Дело Случая

Золотые ворота Киева

17 ноября, 2014
На прошлой неделе британское издание The Guardian опубликовало список из 12 самых красивых станций метро, в котором оказалась станция киевской подземки Золотые ворота. НВ предлагает ознакомиться с необычной историей этого произведения архитектуры

img_0286
Текст: Тарас Илькив


Это не первый раз, когда авторитетные мировые СМИ называют эту станцию одной из самых красивых: в 2011-м она оказалась в ТОП-15 туристического издания Bootsnall, а в 2013-м в - списке британской The Daily Telegraph. Это при том, что в списках зачастую фигурируют экстраординарные и новые станции.

Зеленая ветка киевского метро строилась с 1983 года. Золотые ворота были первой станцией третьей линии, их торжественно открыли в канун Нового, 1990, года - 31 декабря. Тогда функционировали всего три станции Сырецко-Печерской линии - Дворец спорта и Мечникова (теперь - Кловская).

© Фото: Тарас Илькив

На закате СССР

img_0249_01

Но мало кто знает, что за Золотыми воротами стоит интересная и непростая история создания шедевра, который появился в Киеве на закате Советского Союза - в 1989 году. Многие пассажиры задаются вопросом, как власти в то время могли позволить оформить «дворец для народа» мозаикой с изображениями киевских князей и храмов.

Уникальное оформление станция получила благодаря случайности, как утверждает блогер Олег Тоцкий, который известен своими фотосетами и эксклюзивными рассказами о столичной подземке. От киевского архитектора Вадима Жежерина он узнал удивительную историю о том, как проект станции был кардинально изменен непосредственно перед стартом отделочных работ.

© Фото: Тарас Илькив
За спиной у партии

Жежерин вместе с отцом Борисом взялись за проект по просьбе тогдашнего главного архитектора Киева Николая Жарикова, который был недоволен проектом московских специалистов, решивших сделать оформление станции весьма сдержанным и никак не связанным с исторической местностью. Сначала они решили разместить на всех будущих мозаиках исключительно орнаменты, ведь формально идеология в стране не позволяла реализовать проект с изображениями князей и церквей.


2583377_original

Борис и Вадим Жежерины. Фото: tov-tob.livejournal.com 


Несмотря на критику со стороны историков и художников, Жежерины получили зеленый свет от заммэра Киева Лаврухина. После этого они решили, что не будут ограничиваться орнаментом, и взялись за разработку эскизов с домонгольскими символами Киева - князями и соборами. Когда же главный архитектор Киева наведался к Жежерину, чтобы посмотреть, как идет работа над мозаикой, тот показал ему только проекты с орнаментом. 

© Фото: Тарас Илькив
Большой риск

"Риск, конечно, был большой. Но это был уже такой момент, когда даже местное партийное руководство было на последнем издыхании и перестало контролировать такие идеологические моменты. Никто не запросил у меня проект станции и никто, кроме Жарикова, меня не проверял. Ну, а я, мягко говоря, этим воспользовался", - рассказал Жежерин Тоцкому, который констатировал, что, если бы эта история произошла на несколько лет раньше, то такого своевольного изменения проекта скорее бы всего не произошло.


fotorcreated
Коллаж НВ


В итоге о том, что изображено на мозаике стало известно только во время открытия станции. Сейчас благодаря смелости киевских архитекторов пассажиры могут насладиться не только орнаментами Киевской Руси, но и самыми известными ее деятелями - Кием, Щеком, Хоривом, Лыбедью, Аскольдом и Диром, князьями Олегом, Владимиром, Ярославом, Мстиславом и другими. Также на станции можно найти изображения Десятинной и Кирилловской церквей, Софийского собора и Михайловского соборов, а также других старейших храмов Киева.

Слава Украине в 1989 году

Еще один интересный факт - в промежуточном вестибюле между эскалаторами можно найти надпись Слава Украине, которую незаметно выложили создатели Золотых ворот. Хотя ее нереально разглядеть без особого труда, - это еще один символ тоглашней эпохи становления Украины как независимого государства.


glory_01
Фото с сайта metropolis.kiev.ua/postindustrial


* * * * *

Золотые ворота - 29-я станция Киевского метрополитена. Расположена между станциями Лукьяновская и Дворец спорта. Пассажиропоток - 20 тыс. человек в сутки. Пересадочный узел со станцией Театральная Святошинско-Броварской линии. Станция имеет три подземных зала. Платформа разделена двумя рядами колонн. стены облицованы белым и желтым мрамором. Эскалаторный спуск разделен на две части из-за глубокого заложения станции. Своды проходов на платформы подчеркнуты кирпичной окантовкой, между которой - мозаичные изображения князей Киевской Руси, церквей Киева и орнаментов. С 2011 года эти мозаики станции имеют статус только что выявленный объект культурного наследия, памятник архитектуры и градостроительства, монументального искусства.

Реклама
Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев