21 августа 2017, понедельник

100 дней. Блеск и нищета второго Кабмина Арсения Яценюка

100 дней. Блеск и нищета второго Кабмина Арсения Яценюка
Эксперты оценили первые 100 дней второго правительства премьер-министра Арсения Яценюка

Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований Пента

Достижения Яценюка носят не столько управленческий характер, сколько политический. Ему удалось остаться на посту премьера. Он на сегодня, даже с учетом некоторого снижения рейтингов, остается одним из двух самых влиятельных и популярных политиков страны. Но это сугубо политические достижения. То, что он не стал камикадзе, как "обещал", – тоже достижение. 

Главная неудача – и первый, и пока что второй Кабмины Яценюка не стали полноценной правительственной реформой. Идет запаздывание, пробуксовывание реформ, антикоррупционной политики. Нет серьезной системной борьбы с коррупцией – не только в смысле посадок и арестов, а прежде всего, в смысле ликвидации коррупционных схем, очищения экономики от коррупционных тромбов. Этого не произошло.

Качественно новой экономической политики правительство Яценюка не предложило. Это главная его неудача. Он выполнил задачу-минимум. Удержал контроль над экономикой, не допустил неконтролируемого обвала. Но сдержать кризисные тенденции ему не удалось. И они сейчас набирают силу. 

Арсений Петрович, будем говорить откровенно, склонен к лоббированию интересов отдельных олигархов - Владимир Фесенко

Любой политик должен договариваться с различными целевыми группами, в том числе и с крупным бизнесом. Это закон политики. Например, то, что в конце 2008 - начале 2009 годов Тимошенко, тогда премьеру, удалось договориться, согласовать интересы с крупным бизнесом, с отраслевыми лобби, в значительной мере смягчило кризис. Экономика тогда упала очень сильно – в 2009 году на 15%. Но удалось сохранить управляемость, не допустить социальных взрывов и других проблем. Это было связано, в том числе, с договоренностями с крупным бизнесом. Поэтому иногда это даже нужно делать.

Другое дело – не нужно лоббировать при этом чьи-то интересы. А Арсений Петрович, будем говорить откровенно, склонен к лоббированию интересов отдельных олигархов. Чаще всего называют Коломойского и Ахметова. Подчеркиваю – называют. Проблема Яценюка не в том, что он идет у кого-то на поводу.

Проблема Яценюка в другом, и она сугубо украинская: если нужно принимать непопулярные решения – то лучше не принимать никаких решений. Как-то будет и так. Эта типичная для украинских политиков болезнь, к сожалению, характерна и для нашего молодого премьера.


Тарас Качка, исполняющий обязанности президента Американской торговой палаты в Украине 

Позитивным для бизнеса за 100 дней работы правительства однозначно можно считать постановление о дерегуляции, которое было принято месяц назад, и принятие закона об упрощении условий ведения бизнеса (№1580) в парламенте. Это те решения, которые действительно были проработаны и приняты на основании пожеланий бизнеса.

Позитив в том, что премьер-министр и Кабинет министров таки набрались смелости его принять. Ведь принять можно было и год назад – эти идеи давно высказывались. Но за весь прошлый год смелости не набрались. Но стоит отметить, что ключевые проблемы так и не решились.

Плюс, безусловно, – конструктивное завершение переговоров с МВФ. Хотя эту оценку можно будет делать только на следующей неделе – посмотрим, как парламент примет поправки в бюджет, чтобы первый транш пошел в работу.

Работу правительства я оценил бы достаточно позитивно, но без восторгов. Хоть и маленькими шагами, главное – начат большой путь - Тарас Качка

Самым противоречивым элементом работы правительства я бы назвал налоговую реформу. С одной стороны, этот большой пакет, в нем много технических вопросов, которые конструктивны и потенциально облегчают жизнь бизнесу. Но несколько решений были достаточно негативно восприняты бизнесом – местный акциз, увеличение ренты на добычу газа и нефти, ведение дополнительного импортного сбора 5-10%. Формально правительство имеет право использовать такие инструменты. Но не в условиях, когда это влияет не только на импорт, но и на экспорт. Достаточно много международных корпораций уже разместили производство в Украине и экспортируют из Украины в третьи страны – бывшего СССР, Северной Африки, Ближнего Востока. Введение этого сбора приведет к тому, что те небольшие экспортно-ориентированные инвестиции, которые дают рабочие места и выручку, могут уйти в ту же Россию, где есть аналогичные производственные мощности. Обиднее всего, когда, несмотря на увещевания бизнеса, стремление найти баланс в публичных финансах берет верх и какое-то краткосрочное решение рубит долгосрочный позитивный эффект. Мы об этом неустанно говорим и надеемся, уже по результатам первого квартала эти вопросы будут сняты.

Однозначно хороший шаг – антикоррупционная политика. Хотя это общие усилия, а не только инициатива правительства. С тем, как заработает и антикоррупционное бюро, и закон о судах, и начнет меняться прокуратура, сейчас связаны очень большие ожидания.

Сейчас мы входим в плоскость, когда будет важна не только бумажная работа – законы и постановления, а конкретная имплементация, кадровая политика, действия людей на местах. Успешность тех решений, которые принимает правительство, будет зависеть от того, как будет работать налоговая в каждом отдельном районе, таможня на каждом отдельном посту и так далее. Без этого все позитивные начинания могут очень быстро нивелироваться.

В целом работу правительства я оценил бы достаточно позитивно, но без восторгов. Работа идет, есть определенные продвижения, хоть и маленькими шагами, главное – начат большой путь. Эти начинания очерняет ситуация в экономике в целом. Поэтому, думаю, эффективность правительства правильно будет измерять не по этим 100 дням, а во втором полугодии года. Очень многие из его инициатив могут дать результат не ранее, чем тогда.


Анна Деревянко, директор Европейской Бизнес Ассоциации 

Судя по 100 дням, у нового правительства Яценюка вроде бы реформаторские настроения. Но параллельно возникает ряд абсолютно алогичных вещей, которые нивелируют весь позитивный эффект. Создается впечатление, что молодые министры хотят что-то сделать – но бюрократия выбивает почву у них из-под ног. Есть впечатление, что она может перекрыть все реформаторские настроения.

Не удалось сделать, а надо было бы – пересмотреть кадровую политику и оплату труда госслужащих. За эти 100 дней сделан шаг назад. Зарплаты министров 4,5-5 тыс. грн – это неправильный путь, если мы хотим получить качественную команду.

Качество госаппарата должно быть первым ориентиром – ты должен поставить управленцев, которые будут мотивированы сделать что-то хорошее и будут иметь полномочия для этого.

Некоторые компании отмечают, что коррупция стала меньше в разы, но при этом она все равно остается. Когда страна падает, люди бедствуют и гибнут – как при этом можно воровать? Даже в благородной бизнес-среде появились настроения "надо ставить к стенке и расстреливать". 

Создается впечатление, что молодые министры хотят что-то сделать – но бюрократия выбивает почву у них из-под ног. Есть впечатление, что она может перекрыть все реформаторские настроения - Анна Деревянко

Борьба с бюрократией. Нужно перестраиваться с постсоветского образца на европейский. Может, мы чего-то не знаем, но мы не видим пока, чтобы бюрократия перестраивалась.

Министерство экономики активно продвигает тему дерегуляции – это хорошо. Но темп недостаточный, его можно было бы ускорить.

Либерализация – мы хотим видеть больше свободы для бизнеса. Хотим, чтобы его не затюкивали проверяющими инстанциями, налогами и административными мерами. Мы либерализации не видим. Видим обратное. Вместо объявленной либерализации произошла перегруппировка налогов. В валютном регулировании идет, скорее, закручивание гаек и создание барьеров, чем их устранение. Мы где-то заблудились. Основополагающие вещи пока остаются нерешенными.

К негативу я бы добавила курс гривны, который просто зашкаливает и является контрпродуктивным и для импортеров, и для экспортеров. Административные ограничения на валютном рынке непродуктивны. Они приводят к нарастанию паники на валютном рынке и не добавляют премьеру позитива. Как бы правительство не хотело всю ответственность переложить на Нацбанк, бизнесу понятно, что это солидарная ответственность.

Бездефицитность бюджета – усилия есть, но он пока еще не на нуле. А жить нужно научиться по средствам. Иначе нам надо либо заходить в кредиты и переносить долги на будущее поколение, либо печатать деньги. У Украины сейчас последний шанс, чтобы встряхнуться.

Зачем ввели импортный сбор – чтобы добить импортеров? Импорт и так упал при нынешнем курсе. Бизнес замирает, потому что непонятно, каким образом планировать.

Бизнес Ассоциация не раз обращалась к Яценюку с предложением провести встречу, пытались донести желание бизнеса быть услышанными и услышать его. Но единственная встреча состоялась только в марте прошлого года, сразу после его назначения. Больше встреч на нашей платформе он не пожелал проводить. Понятно, что он занят. Но хотя бы раз в квартал или раз в полгода премьер-министр должен встречаться с крупнейшими налогоплательщиками в стране. Украине сейчас нужно работать с каждым инвестором, чтобы он вкладывал капиталы сюда и оставался здесь. Даже Азаров проводил встречи как минимум два раза в год.

Иногда секретариат Яценюка говорит, что у него нет времени, иногда – что ему нечего сказать сейчас. Если нечего сказать – то послушай бизнес. Это нормальная практика.

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: