорить о 50 тысячах гривен, которые сможет получать чиновник уровня начальника департамента – это не рыночная цена за работу человеку, который решает вопросы на миллионы. Но она достаточна для того, чтобы вести более-менее приличный образ жизни. Условном Максу Нефьодову на заказ запонок может и хватит, а на пошив костюма у дизайнера – уже нет.

Одно дело, когда на должность приходит инвестбанкир, который имеет сбережения, другое – когда эти 50 тысяч будут единственным источником дохода и их в принципе для более-менее приличного уровня жизни хватит.

Популистская политика Яценюка относительно оплаты труда чиновников, которая осталась и при Гройсмане, привела к тому, что лица на политических должностях получают еще меньше, чем будут получать их подчиненные. Проблему оплаты труда министров и их заместителей вообще не начинали решать. Насколько мне известно, цена вопроса – 100 миллионов гривен в год, чтобы обеспечить адекватную оплату труда чиновникам.

Самое важное – это создание пула людей, которые смогут делать обыденные реформы. Посмотрите на то же электронное декларирование, политической воли для этого нет, но его же кто-то готовил и кое-как, но запустил. Вот это давление системы, людей, для которых важна их репутация, будет приводить к тому, чтобы появились и политическая воля для реформ.

Большинство реформ – это не вопрос отмены многомиллиардных коррупционных потоков или каких-то судьбоносных решений судьба страны. Это долгая нудная подготовка принятия решений. Если решение нормально не подготовлено, если над ним не поработали тщательно и выдают что-то в сыром состоянии – любая реформа не будет двигаться. Возьмите то же самое Prozorro, мы даже не представляем, что пришлось сделать авторам, чтобы она работала так, как сейчас. Вот эти 60 тысяч гривен в месяц позволят людям соответствующего уровня несколько лет работать над реализацией реформ.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: