Люди культуры

Украинские художники

26 сентября, 2014
НВ представляет спецпроект Топ-100 Людей культуры - ключевых личностей мира отечественного искусства. В его рамках редакция назвала 22 наиболее значимых художников страны - не как рейтинг, а как подборку в алфавитном порядке
Сергей Братков
Художник, фотограф, 54 год
У Сергея Браткова, художника с мировым именем, за спиной участие в престижных биеннале в Венеции и Сан-Пауло, а также в передвижном европейском арт-смотре Манифеста. Его работы охотно покупают коллекционеры Европы, США и России, они занимают почетные места в зарубежных и отечественных музейных собраниях.

Братков регулярно выставляется в галереях обоих полушарий планеты. А в 2008-м Фотомузей швейцарского города Винтертур провел масштабную ретроспективу работ фотографа. Выставка в музее, хорошо известном создателям и ценителям фотоискусства всего мира,– знак высокого признания художественным сообществом.


Работа "Уехать и забыть", 2013

Работа "Уехать забыть", 2013


Впрочем, уроженец Харькова Братков, с раннего детства не расстающийся с фотокамерой, предпочитает называть себя художником, а не фотографом, также он любит нарушать устоявшиеся каноны и провоцировать зрителя. «Ставить перед обществом вопросы и говорить о болевых вещах – прерогатива современного искусства», - убежден мастер.

С начала 2000-х он большую часть времени проводит в Москве, где много снимает, выставляется и преподает в престижной фотошколе имени Александра Родченко. При этом он не прерывает сотрудничества с родиной. Будучи погружен как в украинскую, так и в российскую реальности, Братков отказывается ограничиваться только одной из них и определяет себя как постсоветского художника.

Артем Волокитин

Художник, 33 года

Артем Волокитин – один из тех немногих представителей молодого поколения украинской арт-сцены, кто делает ставку на живопись. Его полотна узнаваемы: на них часто изображены парящие в воздухе или помещенные в пустынные пространства человеческие тела. Таким образом, как признается сам художник, вопреки моде на политические и социальные темы в искусстве, он исследует проблемы человеческого характера и отношений.

«Все, что я делаю, это только обо мне, мой способ миропознания», - формулирует Волокитин суть своего творчества.

Он застенчив, немногословен и редко появляется на публике, предпочитая шумным тусовкам работу в мастерской и время, проведенное с собственной семьей.

Волокитина ценят украинские и зарубежные эксперты, его работы демонстрировались в Европе и России. В 2009-м он стал лауреатом первой национальной премии PinchukArtCentre, в жюри которой были ведущие мировые критики и кураторы.

С тех пор ни одна значимая групповая выставка отечественного арта, будь то Киевская биеннале современного искусства в Мыстецьком арсенале или Миф. Украинское барокко в Национальном художественном музее, не обходится без этого художника.

Артем Волокитин - картина


Необратимая красота. Картина из серии Три, два, один!. Холст, масло.

Гамлет Зиньковский

Художник, 28 лет

тмороженный фрик из уездного города на букву Х",– так говорит о себе Гамлет Зиньковский, которому за последние пять лет его недлинной жизни удалось пройти путь от харьковского мастера стрит-арта до одного из самых перспективных художников Украины.

Зиньковский дважды – в 2009 и 2011 году – вошел в число финалистов премии PinchukArtCentre Prize, присуждаемой наиболее талантливым художникам нового поколения. В 2012-м харьковчанин участвовал в первой киевской биеннале Arsenale 2012, а в 2013-м вместе с Жанной Кадыровой и Николаем Ридным, чьи достижения высоко оценивают специалисты и публика, представлял Украину на 53-й Венецианской биеннале — главном смотре изобразительного искусства мира.

При этом творчество Зиньковского, в отличие от многих других его коллег, доступно и понятно самой широкой аудитории. В Венеции он представил две серии: Наедине с собой — рисунки обычной шариковой ручкой на листах формата А4, а также Книгу людей — галерею из сотен портретов, которые были нарисованы шариковой ручкой в спичечных коробках.

Гамлет Зиньковский - картина


Книга людей (2010-2011)

Никита Кадан

Художник, 32 года
Художник, 32 года


Лидер интеллектуалов, придерживающийся левых взглядов, которого, впрочем, критикуют по обе стороны идеологических баррикад. Таков Никита Кадан, яркая личность в политически ангажированном украинском искусстве.

Четко выраженная позиция и актуальность выбранных для творчества тем сделали этого участника основанной в 2004 году арт-группы Р.Э.П. востребованным как в Украине, так и за рубежом независимым художником. Его произведения о преобразованиях постсоветских городов, отношениях между гражданами и властью, а также об исторической амнезии общества регулярно участвуют в проектах большого числа европейских галерей. О признании на родине свидетельствует авторитетная премия PinchukArtCentre Prize, полученная им в 2009 году.

Никита Кадан - картина

Процедурная комната (2009 – 2010). Печать на тарелках

Кадан бескомпромиссен и методичен в своем стремлении вывести уровень дискуссии об искусстве и проблемах общества на новый уровень. Коммуникация для него – в числе приоритетов.

«Мне хочется участвовать в создании пространства, где идет напряженный диалог [об искусстве], где люди в общении производят интересные идеи и щедро дарят их друг другу», - называет одну из своих целей художник.

Никита Кадан о своей работе в качестве лауреата главной премии PinchukArtCentre 2011:

Жанна Кадырова
Художница, скульптор, 33 года

Жанна Кадырова – самая успешная в молодом поколении украинских художников. В ее активе престижные международные арт-премии имени Казимира Малевича и Сергея Курехина, а маршрут персональных выставок достиг бразильского Сан-Пауло. Члены приемной комиссии Национальной академии искусств, не допустившие ее когда-то в студенты, наверняка теперь жалеют о принятом решении.

Начав свою карьеру десять лет назад в составе художественной группы Р.Э.П., к 2014  году Кадырова превратилась в самостоятельную, востребованную за рубежом и на родине творческую единицу. Несмотря на разнообразие форм и тем, работы художницы всегда легко узнать – свои скульптуры она чаще всего создает из «мужских» материалов вроде кафеля, бетона, цемента, асфальта или кирпича.


Без названия. 2014. Вырезанная сгоревшая стена, обои, создано при поддержке PinchukArtCentre
Без названия. 2014. Вырезанная сгоревшая стена, обои, создано при поддержке PinchukArtCentre


Творческое кредо Кадыровой под стать работам – «быть понятной, высказываться лаконично» и «всегда говорить о близком, знакомом зрителю».

Художница нарасхват – только в этом году она участвовала в пяти групповых выставках, в том числе в Берлине и Москве. А минувший год добавил в резюме строчку об участии в Венецианской биеннале, главном мировом художественном смотре. Арт-объекты Кадыровой были представлены в украинском павильоне этого форума современного искусства.

Алевтина Кахидзе
Художник, перформер, куратор, 41 год

Если бы звание заслуженного работника дипслужбы было решено присуждать не только дипломатам, но и художникам, Алевтина Кахидзе была бы удостоена его первой. Пять лет назад вместе с мужем она основала в своем доме в селе Музычи Киевской области частную арт-резиденцию. С тех пор в мастерской креативной украинки гостили и работали над проектами около двух десятков художников из разных стран мира, включая Германию, Чехию и Сингапур.

Прием гостей отнимает у Кахидзе около двух месяцев в год. Оставшиеся десять она посвящает собственному творчеству. Свои рисунки и перформансы, посвященные преимущественно культуре потребления и поиску компромисса между враждующими сторонами, художница экспонирует в европейских галереях, также она участвует в главных мировых арт-смотрах, среди которых Венецианская и Берлинская биеннале современного искусства.


Персональная выставка TV Studios / Пространства без дверей - в рамках проекта PAC-UA Переосмысление
Персональная выставка TV Studios / Пространства без дверей - в рамках проекта PAC-UA Переосмысление


В этом году украинка, выросшая в Донбассе и учившаяся в Киеве и голландском Маастрихте, принимает участие в странствующей биеннале Манифеста, проводимой на этот раз в Санкт-Петербурге.

Занимаясь некоммерческим концептуальным искусством, обладательница престижной премии имени Казимира Малевича по-философски относится к цене на свои произведения. «Нет справедливой цены на предмет искусства. Выход из этой ловушки – играть с ценой», — убеждена Кахидзе.

Анатолий Криволап

Художник, 68 лет

Анатолий Криволап известен сразу благодаря двум своим достижениям: он является самым дорогим украинским художником и одновременно одним из наименее публичных. Он не участвует в общественных дискуссиях и редко заглядывает на выставки. Зато две его мастерские — на Андреевском спуске в Киеве и в селе Засупоевка близ Яготина — регулярно пополняются новыми работами.

На поиск неповторимого и легко узнаваемого своей эмоциональной насыщенностью цветов стиля у художника ушло 15 лет. Еще четверть века прошло, прежде чем аукционные цены на его работы взлетели до прежде недостижимой для украинских творцов отметки в $ 186 тыс. Именно столько выложил неизвестный покупатель за полотно Конь. Вечер в июле 2013-го на лондонских торгах Phillips de Pury. Уже по сложившейся к тому моменту для работ Криволапа традиции финальная цена оказалась вдвое выше предварительно установленного экспертами эстимейта.

Впрочем, Криволап пользовался успехом среди коллекционеров и до внезапно свалившейся ему на голову аукционной славы. За последние 20 лет сотни его абстрактных пейзажей оказались в собственности ценителей прекрасного из Европы, Америки и Азии. Впрочем, взгляды художника на достигнутые им успехи далеки от звездности: «Каждый раз, когда пишу, я переживаю полный спектр эмоций – от отчаяния до восхищения. Когда у тебя поражений больше, чем побед, тебе не до гордости или чувства превосходства».


Конь. Вечер (2013)
Конь. Вечер (2013)


Владимир Кузнецов
Художник, 38 лет

Летом 2013 года новость о закрашенной директором галереи Мыстецький арсенал Натальей Заболотной картине молодого художника Владимира Кузнецова взорвала отечественное информационное пространство. Тогда этот выходец из Львова специально для готовящейся в музее выставки создавал работу Колиивщина: Страшный суд. На ней были изображены представители самых одиозных социальных групп украинского общества вроде опьяненных безнаказанностью милиционеров и коррумпированных священников.

Руководство Арсенала постаралось тогда замять досадный инцидент, в то время как Кузнецов по сей день считает конфликт неисчерпанным. «Работы делаю в первую очередь для общества», - признается автор, для которого важно, чтобы каждая его картина была увидена и понята зрителями. Смысл искусства для него – в обмене знаниями и опытом, дающем импульс для развития.

Впрочем, скандальная роспись – далеко не главное событие в карьере Кузнецова. На протяжении последних десяти лет он – активный участник творческого объединения Р.Э.П. Вместе с коллегами по команде создал множество проектов в галереях Украины и Европы. В качестве сольного автора Кузнецов экспериментирует с жанрами и техниками, пробуя себя в создании графики, инсталляций и даже вышивки, и является частым гостем на многих европейских биеннале.

Владимир Кузнецов - картина

Работа Кузнецова Колиивщина: Страшный суд. Картину зарисовали еще до того, как художник ее дописал.

Павел Маков

ууу
Художник, 56 лет


Среди членов Королевского общества живописцев и графиков Великобритании вот уже 20 лет числится харьковский художник-график и офортист Павел Маков, который еще в начале 1990-х преподавал в лондонском Королевском колледже искусств. Стоит ли говорить, что за минувшие с тех пор два десятка лет Маков стал еще большим мастером, значимым для отечественного и зарубежного арт-сообщества. Теперь этот художник — один из самых дорогих в Украине: летом 2013-го на Русских торгах Sotheby's диптих Макова Place Fountains I, Place Fountains II был продан за $ 11,5 тыс.

"Различные аспекты жизни он накапливает годами, а затем виртуозно сводит воедино, - говорит об уникальности графических серий и арт-буков Макова Бьорн Гельдхоф, арт-менеджер PinchukArtCentre. — Он один такой, кто работает с печатью как с формой живописи".


На заднем плане работа Одеяло (Память) 2011-12, на переднем - Огород (Место) 2010-12
На заднем плане работа Одеяло (Память) 2011-12, на переднем - Огород (Место) 2010-12


И в столичном Мыстецьком арсенале, и в галерее PinchukArtCentre, и в аналогичном харьковском центре современного искусства ЕрмиловЦентр персональные выставки Макова вызывают такой же интерес, как и экспозиции заезжих звезд.

Кроме того, его работы есть в коллекциях лучших галерей мира, включая нью-йоркский Метрополитен-музей, вашингтонскую Национальную галерею, лондонский музей Виктории и Альберта, московскую Третьяковскую галерею и десятки других.  

Павел Маков - картина

Фрагмент работы Огород (2010-12)

Виктор Марущенко

Фотограф, основатель Школы фотографии Виктора Марущенко, 68 лет

Виктор Марущенко - признанный мастер и практически классик отечественной документальной фотографии.

Начал снимать в 1980-х, работая фотокорреспондентом газеты Советская культура в Украине. Снимал он настолько хорошо, что в 1990-м более сотни его работ, сделанных в многочисленных командировках, были отобраны для масштабной групповой выставки, посвященной Восточной Европе, в Елисейском музее фотографии в швейцарской Лозанне.

После этого международного дебюта предложения о сотрудничестве стали поступать к киевлянину регулярно. Сегодня в его послужном списке более 70 персональных и групповых проектов, представленных в галереях Украины, Германии, США и Франции.

Работы Марущенко хранятся в частных и музейных коллекциях по всему миру. В 2001-м его фотографии были отобраны для участия в главном проекте престижной и авторитетной Венецианской биеннале современного искусства. Спустя несколько лет к внушительному списку покоренных зарубежных площадок добавилась также значимая биеннале в бразильском Сан-Паулу.


Работы из проекта Раннее. Экспозиция в Bottega Gallery
Работы из проекта Раннее. Экспозиция в Bottega Gallery


Сегодня именитый киевлянин уже не только фотограф, но также основатель и руководитель Школы фотографии Виктора Марущенко, которая считается одной из лучших в Украине. Там Марущенко уже более десяти лет помогает молодым фотографам раскрыть секреты мастерства.

Иван Марчук
Художник, 78 лет

В 2007 году британская газета The Daily Telegraph включила художника Ивана Марчука в список 100 гениев современности - в этом перечне он оказался единственным украинцем. А годом ранее Международная академия современного искусства (Рим) вписала имя Марчука в свою Золотую гильдию – регистр величайших из ныне живущих деятелей искусства.

Внимание к художнику, на чьем счету более 4 тыс. полотен и свыше 100 персональных выставок по всему миру, неслучайно. Он создал собственный неповторимый стиль живописи, который полушутя называет пльонтанізм – многие его картины словно сотканы из тысяч тончайших нитей. Причем достигший 78-летия художник не почивает на лаврах: он много пишет, и его картины можно часто увидеть на выставках.

 Работы Марчука есть в музеях США, Европы и Австралии, их продолжают охотно выставлять зарубежные галереи. Так, нынешним летом выставка украинца открылась в Мюнхене, а минувшей осенью, как раз во время злополучного для Украины саммита Евросоюза в Вильнюсе, его картины принимала литовская столица.

Однажды неутомимый художник пожалел, что у него всего две руки. "Если бы у меня, как бога Шивы, их было двадцать, я сделал бы гораздо больше", - посетовал Марчук.

Иван Марчук - картина

Картина Ивана Марчука Пробуждение

Оксана Мась

Художница, 45 лет

Уроженка Одесской области Оксана Мась – одна из самых востребованных за рубежом украинских художниц. В то время как на родине ее выставки происходят с регулярностью раз в два-три года, то за границей ежегодно проводится не менее трех персональных и столько же групповых арт-смотров с ее участием. При этом география галерей, с которыми сотрудничает Мась, простирается от американского Чикаго на западе до индийского Мумбая на востоке. Работы украинки хранятся в музеях Европы, США и Японии.

Художница не боится экспериментировать с материалами и техниками. Она начинала с живописи, но известность ей принесли масштабные инсталляции. Резонансное появление Мась на знаменитой Венецианской биеннале в 2011 году запомнилось публике огромных размеров ремейком знаменитого Гентского алтаря XV века авторства нидерландцев ван Эйков. Алтарь был выполнен из тысяч расписанных обычными людьми деревянных яиц.

Двумя годами позже Мась вновь появилась на биеннале в Венеции, на этот раз со скульптурами из стекла и металла, которые она создала, переплавив в печи несколько дорогих автомобильных двигателей.

Оксана Мась - картина

Алтарь Наций. На сегодняшний день уникальный арт-объект день состоит из нескольких сотен тысяч яиц и представляет собой 15 уже готовых фрагментов Гентского алтаря братьев ван Эйк. Весь объект планируется собирать около 8 лет, его размер будет 94 метра по высоте и 134 метра по ширине. Количество яиц будет составлять 5 миллионов, а всего фрагментов будет 302.

Два года назад художница сделала смелый шаг в направлении видеоарта. Так получилась работа Феномен эпидеризма, исследующая проблемы телесности и отмеченная призом независимых критиков престижного кинофестиваля в Локарно.

В Украине художницу не раз критиковали за излишнюю эпатажность при отсутствии оригинальных идей. Но Мась умеет не обращать внимания на критику – она считает возможность заниматься искусством наивысшим счастьем. Все остальное — пустое.

Роман Минин

Художник, 33 года

В дни, когда о необходимости "услышать Донбасс" спорит вся страна, трудно найти более актуального художника, чем Роман Минин. Сын шахтера и уроженец Димитрова Донецкой области, покинувший свою малую родину, но не порвавший связей с ней, он лучше многих знает об истоках нынешней трагедии и настроений региона.

Самые знаковые работы Минина – серия Шахтерский фольклор (2010) и проект План побега из Донецкой области (2011) – как раз о горняках. А точнее – об их внутреннем мире: как говорит сам художник, "о том, о чем даже на пьяную голову не всегда дерзают заговорить бывалые шахтеры, о душе, которая просит не анекдотов и частушек, а искренней доброты и уважения, надежды на осмысленность прожитых дней".

Именно за работы на темы Донбасса Минин попал в шорт-лист премии PinchukArtCentre 2013, а также представлял их на арт-площадках Италии, Норвегии, Польши, России.

Роман Минин - картина

План побега из Донецкой области (2013). Выставка в PinchukArtCentre

Кроме того, Минин, академический художник-монументалист, известен как один из лучших мастеров уличного искусства бывшего СССР. Несколько лет подряд он организовывал фестиваль стрит-арта в Харькове, а его работу Гомер на фасаде одного из зданий в российской Перми оценил даже знаменитый британец Бэнкси.


Граффити Гомер в Перми
Граффити Гомер в Перми


Также Минин принял участие в фестивале стрит-арта в Хельсинки в прошлом году, когда десятки мировых СМИ показали его граффити об Эдварде Сноудене, а городские власти даже решили сохранить рисунок.


Сноуден в Хельсенки
Сноуден в Хельсинки


Борис Михайлов
Фотограф, 76 лет

Имя харьковского гуру социальной фотографии Бориса Михайлова давно и хорошо известно международной арт-общественности. Он единственный среди украинцев, в чьем резюме есть строчки вроде персональной выставки в престижной лондонской галерее Saatchi и в музее искусства ХХ века Шпренгеля, что в немецком Ганновере. Его работы хранятся в коллекциях самых знаменитых музеев мира — в частности, нью-йоркского МоМА и музее Стеделик в Амстердаме.

Еще одно свидетельство мирового признания Михайлова – международная премия Хассельблад, получить которую для фотографа так же престижно, как для физика удостоиться Нобелевской премии. В довершении ко всему в 2008-м харьковчанин пополнил ряды членов авторитетной Академии визуальных искусств в Берлине.


Работы из серии Case History
Работы из серии Case History


Несмотря на солидный возраст, фотограф даже не думает о том, чтобы праздно почивать на лаврах былых творческих побед. Автор скандальных и эпатажных серий о неприглядных сторонах постсоветской действительности продолжает исследовать окружающую его реальность.

Он живет между Берлином и родным Харьковом и признается, что именно в Украине ему работается интересней всего. На проходящей в Санкт-Петербурге биеннале современного искусства Манифеста были показаны именно его фотографии с революционного Майдана. Для мастера эта серия – продолжение любого занятия по исследованию героев современности.

Лада Наконечная
Художница, 33 года

Уже несколько лет уроженка Днепропетровска и жительница Киева Лада Наконечная использует непопулярную среди современных художников технику – карандашный штрих. За кажущейся простотой ее рисунков скрывается виртуозная игра с восприятием пространства и глубокие размышления о взаимном влиянии художника и его аудитории друг на друга.

Тонкую интеллектуальною арт-провокацию Наконечной ценят на родине и в прочих странах. Она – постоянный участник больших отечественных арт-смотров; вместе с коллегами по творческому объединению Р.Э.П., а также в качественного самостоятельного автора выставляется в галереях и музеях Германии, Польши, Франции, Швейцарии и США.

На счету Наконечной участие в основном проекте Московской биеннале, а также в параллельных выставках авторитетной Венецианской биеннале современного искусства – в 2011-м она вместе с группой Р.Э.П. сотрудничала здесь с павильоном Болгарии, а в 2013-м была соавтором проекта Евроремонт.

Художница признается, что искусство для нее – способ понять, что происходит в душе и мыслях человека и в окружающем его мире, инструмент для осознания социальных отношений. Пример такого арт-взаимодействия – реализованная в столичном PinchukArtCentre работа Наглядный пример моего участия, за которую она получала специальный приз арт-центра.  А еще – выставка Открытки с Майдана, показанная в Польше и ставшая результатом общения художницы и ее коллег с пострадавшими в ходе столкновений на киевском Майдане участниками протестов.



Влада Ралко

Художница, 45 лет

С начала 2000-х киевская художница Влада Ралко провела десятки персональных выставок в Украине и за рубежом. Ее работы есть в частных коллекциях как отечественных, так и иностранных ценителей искусства, а в 2009 году картина Ралко Мальчики была среди 20 полотен, впервые представших Украину на знаменитом аукционе Sotheby's. 

Творчество художницы, которая нередко фокусируется на физиологии человека, отличается чрезвычайной экспрессивностью и гиперчувственностью. Искусствоведы считают, что по энергетической заряженности работ Ралко мало равных в современном украинском искусстве.

"Влада — одна из тех художников, которые держат планку, — говорит о ней известный киевский галерист Евгений Карась. — Поскольку это сложно, то не все художники выдерживают в творческом марафоне. У Влады это получается".

Художница не могла не отреагировать и на события минувшей зимы в Киеве, в которых она принимала активное участие. Серия ее работ Белые листы весной была представлена в венском музее Künstlerhaus на выставке Я капля в океане – проекте, собравшем лучшие работы украинских художников о событиях на Майдане.
Влада Ралко - картина

Работы из серии Белые листы

Николай Ридный

Художник, 29 лет

Николай Ридный – художник с четкой позицией, узнаваемой манерой, понятными и убедительными образами. В своих работах, среди которых есть скульптуры, видеоарт, графика и фотографии, молодой харьковчанин критикует принципы полицейского государства, изобличает лицемерие властных идеологий и исследует темы войны и агрессии.

Цели Ридного подобны тем, что ставят перед собой общественные активисты и публицисты. «Мое искусство – это попытка сдвинуть что-то с места», - формулирует художник.


На фоне работы Вода камень точит
На фоне работы Вода камень точит


Его творчество востребовано. Ридный ежегодно принимает участие в десятках групповых проектов в галереях Киева, Харькова, Москвы, Вены, Нью-Йорка и Берлина. Его сольные выставки уже успела оценить публика Варшавы и американского Санта-Фе. В прошлом году украинец представлял Украину в художественной Мекке мира — на Венецианской биеннале.

Ридный также делает уверенные шаги в кураторстве. У него за спиной уже три выставочных проекта, в которых принимали участие украинские, а также польские, российские, немецкие и шведские художники. Последняя из выставок, После победы, была показана этим летом в Харькове и была посвящена спекуляциям и мифам вокруг Второй мировой войны.



Александр Ройтбурд
Художник, 53 года

Четыре года назад одессит Александр Ройтбурд самостоятельно и без лишней скромности определил свое место на украинской арт-сцене: «Я не буду кого-то там расталкивать локтями в первой пятерке, понятно, что я нахожусь по крайней мере в десятке». Эксперты убеждены: видение художника вполне совпадает с реальностью.

Действительно, в последние годы за Ройтбурдом прочно закрепился статус классика современного украинского искусства.  Без его работ не обходится ни одна масштабная отечественная групповая выставка, и, конечно же, Ройтбурд был представлен на первой Киевской биеннале в Мыстецьком арсенале, которая стала одним из самых значимых событий в культуре современной Украины .

Также полотна этого художника были показаны в выставочных залах Берлина, Парижа и Нью-Йорка. Часть из них хранится в коллекциях ведущих музеев мира вроде нью-йоркского МоМА и московской Третьяковской галереи.


Картина Прощай, Караваджо
Картина Прощай, Караваджо


При этом работы мастера отлично продаются – на торги их выставляли полтора десятка международных аукционных домов. Личный рекорд Ройтбурда — $ 97 тыс., которые неизвестный покупатель отдал на лондонских торгах дома Phillips de Pury за его работу Прощай, Караваджо!

Художник, ставший участником Евромайдана, не чурается острых высказываний о власть имущих, а в творчестве в своей характерной запоминающейся манере он оперативно реагирует на актуальные события. Присущие художнику мудрость и ирония сделали его в последний год заметным персонажем социальных сетей.

Арсен Савадов

Художник, фотограф, 52 года

За те 30 лет, что киевлянин Арсен Савадов занимается искусством, наиболее прочно за ним закрепились два эпитета — скандальный и дорогой.

Скандальный – потому что, работая над сериями снимков во второй половине 1990-х—начале 2000-х, он уверенно выходил за рамки дозволенного, то спускаясь в шахты и фотографируя шахтеров в балетных пачках (Донбасс-шоколад), то используя в качестве моделей трупы, а в качестве места съемок – морг (Книга мертвых).

Дорогой – потому что еще в 1987 году картину Печаль Клеопатры молодого Савадова французский художник Пьер Фернандес Арман приобрел на парижской ярмарке FIAC за $ 150 тыс. Таким образом на десятилетия вперед был установлен рекорд публичных частных продаж произведений украинских художников.

Впрочем, ни сам по себе шок, ни большие деньги никогда не были самоцелью для Савадова. Своей главной задачей он видит свободу – убить раба в себе и посредством творчества помочь в этом окружающим.

К 2014 году мастер стал более сдержан, а его сюрреалистические полотна приобрели особую эпичность. Сегодня его работы пользуются стабильным спросом среди коллекционеров и клиентов международных аукционных домов, выставляются в галереях Киева, Москвы и Нью-Йорка, а также хранятся в музейных коллекциях Парижа, Санкт-Петербурга и Любляны.

Арсен Савадов - картина

Фото из серии Донбасс-Шоколад, 1997 (проект Deepinsider)

Тиберий Сильваши

Художник, 67 лет

Тиберий Сильваши – классик украинской абстрактной живописи. В своих монохромных работах, которые сам художник называет объектами для созерцания, он не стремится реагировать на текущие события, а работает с цветом и объемом.

Живописец убежден – искусство позволяет увидеть мир изнутри. «Человек обычно скользит по поверхности, а художник видит взаимоотношения вещей между собой», - формулирует Сильваши то, как понимает сущность своего занятия.

