27 сентября, 2016. вторник

Новое время

UA RU
#remembermaidan

История Майдана от Матвея Вайсберга

08 декабря, 2014
Специальный проект НВ #remembermaidan приурочен к годовщине Революции Достоинства и выходу первой книги, исследующей феномен Евромайдана #EUROMAIDAN - history in the making. Это истории участников событий зимы 2013-2014 и возвращение на главную площадь украинской столицы, ставшую символом мужества и отваги, взаимопомощи и самоорганизации. Все истории - смотрите на странице спецпроекта.
Матвей Вайсберг

Художник. Во время Майдана — активист, автор серии картин про противостояние «Стена»


Есть вещи, которые сердце человеческое не выдерживает. Когда 30 ноября я смотрел, как ловили людей по переулкам… Жутко было даже не от самой бойни под стелой, а от того, как догоняли, как демонстрировали свое право головы разбивать. В молодости я служил в стройбате и потому знаком с этой зековской философией — есть люди и есть лохи. В той иерархии женщины вообще людьми не считаются. И когда в 2010 году Янукович пришел к власти, стало понятно, что рано или поздно нам придется выйти на улицы. Или нам здесь не жить.

1 декабря я шел на Майдан и вспоминал, как в 2004-м, в то же время, направлялся к Крещатику по Богдана Хмельницкого, дав беременной жене слово, что никуда не пойду, и напевал про себя Галича: «Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час? Где стоят по квадрату в ожидании полки?». Все думал, где же войска стоят, чтобы нас разгонять. Тогда это было страшно, это был серьезный поступок, я тем самым преодолевал себя. А в этот раз страха уже не было, пришел как старый майданер.

_______


1 декабря / © Фото: Матвей Вайсберг/
1 декабря / © Фото: Матвей Вайсберг/


Второй реперной точкой для меня стала ночь с 10 на 11 декабря, помните это «Киев, вставай!». Я сидел у двух экранов — компьютера и телевизора. Накануне у меня случился сердечный приступ, и друзья просили оставаться дома, а заодно наблюдать за ситуацией. Говорили: «Ты хотя бы видишь слона, а мы только ногу». Я сидел-сидел, но потом все равно пошел на Майдан. Кордоны милиции расставили по всему району, но на площадь они не пропускали только машины, и я спокойно прошел мимо них в четвертом часу. Это был какой-то сюрреализм. Перформанс, постановка в духе Феллини: толпы людей куда-то двигались. Утром, когда стало понятно, что мы их, «Беркут», перетолкали, я возвращался домой. Уже открыли метро, и люди выходили оттуда, я вглядывался в лица. Это были люди, которые шли куда-то в неизвестность. Такой смелый украинский народ…

фоторастяжка 1

11 декабря / © Фото: Матвей Вайсберг/

Я пошел на Майдан не как художник, а как гражданин, который не мог вынести происходящего в нарождающейся, как мы теперь понимаем, стране. Для меня как для художника Майдан был красивый. Плохие вещи не могут быть такими красивыми. Он был красив во всех своих проявлениях — и эстетических, и этических. Когда я шел на Майдан 10-11 декабря, мне становилось все лучше и лучше физически, сердце успокаивалось — физика действовала прямо наоборот. А дома было невыносимо, страшно.

11 декабря / © Фото: Матвей Вайсберг/

Потом я пикетировал факельное шествие «Свободы». Мне было трудно на это решиться, но я вышел. Нас было всего человек десять. Мы стояли на Михайловской внизу и ждали шествия с плакатами. Я до сих пор считаю, что доля последующей пролившейся крови на «Свободе» тоже есть. Было неприятно, когда мимо проходили тысячи человек, у Кати Демчук и Андрея Мокроусова вырвали плакаты, называли нас кремлевскими троллями. Но никто не бил, к счастью, только потолкали Андрея Плахонина.

Правда, Майдан постоянно сам себя очищал. Однажды кто-то написал на стене крупно фразу «Геть владу жидiв». Но в тот же день журналист Дима Десятерик не поленился, взял баллончик с черной краской и закрасил надпись. Мы сами корректировали протест.

фоторастяжка 3

Грушевского и Майдан 18-21 февраля / © Фото: Матвей Вайсберг /

Были странные моменты, когда во время перемирия женщины и священники подходили к вевешникам близко, а те начинали стучать по земле щитами и говорили сквозь стиснутые зубы: «Ра-бо-тать». Они считали нас бездельниками. А однажды мимо меня на  Софиевской площади проходила женщина и с таким омерзением сказала: «Ух, бездельники!». Кто им все это внушил?

Художники вели себя на Майдане так же, как и остальной народ. Кто-то воевал, как Борис Егиазарян или как Игорь Прокофьев, который испытывал аэродинамику коктейлей Молотова возле стадиона «Динамо». Кто-то разрисовывал щиты, кто-то участвовал в художественных акциях.

Два месяца я совсем не думал о краске. Пушки стреляют — музы молчат. В такие периоды невозможно было собраться и что-то делать. Я просто шел на Майдан и наблюдал, помогал, чем мог. В конце января, когда наступило перемирие, я начал писать свою «Стену». У меня по Гольбейну была уже похожая стена, как иллюстрация к Ветхому Завету. Когда я видел такой Майдан, как на Грушевского, то понял, что это тоже из Завета, только я являюсь участником. Как писал Тютчев, «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие как собеседника на пир». Я стал таким собеседником тоже. Все мы стали такими собеседниками. А сейчас думаю, не сон ли это был?

фоторастяжка 4

Матвій Вайсберг. Стіна

___________________________________

Книга #EUROMAIDAN History In The Making - первое двуязычное издание о Революции Достоинства. Проект документирует и исследует Майдан: как историческое событие, набор общих ценностей, пример самоорганизации и как художественное явление. В книгу вошло более 200 снимков 46 фотографов. Помимо уникального иллюстративного ряда (многие фото публикуются впервые), в издание вошли тексты известного украинского историка Ярослава Грицака и философа Тараса Лютого, описавших феномен и мифологию Евромайдана. Автором текстов о явлениях Майдана стала Екатерина Сергацкова («Украинская правда»), один из наиболее резонансных журналистов Евромайдана, автором текстов о хронологии событий с 30 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года - Константин Донин, главным редактором выступил Глеб Гусев (Esquire). Презентация книги состоялась 7 ноября 2014 года. #EUROMAIDAN - History In The Making - совместный проект агентства Art Management и издательства «Основи». Автор идеи  - Владимир Кадыгроб.

Проект #remembermaidan создан AGENTSTVO special projects специально для «Нового времени».

Присоединяйтесь к проекту #remembermaidan

Присылайте свои истории и фото на и-меил remember@euromaidanbook.com

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев