Свой бизнес

Рестораторы в Ивано-Франковске

22 сентября, 2016
Финансовый кризис 2008 года побудил нескольких киевских друзей покинуть кредитный рынок, осесть на Прикарпатье и взяться за нелегкое дело – вкусно готовить и кормить

Вдалеком 2008 году теперь уже известные ивано-франковские рестораторы – Юрий Филюк и Александр Токмиленко – работали консультантами, помогая предпринимателям получать кредиты. После краха глобальной финансовой системы они, а также Алина Токмиленко и Антонина Носко, решили набраться сил в Карпатах. 

 

 

Юрий Филюк  
управляющий компанией  

 


А потом они решили остаться жить в Ивано-Франковске. Это было естественно для Юрия Филюка, который вернулся в свой родной город. Остальные члены команды были легки на подъем и готовы к изменениям. "Ничего сложного в переезде во Франковск для нас не было", – заверил Токмиленко.

Отдохнув от финансовых общемировых потрясений, друзья решили изготавливать и продавать в одном из городских центральных скверов бельгийские гофры (вафли). По словам Александра Токмиленко, они и не заметили, как к ним начали выстраиваться очереди. Лето подошло к концу, и друзья прямо у себя за спиной увидели объявление об аренде помещения. "А почему бы и нет?", – подумали друзья и решили открыть в 2009 году первое в своей сети заведение общественного питания под названием Manufactura

 

 

Вложив около 450 тыс. грн в запуск этого кафе, соучредители смогли закупить недорогое оборудование и нанять столичных консультантов. Последние заверили, что без дорогих плазм, залов для курения и алкоголя дело не выгорит. Однако все вышло наоборот – с одного заведения выросла целая сеть с интригующим названием 23 Ресторани. "Мы как раз вопреки профрекомендациям сделали заведение без курения и тяжелого алкоголя, – подчеркнул Филюк, – и получили хорошие результаты".

Почему 23?
Почему 23- фото

На вопрос, что означает название вашей компании, основатели отшучиваются, мол, может когда-то и будет 23. Пока их всего шесть, а число 23 – любимое у одного из совладельцев. Когда заработала Manufactura, на первых порах всем учредителям приходилось работать и за барной стойкой, и на кухне, и в зале официантами. Правда, недолго, потому что кафе начало быстро себя окупать. Тогда друзья задумались, что делать дальше – продавать или развиваться. Они выбрали второй путь. Так неподалеку появилось летнее кафе Веранда

Дальше пошло-поехало. Теперь в сети 23 Ресторани, кроме двух упомянутых заведений, есть еще кафе Говорить Івано-Франківськ, ресторан итальянской кухни Fabbrica, а также кондитерская Delikacia. Правда, на пути к успеху были и шишки, как вот Мармуляда. Арт-кафе в подвальном помещении под этим вкусным названием просуществовало три года, и в конце-концов закрылось.

«Ресторан это не просто бизнес-модель, это – душа. Если владелец не понимает ценности гостей, на которых направлен концепт, то оно не работает. Так и случилось, оказалось, что арт-культура иная, чем мы думали», – рассказал о неудачном проекте Токмиленко. "Главным выводом для нас стало решение открывать только те заведения, которые на 100% совпадают с нашими ценностями. Не стоит делать то, что тебе самому не близко полностью", – подчеркнул Филюк.

Зато кафе Говорить Івано-Франківськ, несмотря на небольшой размер, является успешным. Там часто проходят общественные мероприятия, презентации книг и посетителям это пришлось по душе.

 

  

Антонина Носко
шеф - кондитер 

 

Антонина Носко – одна из команды 23 Ресторани – переехала в Ивано-Франковск из Киева, а родилась в Донбассе, в шахтерском Антраците. На Прикарпатье она воплотила свою мечту – стать кондитером, и возглавила еще одно заведение сети – кондитерскую Delikacia.

С запуском итальянского ресторана Fabbrica связана интересная история. Когда руководителям 23 Ресторани предложили хорошее помещение, они задумались, что же там следует открыть. Александр Токмиленко отстоял концепцию итальянского ресторана, ведь итальянская кухня - это проверенные временем технологии по приготовлению вкусной и здоровой пищи.

  

 

Алина Токмиленко
 HR - директор компании

 


Юрий Филюк сумел убедить партнеров, что Fabbrica не станет какой-то копией или банальностью, если на кухне использовать исключительно местные дары природы. Таким образом удалось разрушить миф, что пасту и пиццу нужно готовить исключительно из итальянских продуктов.

Свой к своему за своим
Свой к своему за своим- фото

Операционный директор сети 23 Ресторани Александр Токмиленко отметил, что найти качественные украинские продукты для ресторана с требовательной итальянской кухней было непросто. Больше всего хлопот было с мукой. Каково же было удивление украинцев после того, когда они узнали, что итальянцы закупают наши злаки. "Оказалось, что из украинского зерна можно сделать аналог итальянской фарины и семолы – это разновидности муки. Все, что нужно – правильно смолоть", – поделился своим открытием Токмиленко. Ивано-франковские рестораторы нашли в Австрии современную и профессиональную мельницу с настоящими каменными жерновами и поставили ее прямо посреди зала. Так Fabbrica решила стратегический вопрос с мукой.

 

  

Александр Токмиленко
операционный директор

 

С сырами тоже было не все гладко, рассказал Токмиленко. В Карпатах есть много сыроварен, но там узкий ассортимент, брынзу ко всем блюдам, где требуется сыр, не будешь подавать. Выручали счастливые стечения обстоятельств. Например, к учредителям 23 Ресторани обратился один предприниматель, который мечтал производить моцареллу. Теперь весь объем его продукции выкупают ивано-франковские рестораторы.

Итальянские помидоры пелати, говорит Токмиленко, вполне заменил их херсонский "родственник" – "сливка". С мясными ингредиентами – хамоном, прошутто – до сих пор ситуация не решена на все 100%, но рестораторы дают отечественной отрасли один-два года, и тогда все наладится.

 

Елена Жаботинская
бренд-шеф
 

 

Есть еще одно заведение, которым управляет сеть 23 Ресторани, но оно принадлежит другим учредителям. Речь идет об общественном ресторане Urban Space 100, 80% чистой прибыли которого идет на проекты развития города и различные социальные инициативы. Ежеквартально 100 учредителей - не только предприниматели, но и представители самых разных сфер – собираются и решают, какие именно направления профинансировать на этот раз.

Кроме этого, отметил Филюк, который является одним из соучредителей, Urban Space 100 – это своеобразная "прогрессивная точка сбора в городе", там постоянно происходят какие-то события и собираются проактивные люди. В заведении, кроме, собственно ресторана, есть еще событийная площадка, лавочка молодых украинских брендов с сувенирами, одеждой и т.д. и прозрачная радиостудия, которая прямо оттуда ведет трансляцию.

Бизнес по-прикарпатски
Бизнес по-прикарпатски ФОТО

После большого города – Киева – к ритму жизни в Ивано-Франковске пришлось привыкать. "Никто не работает в воскресенье, даже за двойную плату. А еще – на Анны, Николая, Петра и еще ряд праздников", – удивился местным особенностям Токмиленко. Хотя, по его мнению, преимуществ от жизни в Ивано-Франковске намного больше. "Здесь можно часто бывать в горах, ездить на работу на велосипеде, дышать свежим воздухом, бегать утром вокруг озера, тратить на дорогу 15-20 минут в день, обедать в ресторане за 50-70 грн", – перечислил операционный директор 23 Ресторани.  

 

5 вопросов к Юрию Филюку

1. Сколько составил стартовый капитал Вашего бизнеса? 

Он равен бюджету первого заведения – 450 тыс. грн.

2. Каким было наибольшее препятствие для Вашего бизнеса?

Ограниченность рынка, экономическая и культурная. По первому – ты не можешь делать дорогие рестораны и блюда в Ивано-Франковске, поэтому надо придумывать часто инновационные решения, чтобы быть и в мировых трендах, и вместе с тем выскакивать по цене. А культуру приходилось просто развивать, предлагая новое качество и подходы – не очень благодарное дело в отношении скорости отдачи, но по другому не интересно.

3. Начали ли бы Вы все еще раз?

Мне все нравится, я люблю все, что мы делаем.

4. Кто из бизнесменов Вас вдохновляет?

Смелые, целеустремленные, ценностно-непреклонные люди.

5. На что бы Вы никогда не пошли ради успеха в бизнесе?

На любое ценностное несовпадение.



5 вопросов к Александру Токмиленко

1. Сколько составил стартовый капитал Вашего бизнеса? 

Первого ресторана, точно не помню со всеми доработками от 450 до 600 тыс. гривен при курсе доллара 7 грн/$.

2. Каким было наибольшее препятствие для Вашего бизнеса?

Не знаю, наверное, наибольшего еще не было, потому наибольшее – это то, которое не преодолел.

3. Начали ли бы Вы все еще раз?

Скорее всего нет, потому что сейчас знаю, сколько надо труда, чтобы более-менее поставить бизнес на ноги.

4. Кто из бизнесменов Вас вдохновляет?

Сложно сказать. Есть те, кто делает крутой продукт. А есть те, кто строят замечательные бизнес-модели. Последний раз очень вдохновился производством Модерн-Экспо (производитель торгового оборудования, решений для ритейла и FMCG), Петр Пилипюк и его команда не по-украински крутые.

5. На что бы Вы никогда не пошли ради успеха в бизнесе?

На нарушение собственных ценностей.

 

брендинг