Он известен и уважаем, его стиль узнаваем, тем не менее художник категорически отказывается от участия в аукционах, предпочитая работу с галереями и коллекционерами. Впрочем, эксперты утверждают, что в среднем полотно художника стоит около $50 тыс.

Работы Сильваши хранятся в приватных и музейных собраниях Украины, Европы и США. Ежегодно в культурных западных центрах вроде Лондона, Вены и Мюнхена проходит до десяти выставок с участием работ мастера.


Проект Простая форма
Проект Простая форма




.

Олег Тистол
Художник, 54 года

Олег Тистол – один из тех художников, благодаря которым новое украинское искусство известно и ценимо в мире. Причем в случае Тистола такая оценка вполне поддается исчислению, поскольку его работы регулярно продаются на ведущих мировых аукционах.

Нынешний рекорд Тистола – почти $ 54 тыс. за полотно Раскраска на лондонских торгах Phillips в 2013 году. И это далеко не первая аукционная продажа художника: его картины уходили с молотка по цене в $ 10-30 тыс. на торгах все того же аукционного дома Phillips de Pury & Co, а также на знаменитых аукционах Sotheby's, Christie's и Bonhams.

Работы Тистола, отличительной чертой которых является художественное переосмысление различных клише и стереотипов — от советских и национально-исторических до географических, — есть в галереях США, Нидерландов, Швейцарии.

«Я понимаю, что мировой культуре от меня если что-то и интересно услышать, то вот оно – какой именно я чурка [представитель национальной культуры] и как с точки зрения чурки сложен мир», - так объясняет свою международную востребованность сам художник, участвовавший в главных биеннале мира, в том числе в Венеции и Сан-Пауло.

Олег Тистол - картина

Раскраска. Живописная работа из знаменитого цикла Южный Берег Крыма (ЮБК), которая была выставлена в рамках инсталляции Олега Тистола и дизайнера Анастасии Ивановой на 31-й Украинской неделе моды в 2012 году, и раскрашена зрителями при помощи маркеров.

Василий Цаголов

Художник, скульптор, 57 лет

Для характеристики карьеры художника Василия Цагалова не придумать определения более точного, чем постоянство. Последние 25 лет он регулярно участвует в групповых выставках в галереях Нью-Йорка, Майами и Москвы. Его работы хоть и не устанавливают рекордов на аукционных торгах, но при средней стоимости в $ 40-50 тыс. пользуются стабильным спросом у коллекционеров. Сам художник остро чувствует нерв времени и всегда находится в отличной творческой форме.

Создав немало скульптур и инсталляций, Цаголов никогда не оставлял живопись. Его картины легко узнать по нарочно непокрытым краской участкам полотна, черному юмору и откровенной брутальности сюжетов. Впрочем, сцены секса и насилия художник выбирает не ради эпатажа. Его задача – найти и осмыслить, а часто и предугадать болевые точки общества.

«Я делаю искусство, как мне кажется, на злобу дня», — утверждает автор.

В этом году работы Цаголова участвовали в посвященных революции на Майдане выставках в Кракове и Вене. Впрочем, художник высказывает свою позицию не только посредством творчества, но и конкретными поступками. Например, отказом от участия в организованной известным российским галеристом Маратом Гельманом выставке в Москве весной этого года. Свое решение Цаголов объяснил действиями России в отношении Крыма.

Василий Цаголов - картина

Работы Цагалова из серий Офисный роман-2, Украинский X-File и картина Коктейль Молотова

***

В материалах использованы снимки фотографов НВ Александра Медведева и Натальи Кравчук, а также Елены Божко, Игоря Чекачкова и Сергея Ильина


© Спецпроект НВ Люди культуры. Читайте также:

Топ-20 музыкантов Украины

Писатели и издатели

Меценаты и арт-менеджеры

Театр и Кино


Также ТОП-100 Людей культуры Нового Времени читайте в спецвыпуске НВ №20 от 26 сентября 2014 года