Связь 3G и Терминалы

Пополнение бизнеса

29 декабря, 2016
Как заработать на установке терминалов пополнения. Связь 3G и безналичная экономика открывают новые возможности перед предпринимателями

Сейчас терминалы пополнения – металлические подставки с интерактивными экранами или попросту "пополняшки" – можно встретить в супермаркетах, подземных переходах или возле станций метро. Они дают возможность быстро и без лишних хлопот оплатить услуги кабельного ТВ, сотовой связи, доступа в интернет, коммунальные услуги и тому подобное. Именно удобство и повсеместная доступность привели к их широкому распространению. А их популярность позволяет создать перспективный бизнес при незначительных инвестициях.

Импортная идея
Импортная идея

Впервые подобные устройства появились в 1977 году в США. Они были предназначены для того, чтобы студенты и преподаватели могли ознакомиться с расписанием транспорта. В Украину первые сенсорные киоски попали в 2005 году. Как и тогда, сегодня в нашей стране приобрести терминалы и выйти на рынок приема платежей может любой желающий, как юридические лица, так и частные предприниматели. Для этого вида деятельности не требуется ни лицензии, ни внесения в какой-либо государственный реестр. Основным источником дохода в терминальном бизнесе является комиссия. Поэтому особую важность приобретает место, где установлены терминалы. Нужно учитывать, как потенциальный поток клиентов, так и стоимость аренды. И, несомненно, качество и надежность связи. Тут на выручку приходят крупнейшие мобильные операторы со своими услугами по беспроводной передаче данных, которые полтора года назад начали активно развивать своё 3G покрытие. Александр Очеретный, основатель компании Terminal-UA, уже около пяти лет занимается сборкой платежных терминалов. С продукцией этого предприятия хорошо знакомы пассажиры харьковского метрополитена. Помимо этого направления у компании есть еще сеть из собственных терминалов общим числом приблизительно 250 штук. Около месяца назад Очеретный начал перевод своей терминальной сети на новый корпоративный план от lifecell – 3G хаб 100 ГБ. По его словам, к высокоскоростной сети третьего поколения уже подключено 100 терминалов. "С запуском 3G связь с терминалами стала стабильней – это 100%", – рассказал он. Сеть lifecell, построенная на оборудовании ведущих телеком-вендоров, включая Ericsson, обеспечивает качественную и надежную связь для бизнеса.

«Ещё несколько лет назад, попробовать себя в терминальном бизнесе было довольно просто, рассказывает Очеретный. – При зарплате в Киеве около 10 тыс. грн. и стоимости терминала $1 тыс. по курсу восемь, можно было отложить необходимую сумму». Но за последние два года ситуация резко изменилась, ведь на 99% терминал состоит из импортных комплектующих. Кроме металлического корпуса, который изготовляется непосредственно в Украине. Руководитель компании Terminal-UA отметил, что угадать, будет ли прибыльным тот или иной киоск в зависимости от его места расположения, невозможно. По его словам, неоднократно бывали случаи, когда где-то на окраине, в гаражных кооперативах, установленные там терминалы гораздо чаще пользовались спросом, чем те, что располагались в крупных торгово-развлекательных центрах.

Проверить локацию лучше всего опытным путем. Как правило, за несколько месяцев можно уже точно определить, окупится ли установка терминала в каком-то конкретном месте или нет. "За полгода терминал может выйти на свою пиковую возможность", – рассказал Очеретный. Но обычно хватает и двух-трёх месяцев.

Потенциал роста
Потенциал роста

У этого рынка есть большой потенциал, уверен руководитель Terminal-UA. Причин здесь несколько: это и пока невысокий процент компьютерной грамотности – далеко не у всех наших соотечественников есть смартфон или компьютер. А если и есть, то не все доверяют онлайн-платежам, вот и выручают их "пополняшки". "Многие люди все ещё боятся оплачивать услуги в интернете, они ходят в магазины, покупают карточки пополнения счета", – поделился своими наблюдениями Очеретный. К тому же за последнее время немного вырос и средний платёж при использовании терминалов.

Расширяется и сам перечень услуг, доступных для оплаты непосредственно с сенсорного экрана. В терминалах пополнения можно приобрести железнодорожные или автобусные билеты. "Это ведь удобно, и кто уже попробовал, продолжит пользоваться такой возможностью", – подчеркнул Очеретный.

В основном терминалы пополнения используют для пополнения счетов мобильных операторов. В Киеве удельный вес этой услуги среди прочих занимает 60-70%, а в регионах доходит и до 90%. Всего же на терминалах компании доступно более 3 тыс. услуг. Кроме оплаты услуг связи и коммунальных услуг, в терминалах можно воспользоваться и банковскими сервисами. Например, погасить кредит или пополнить карту. Можно оплатить косметические товары: Faberlic, Oriflame, Avon. Или же купить билеты на концерты, и даже оплатить услуги типографии.

Платежи в массы
Платежи в массы

С дальнейшим развитием мобильной связи – 3G-покрытия, а также распространения смартфонов все большее число платежей будет совершаться непосредственно с экрана умного телефона. Однако руководитель Terminal-UA уверен в перспективах своего бизнеса. Уже сейчас компания развивает направление электронных кассиров. Например, в сети парикмахерских салонов Экспресс-стрижка установлены терминалы для оплаты услуг. Это дает возможность уменьшить прохождение наличных денег через руки персонала и увидеть их поступление прямо в режиме онлайн.

Эту уверенность ему придают планы Национального банка Украины по переходу к так называемой cashless economy. Она предполагает снижение в обороте объема наличных денег и переход к использованию электронных денег.

По данным Национального банка Украины, в 2015 году в отечественных системах электронных платежей было совершено 298,77 млн. платежей на сумму 17,75 млрд. грн. По сравнению с 2014 годом это на 5% меньше в количественном, но на 23% больше, в денежном выражении. Уменьшение количества платежей объясняется тем, что за последние несколько лет значительно уменьшилось число украинских банков и, соответственно, отделений, а также принадлежащих им платежных терминалов. Так, если на начало 2015 года у банков и их агентов было, соответственно 21,1 тыс. и 24,3 тыс. терминалов, то спустя год их число снизилось до 16,2 тыс. и 14,4 тыс. Но даже на этом фоне количество платёжных терминалов небанковских финансовых учреждений стремительно выросло, с 18,75 тыс. по состоянию на первое января 2015 года до 22,68 тыс. на начало этого года. А значит, есть куда расти.

"Рынок не иссякнет ещё очень много лет", – уверен Очеретный.

Мобильные деньги
Мобильные деньги

Есть и другой путь развития «безналичной» экономики, неразрывно связанный с системами мобильных платежей, предлагаемыми мобильными операторами. Парадоксально, но такие системы пользуются особой популярностью именно в тех странах, где банковская система пока не смогла удовлетворить спрос населения на финансовые услуги. В первую очередь, это страны Азии и Океании, Африки и Латинской Америки. По мнению компании Ericsson, отсутствие доступа к финансовым сервисам является барьером для миллионов людей, который не позволяет им претендовать на займы и кредиты, и переводить деньги удобным и недорогим способом – как внутри страны, так и между странами. Интересным примером реализации такой системы мобильных денег является Easypaisa – первое и наиболее крупное в Пакистане мобильное банковское решение, разработанное совместно Tameer Micro Finance Bank и Telenor Pakistan, и с недавних пор использующее платформу Ericsson Wallet. Уже на сегодняшний день решение поддерживает около 21 млн. активных пользователей и около 75 000 агентов в более чем 800 городах страны, включая отдаленные сельские местности.

"С запуском 3G связь с терминалами стала стабильней – это 100%", – рассказал Очеретный. Сеть lifecell, построенная на оборудовании ведущих телеком-вендоров, включая Ericsson, обеспечивает качественную и надежную связь для бизнеса.

Подобная система была реализована и на Филиппинах, где мобильные кошельки на платформе Ericsson Wallet дали возможность напрямую соединить организации микрофинансирования с заёмщиками. Это позволило развиваться малым бизнесам в удаленных регионах, где традиционные банковские услуги недоступны, но где есть покрытие сотовой сетью и обычные мобильные телефоны. Конечно, такая система требует создания новой партнерской экосистемы, которая включала бы в себя мобильного оператора, микрофинансовые организации, сеть агентов для выдачи займов наличными, а также агентства, занимающиеся оценкой рисков. Интересно, что для оценки платежеспособности в этой системе партнеры используют не совсем традиционные банковские показатели, принимая за основу историю пополнения счета, а также использования голосовых услуг, СМС и прочих мобильных сервисов. Таким образом, мобильные операторы уже сейчас имеют потенциал для преобразования обычных мобильных телефонов в виртуальные мобильные банковские отделения. Конечно, с этим сопряжены определенные риски – активный рост систем мобильных платежей может поставить под угрозу всю денежную систему страны, контролируемую государством. К тому же, деньги, «хранящиеся» на мобильном телефоне, могут быть подвержены хакерским атакам. Поэтому, при развитии мобильных финансовых сервисов важно сотрудничество мобильных операторов с правительственными структурами и с вендорами, разрабатывающими защищенные платформы для совершения транзакций. 

Читайте также :  Ловкий снабженец