#remembermaidan

"Художник перед лицом Майдана был беспомощен"

17 ноября, 2014
Специальный проект НВ #remembermaidan приурочен к годовщине Революции Достоинства и выходу первой книги, исследующей феномен Евромайдана #EUROMAIDAN - history in the making. Это истории участников событий зимы 2013-2014 и возвращение на главную площадь украинской столицы, ставшую символом мужества и отваги, взаимопомощи и самоорганизации. Все истории - смотрите на странице спецпроекта.
Александр Курмаз

Художник. Во время Майдана - фотограф, волонтер



Я не верил, что Майдан может случиться. Да, ситуация в стране была сложной. Да, в обществе присутствовало негодование. Но мысль, что вторая революция может произойти вновь, казалась мне не реалистичной. Все были настолько разочарованы последствиями событий 2004-го года, при чем не столько «оранжевыми лидерами», но и, собственно, самим протестом, как формой сопротивления. 21 ноября, когда люди в первый раз вышли на улицу, я тоже пришел. Правда, находился там совсем недолго — ничто не предвещало какого-то развития ситуации.

Спустя несколько дней, ночью, произошел силовой разгон студентов. Рано утром я приехал в центр, и это уже была другая площадь. Майдан оцепили по периметру. Возмущенные горожане стояли по одну сторону, милиция и срочники — по другую. Последние вообще не имели никакого отношения к разгону, но представляли ту же силу, олицетворяли систему. Поэтому вся агрессия и ненависть вылились на них. Правда, находились здравые люди, которые говорили, что конкретно эти парни ни в чем не виноваты, но для остальных слова уже не имели значения. Вот это и стало первой отправной точкой, после которой Майдан было уже невозможно остановить.

© Фото: Александр Курмаз

Очень интересно было наблюдать за внутренней жизнью на территории Майдана, когда люди конструировали вещи для быта из всего, что попадалось под руку. На моих глазах появлялись палатки, полевые кухни, пропускные пункты, бочки с огнем, готовилась пища, отрабатывались приемы групповой самозащиты, сочинялись песни... Отдельного внимания заслуживал продукт коллективного творчества людей, для которых Майдан стал домом. Кто-то вырезал из дерева статуэтки, кто-то рисовал плакаты, кто-то вышивал крестиком, оформлял свой дом-палатку.

Художник перед лицом Майдана был беспомощен. Майдан был настолько сильным по своей форме и содержанию, что художник мог только ходить и облизываться, потому что ничего подобного предложить не мог.

Фоторастяжка 2 - 3в1

© Фото: Александр Курмаз

Еще одной очень важной составляющей была «архитектура» Майдана. Я бы назвал ее «анархитектура». Люди делали баррикады из снега. Это же невероятно! Немного потеплеет, и всё растает — неважно. Ты шел по площади и видел, как все работает: женщины передают парням мешки, они их складывают, вырастает баррикада. Кто-то строит, кто-то варит, кто-то носит кирпичи, кто-то — снег, кто-то поливает водой.


© Фото: Александр Курмаз
© Фото: Александр Курмаз


Очень жаль, что в центре от Майдана ничего не осталось. Сейчас много разговоров, мол, нужно воздвигнуть какой-то монумент. Не нужно монументов! Нужно было оставить одну из тех потрясающих конструкций. Она была бы более выразительной и исторически честной.

© Фото: Александр Курмаз

Я часто вспоминаю историю, которая случилась на площади. Я довольно много времени проводил на Майдане, как-то ко мне подошел парень и попросил, чтобы я сфотографировал армянский флаг. Я как-то неоднозначно на это отреагировал. Сказал: «Да, очень интересно, но я тут своими вещами занимаюсь». Он начал говорить, что он армянин и пришел сюда для того, чтобы бороться за новую жизнь, за свободу, говорил, что мы братья, что мы должны поддерживать друг друга в такой сложной ситуации. Что больше никого у нас нет, что мы должны стоять плечом к плечу друг к другу. Я слушал, слушал, все-таки сделал снимок, о котором он просил, и спокойно отправился дальше. Спустя две недели я узнал, что этот парень погиб и что его звали Сергей Нигоян.

Погиб армянин в Киеве на баррикадах за украинскую революцию. Что же мы должны сделать, чтобы его жертва была не напрасной?

фоторастяжка 4


© Фото: Александр Курмаз

© Фото: Александр Курмаз

___________________________________

Книга #EUROMAIDAN History In The Making - первое двуязычное издание о Революции Достоинства. Проект документирует и исследует Майдан: как историческое событие, набор общих ценностей, пример самоорганизации и как художественное явление. В книгу вошло более 200 снимков 46 фотографов. Помимо уникального иллюстративного ряда (многие фото публикуются впервые), в издание вошли тексты известного украинского историка Ярослава Грицака и философа Тараса Лютого, описавших феномен и мифологию Евромайдана. Автором текстов о явлениях Майдана стала Екатерина Сергацкова («Украинская правда»), один из наиболее резонансных журналистов Евромайдана, автором текстов о хронологии событий с 30 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года - Константин Донин, главным редактором выступил Глеб Гусев (Esquire). Презентация книги состоялась 7 ноября 2014 года. #EUROMAIDAN - History In The Making - совместный проект агентства Art Management и издательства «Основи». Автор идеи  - Владимир Кадыгроб.

Проект #remembermaidan создан AGENTSTVO special projects специально для «Нового времени».

Присоединяйтесь к проекту #remembermaidan

Присылайте свои истории и фото на и-меил remember@euromaidanbook.com

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев